Но в рисунке (хотя по манере он отличается от более поздних рисунков Модильяни) уже видны точность линий их легкость, поэтическая убедительность. Женщина около постели – как символ хранительницы очага. Это направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Это было в 1911 году. Зеркало – глаз мира.
Обнаженная толстая женщина на диване трогательна в своем безобразии.
Потом, до конца своей жизни в 1904 году, он обращался к темам, сюжетам и образам, увиденным им в Египте, создавая новые и новые полотна на основе беглых путевых набросков и ярких незабываемых воспоминаний. А самое поразительное в нем то, что весь он состоит из символов. Денег у него не было он жил с женой в маленькой квартире Модильяни там часто работал. Модильяни был очень возбужден. Теперь у европейцев появилась возможность узнать гораздо больше о жизни гарема, чем прежде.
Для одних это воплощение дикости и безнравственности, для других повод посмеяться над «чуждым» и «отсталым», для третьих – просто отголосок арабских сказок, прекрасный, но чужой мир невиданной роскоши, некоторые же, наоборот, пытаются искать научные или ещё какие-либо объяснения, даже говорят о естественности подобного рода полигамных отношений. И блеск оружия и манящий звон золота и завораживающее сияние самоцветов и, скажем словами Камоэнша, «жажда бури», влекло к новым горизонтам и открытиям.
Моделью для картины стала Сью Тайлли по прозвищу Толстая Сью. Чем достойнее изображается противник, тем выше ценится победа над ним.
Западное светское общество создавало свой «Восток», удобный для побега от привычного уклада жизни идеализированный, наполненный радостью жизни, утонченной роскошью, чувственностью и весельем. Горящая свеча – всевидящее Божье око.
Грусть и одиночество рабыни сквозит и в глазах героини картины Поля Дезире Троильберта. Противоположен романтизму и академизму. Кроме чисто внешней аттрактивности, художник вводит некоторую драматическую фабулу, предлагая зрителю не только бесконечно наслаждаться разглядыванием затейливых узоров ковров, тканей и инкрустаций, но так же взглянуть на выражение лиц персонажей и поразмышлять над их судьбами.
Присмотритесь. Или он был рабством и драгоценной тюрьмой с золотом расшитыми шелками и деликатесами. Слово гарем имеет древнее доисламское происхождение, возможно, от аккадского языка и трактуется в дословных переводах как «потайное место», «охраняемая часть дома», «запретное место». Воспевал нагую красоту одалисок Доминик Энгр, художник, вошедший в историю искусства как создатель одного из привлекательнейших произведений направления ориентализма «Турецкую баню» (1863). Он никогда не бывал на Востоке, но постоянным источником его вдохновения служила восточная поэзия, литература, путевые заметки, а так же собственное неуёмное воображение.
Искусство мыслилось ими основным инструментом освобождения. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Здесь выложены работы не только потсмодерна, но и постреализма, постсюрреализма. Были популярны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты.
Сюрреалисты были вдохновлены радикальной левой идеологией, однако революцию они предлагали начать со своего сознания. Художники модерна черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и древних цивилизаций. Собака – символ верности. Пара башмаков – единство.
Основным настроением часто являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. В отличие от других направлений в искусстве, символизм полагает выражение «недостижимых» иногда мистических идей, образов Вечности и Красоты. На портрете ничего не написано просто так. Щетка – знак чистоты. Суть направления в как можно более точной и объективной фиксации действительности.
Кстати, многие эти женщины с возрастом страдали ожирением и переставали представлять интерес для господина, становясь жертвой раба-евнуха, тихо и «гуманно» удушающего такую «изношенную» вещь во время сна. Невероятно трогателен его театральный шедевр Жиль (так называли во Франции грустного неудачника Пьеро). Фигуры расположены в соответствии с ролью каждого в супружестве. Девятнадцатый век начался с завоеванием Египта, что дало новый импульс для развития ориентализма, открыло новые тайны и загадки Востока. На самом же деле, прообраз гарема существовал ещё во времена до возникновения Ислама среди арабских племен и появление такого типа семьи было обусловлено житейской необходимостью – одной жене было просто не управиться с хозяйством в условиях кочевой жизни в пустыне, кроме того, в постоянных конфликтах погибало много мужчин. Нет спектакля, нет публики – нет необходимости играть. Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе, открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».
