Картина Репина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году и была первым произведением большого масштаба, для начинающего Репина. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Трактуя сцену евангельского чуда, картина «Воскрешение дочери Иаира» передает ситуацию, когда Христос является в дом, только что умершей девушки, Репин изобразил удивление и в то же время испуг родителей, в чьих глазах еще теплится надежда.
Картина Ильи Репина Воскрешение дочери Иаира: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Жизнь Христа – цикл, над которым он проработает двенадцать лет.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Брюллов Брюллов Карл Павлович Великий русский художник. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Одни из первых узнали они о его Воскресении. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Но в этот период их взгляды на искусство начинают расходиться. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Илья Ефимович Репин в то время увлеченно работал над своими «Бурлаками» и предложенная на соискание золотой медали тема его не вдохновила. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Высказывалось правильное положение, что Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Это чудо произошло на глазах у изумлённых и счастливых родителей. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В чувствах отца можно распознать удивление, непонятную надежду, опасение, неверие. Она ушла из жизни в 1931 году55. Но Он сказал: не плачьте она не умерла, но спит. Наша задача содержание.
Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет. первое время не хотел браться за сюжет «Воскрешение дочери Иаира», считая его для себя абсолютно чуждым. 1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея» (1882), рисунок «Во время сна» (1901) и др. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Разглядывая эту работу, несмотря на драматичность сюжета, не устаёшь себяуспокаивать: название «Воскрешение дочери» даёт уверенность, что финал этойсцены закончится чудом и девочка проснётся ибо как сказал Иисус: «она не умерла, носпит». Просьба о помощи прерывается ужасной вестью «дочь твояумерла, не утруждай Учителя». Иисус согласился, но через некоторое время ему сообщили, что девушка умерла.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вот что рассказывает сам Репин о работе над картиной в своей книге «Далекое близкое»: «Есть особое, поглощающее очарование в трагизме.
Зеленский Михаил Михайлович (род. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Это было счастливое время, но удивительно, бесплодное. Среди его учеников, .
Он был в отчаянии. Вместе с тем психологический «узел» композиции – лица девушки и Христа их соприкасающиеся руки – помещен как бы в особом, отграниченном, более интимном пространстве, чем все большое пространство картины. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Точнее перед ними, когда шла битва за лучшие места. Америка—Франция—Россия. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Кроме того, в изображении отца присутствует скорбная красота старости.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Только тот достоин спасения, кто не перекладывает ответственность за себя, а значит и за весь мир, на чьи-то плечи (даже если это плечи Бога). Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов.
В моей жизни произошла путаница. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Отдельно стоит сказать о таком персонаже, как отец семейства, чье присутствие на картине имеет весьма важное значение. Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Художник. Наконец, дошло до того, что я решил совсем бросить академию и начать жизнь по-новому». в духе «большого искусства». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Но он знал эти строки наизусть. Проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». вместе с тем достигает колористической обобщенности полотна.
Пишут портреты друг друга. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Чувства старика можно описывать по-разному, многогранно и живо изображает его Репин. Иаков и Петр у обоих художников оказались на третьем плане и в полутени.
Напротив фигуры девушки – мое тело сильно разворачивало влево, как будто картина показала мне, где выход, куда идти. Хотя и «Воскрешение» Поленова стало значительной творческой вехой в судьбе художника на пути его дальнейшего развития, сам он в то время еще не определился со своими вкусами и не знал, к какому жанру творчества более склонен. Репину очень долго не хотелось браться за этот сюжет.
Помимо умершей дочери и Христа, хочется отметить, образ старика отца. Они все еще надеются на чудо. (40) И смеялись над Ним. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В картине очень хорошо поставлено освещение. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Совет Академии присудил за работу Большую золотую медаль – высшую награду. Слова евангелия, относящиеся к описанию этого чуда, Репин знал наизусть. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. девица не умерла, но спит. Законченную работу Зеленский представил на конкурс, состоявшийся 2 ноября 1871 года.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). «Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез».
