Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Вот она вещь в уровень таланту. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Крестьяне недоверчиво относились к непонятной им проповеди народников.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Онинастороженно смотрят в разные стороны, пытаясь понять смысл происходящего. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. над «Арестом пропагандиста» живописная манера художника значительно изменилась и это сказалось в картине. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Фигуры на заднем плане – это простые крестьяне в грубых посконных одеждах.
Начатая в одной манере, она заканчивалась в совсем иной. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Он – живое воплощение полицейско-судебной ищейки. Уменьшилась и величина фигур по отношению к пространству. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Соответственно в корне изменилось все построение картины. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 1879 – 1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея» и «Сходка террористов», в которых наблюдается стремление к героизации революционера.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Поскольку исчезла народная масса, постольку уменьшилось число фигур в композиции и появилось свободное пространство интерьера избы. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Это было решение, вполне подходившее для показа взаимоотношений пропагандиста с народом, для трактовки, где важнейшей была передача того, как народ, разные его представители, реагирует на арест. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1887 году он расходится с женой.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Да ведь это целая огнедышащая гора. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Композиция приобрела больший лаконизм и ясность, заключающие, однако, сложное развитие в каждой из столь ясно выделенных групп.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. С неменьшим совершенством и предметностью написаны и все остальные детали. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Он писал, что образ царевны «соответствует истории». В. А. Репина с детьми идет по меже.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
1879Абрамцево. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. В этом изменении образа сказался результат работы Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина., с которым он преодолевает это противоречие и успешно решает труднейшую задачу.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Это можно понять при сравнении ее с первоначальным вариантом 1878 года. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Таким образом, время создания «Ареста пропагандиста» охватывает весь период работы Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Это легкое движение света и золотистых вспышек усиливает звучность красочных пятен на темном фоне и придает картине еще большую тонкость живописной отработки. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Среди его учеников, . Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Эта динамика композиции соответствует драматизму сцены в целом. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Обучался в 1-ом московском кадетском корпусе, всё свободное время.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Это добавляет картине живости, придает движение, особуюэнергетику. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Какая трудная вещь – кончить картину. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. А это постепенно все менее соответствовало широкой экспрессивной манере письма.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Соответственно изменился сам образ революционера. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Далее художник не раз обращается к образу революционера. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. По грязной дороге. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Перед нами было Убиение Грозным сына. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Родился 22 июня 1815 года в Москве, в семье бедного чиновника. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
1876Холст, масло, 26. 5 x 53Государственная Третьяковская галерея», носившей характер еще слишком общей, не развернутой и скорее лирической трактовки темы. Он закрывает спереди ненужное свободное пространство и завершает связь группы исправника и чиновника с группой пропагандиста и сотских. Л. Н. Толстого».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. По грязной дороге. Среди его учеников, .
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Такая длительность работы не могла не отразиться в картине.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. При широкой и свободной манере письма экспрессивным мазком он достигает законченности и почти миниатюрной передачи деталей в этом небольшом полотне. вводит новый персонаж – девушку, сообщницу пропагандиста. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Художник, график. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В окончательном же варианте она, собственно говоря исчезла. Зато появились фигуры полицейских, чиновников, кулаков-предателей. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Среди его учеников, . С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Изменение решения сказалось прежде всего в центральной сцене. Общение с прежними друзьями было только заочным. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Мастер жанровой картины. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Среди его учеников, .
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. в писании натюрморта, мастерство, первые достижения которого отмечались в «Воскрешении дочери ИаираВоскрешение дочери Иаира. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Показ столкновения пропагандиста с предателем, естественно, требовал дать между ними свободное пространство, чтобы выявить устремленность пропагандиста, усилить динамику его фигуры.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Конца не предвижу: туго идет. 1871Холст, масло, 229 x 382Государственный Русский музей». Среди его учеников, .
Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Передовые, революционно настроенные интеллигенты, особенно студенческая молодежь, «пошли в народ», в деревню, надеясь поднять крестьян на революцию против царского самодержавия и осуществить немедленный переход к социализму.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. «В 1874 году народники предприняли героическую попытку претворить свои идеи в жизнь. Америка—Франция—Россия.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Первый факт. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Пятый факт. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Эволюция шла в общем в сторону усиления звучности и динамики живописи, свободы мазка. Ее несколько уравновешивают фигуры стоящих у окна понятых и сидящего на лавке человека (предателя, по объяснению самого Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. над картинами «Отказ от исповедиОтказ от исповеди.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий.
Но жизнь показала полную несостоятельность представлений народников о «коммунистических инстинктах» крестьянина. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Из мирного, в сущности, пропагандиста, относительно спокойного, как бы печально размышляющего о народе, он превращен в драматический, экспрессивный образ борца. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. М. Бунакову.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Среди его учеников, . Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Царское правительство арестовывало революционеров сотнями. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Она с перерывами продолжалась до 1890 года. Среди его учеников, . Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Среди его учеников, . Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В его дом каждую среду съезжались гости.
Третьяков»109. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Однако неудача «хождения в народ» не сразу подорвала народнические иллюзии». Среди его учеников, . ). Среди его учеников, .
Среди его учеников, . В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Отец ударил своего сына жезлом в висок. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127., так удачно применялся в жанровой живописи. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Напереднем плане внимание привлекает раскрытый чемодан с разбросанным содержимымпропагандиста. –основнаяпротивулика Картина в основном написана в темных невыразительных цветах исключениямиявляются лишь два чистых цветовых пятна – красная рубаха центрального героя иголубая крышка раскрытого чемодана.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.