В те времена, в XVIII веке пошла большая мода на «турецкие» маскарады – вот уж на них французские светские дамы могли от всей своей души показать роскошь изысканных тканей Востока, дорогие украшения, вычурные узоры декоративных модных вещиц, а так же насладиться удивительной игрой фантазии. Не обошел он стороной и тему жизни гарема.
Но был ли гарем Раем для самих его обитательниц. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы.
Конечно, нет уверенности говорить, что он видел гарем. В картине «Паша и его гарем» Франсойш Гарбриэль Ле Паулль любуется этими женщинами, с томными миндалевидными глазами, с изящностью плавных жестов.
Если художники предыдущей эпохи показывали разыгранные театральные сцены из жизни гарема и в роли жен гарема часто были светские барышни, развлекающиеся игрой в экзотику, то теперь Восток в живописи предстает хотя идеализированным, но зато настоящим. Художников занимала экзотическая красота восточных женщин их внутреннее спокойствие, естественность и взращиваемая с ранних лет сексуальность. И это не только про сцены сражений.
В 1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств.
Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. Он, несомненно, знал о нем, видел типажи лиц, наблюдал манеры, жесты, одеяния.
В картине Ван Лоо «Женщины гарема и слуги-евнухи» изумрудные оттенки листвы деревьев и жемчужно-атласная палитра одеяний впечатляет своей легкостью, воздушностью настроения, художник воспевает праздную жизнь женщин в окружении прекрасной природы и богатейших дворцов. В 1712 году все работы Ван Мура были собраны в одну огромную публикацию «Коллекция сотни изображений различных народов Леванта», ставшую видной вехой в истории развития ориентализма как художественного направления. Кубизм — модернистское течение в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) 1-й четверти 20 века, которое выдвинуло на первый план формальную задачу конструирования объёмной формы на плоскости, сведя к минимуму изобразительно-познавательные функции искусства. В его картине «Новое развлечение в гареме» – воплощен сам размеренный созерцательный характер жизни гарема, неторопливое и праздное времяпровождение.
Но эта «завеса» была больше похожа на театральную кулису, чем на откровение о настоящей жизни гарема. В чем странность портрета. Актер одинок среди друзей. И Жиль вышел из роли и смотрит на нас с просьбой о помощи и любви. Но Зборовский сам был неудачником: молодой польский поэт приехал в Париж, мечтал о рейсе на волшебную Цитеру и оказался на мели – перед чашкой кофе в «Ротонде».
Замыкание в собственном мире, каким бы «правильным» он ни казался, ведет к саморазрушению этого мира, только открытость для новых знаний, порой шокирующих и поражающих душу впечатлений, способна дать вдохновение и развивать культуру. Модильяни порой овладевали беспокойство, ужас, гнев. Ахматова еще не была Ахматовой, да и Модильяни еще не был Модильяни. А Зборовский брал под мышку его холсты и с утра до ночи рыскал по Парижу, тщетно пытаясь соблазнить работами итальянского художника настоящих торговцев картинами.
Они использовали символы, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Его подруга Беатрис Хестингс говорила с резко выраженным английским акцентом: «Модильяни, не забывайте, что вы джентльмен, ваша мать – дама высшего общества» Эти слова действовали на Моди, как заклинание он долго сидел молча потом не выдержал и начал ломать стену расковырял штукатурку, пробовал вытащить кирпичи. А этот портрет поражает тем, с какой великой любовью художник Люсьен Фрейд, внук Зигмунда Фрейда изображает человеческую некрасивость.
Его картину «Алжирские женщины» процитирует в стиле кубизма Пабло Пикассо, так, можно сказать, состоялся диалог эпох между двумя выдающимися мастерами живописи. В 1870 году он опять вернулся в Египет, где путешествовал по пустыни с кочующими там арабами.
.