С чего начать. Вместе с тем здесь Репин увлечен передачей особой, скорбной красоты старости. 1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей».
Как случилось, что инстинкт постаревший Эрос сбивает с пути. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Как найти настроение, чтобы передать одно из удивительных чудес Христа. (42) И девица тотчас встала и начала ходить ибо была лет двенадцати.
Сюжету чуда воскрешения Иисусом посвящена картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира». Эта тема была конкурсной в Академии художеств на золотую медаль. Тогда ему пишет Репин: «Дорогой, Василий Дмитриевич. Она выражает чувства противоположные тем, что испытывает мать у Поленова.
Освещение на сцену падает из окон, внутреннихсветильников нет. Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы. Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя «Сын человеческий».
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
На репинской выставке 1936 года выставлялся именно этот этюд. Малую золотую медаль за программную работу Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь (1863) и большую золотую медаль за выпускную работу Христос воскрешает дочь Иаира (1871). В 1924-м, когда праздновалось восьмидесятилетие Поленова, Василий Дмитриевич получил коротенькую телеграмму на французском языке: «Felicitations sinceres, viel ami Riepin» – «Сердечно поздравляю, старый друг Репин». Академия дала Репину Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Среди его учеников, . Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. девица не умерла, но спит. Напрасно ты отказался. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Еще не раз в своих работах («отдых», «Надя Репина», «Во время сна» и другие) художник изображает спящих людей. Среди его учеников –,, . Обычно этой работе Поленова уделяют не столько внимания, сколько аналогичной Репина. Портретист. Он покрывал ею темные места на холсте. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи.
Она как бы в отчаянии, без надежды на какое-либо может быть случайное оживление ее дочери. И вновь надолго полотноВниманием обделено. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Как в красках изобразить библейскую легенду.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Сегодня эта картина находится в государственном русском музее.
Иных лиц, кроме семерых, здесь представленных, нет, но они присутствуют за рамой картины. Таким образом, рассматривая «Воскрешение дочери Иаира» Репина искусствоведы рассматривают его в контексте репинского творчества, как произведение созревшего мастера, позволяющее представить, какие навыки приобрел художник и с каким багажом приступил к самостоятельному творчеству. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Среди его учеников, .
Однако вместе с этим в его образе художник передал теплящуюся надежду на грядущее чудо. 1875Холст, масло, 80 x 64. 5Государственная Третьяковская галерея» (1875). Отговорка твоя серьезным художественным трудом – вздор. Именно из-за неясности чувств, выраженных в его лице, создается это противоречие в образе.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И смеялись над Ним.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Справа от девочки заплаканная мать и отец – старец Иаир. Потом, спохватившись, начинают звать, но Поленов отказывается, ссылаясь на большую работу. Картина написана в 1871 г. Поленов писал ее одновременно с Репиным. Это были традиции, которым в 20 – 40-х годах К. П.
Вот таким образом, когда дверь в класс отворялась, толпа ураганом неслась вниз. Видевшие пришли в великое изумление. Спаситель не может прийти к нам и спасти все человечество по одному своему желанию. Так вот и в лице матери нет надежды на оживление мертвого дитя. Уже в этюде выверена высота ложа, куда положил руку Христос. Образ Христа сложился почти сразу. Всё в ней дышит возвышенностью идемонстрацией величайшей силы человеческого духа.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. – Пишет Василий Дмитриевич домой. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Ах, как жаль. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Лицо, душа человека, драма жизни, дух истории. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Репин встречал их по средам. Как видим из Евангелия – воскресение произошло быстро. Этюдов маслом к этой картине совсем немного.
Одежды Христа и драпировки ложа написаны пластически сильно и красиво. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи.
На первом изображено чудо, на втором – его свидетели. Высокий, рассудительный Поленов. В этих баталиях Илья и Василий часто оказывались рядом. Он также уставал и хотел есть испытывал холод или томился от жары. Репин вспоминал впоследствии, что когда он делал подмалевок картины, располагая основные массы светотени, то «общее впечатление было почти музыкальным». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Иаир пытается верить изо всех сил. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репин остался, чтобы закончить «Бурлаков» и жениться. в трактовке Христа, реальной и вместе возвышенной, следует ивановской традиции. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом.
Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. АХ (1861), где с 1872 преподавал, с 1892 профессор. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. встань. Уже в этом раннем произведении Репина счастливо проявилось то, «что зрительные представления часто облекались у него в музыкальные образы и, наоборот, образы музыкальные в сознании художника перевоплощались в чисто живописные». Мы по-прежнему «знаем», что есть смерть и не верим в Воскресение, горько усмехаемся, когда нам говорят про вечную жизнь.
В произведениях искусства на религиозные темы находят свое отражение представления о красоте и нравственном идеале, размышления о добре и зле. Среди его учеников, . Репин выбрал момент, когда Христос подходит к постели уже мёртвой дочери Иаира.
Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. В последние годы мы внешне как бы разошлись, но внутренне остались близки как прежде». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Я часто жалею, что тебя здесь нет. Как пишет свят. Между тем, умершая девушка изображена как спящая. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Внезапно яркая мысль осветила картину совсем с другой стороны. Они познакомились еще на уроках рисования с натуры.
Среди его учеников, . В центре группы – старик-отец в одежде фарисея. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В конце семидесятых Поленов переселяется в Москву. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Сам Спаситель в земной жизни любил называть Себя «Сын человеческий». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Это «рембрандтовское» начало в картине сочетается с «ивановским» на редкость удачно, свидетельствуя и о познаниях молодого художника и о его умении найти нужные традиции для решения сложной задачи реалистической трактовки старого традиционного сюжета. (37) И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Они все еще надеются на чудо. Одновременно с этой программой писался первый вариант «Бурлаков на ВолгеБурлаки на Волге.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). В 1827 году за картину "Иосиф толкует сны. Вспомним Иисусово: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Картина «Воскрешение дочери Иаира» была написана в 1871 году и её авторполучили большую золотую медаль, а кроме неё звание художника первой степени играницу. пенсионерскуюпоездкуза Это драматическое сложное полотно стало первой большой работой и сюжетом к нейхудожник выбрал известную библейскую историю. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Картина написана художником в 1871 году. И возвратился дух ее она тот час же встала и Он велел дать ей есть. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Поленов напишет позже. Л. Н. Толстого».
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Светильник как бы «поддерживает» своим вертикализмом фигуру Христа. (43) И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал и сказал, чтобы дали ей есть.
Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей. И удивились родители ее. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Среди экзаменов были не только рисунок и живопись, но и общеобразовательные предметы.
Столь присущий Репину психологизм, как нельзя лучше отражен в этом образе. Картина была написана на евангельский сюжет, который наиболее подробно раскрыт в Евангелии от Марка. Среди его учеников, . Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Работа же Поленова рассматривается только наряду с репинской и всегда в пользу последней. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Все плакали и рыдали о ней. Я испытал это, когда писал академическую программу «Воскрешение дочери Иаира». Окончил приходскую школу в Красном Холме, Бежецкое уездное училище (1848), Петерб. Видевшие пришли в великое изумление.
воспроизведениях – нет. Так как у него была одна дочь, лет двенадцати и она была при смерти. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В мастерской Репина все было заставлено этюдами и набросками к «Бурлакам». В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
И к вечеру то, что получилось, его так впечатлило, что, как он пишет, вызвало дрожь по спине. Среди его учеников, . «Незачем было приходить. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. «Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном.
Искусствоведы называют эту картину самой таинственной и загадочной в творчестве Репина. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Он знал, что сможет воскресить это дитя именем Божьим. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Всё так и вышло, Иисус лишь притронулся к девочке и она тут же открыла глаза. Эта пара.
Обычно он наставляет. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Интересно написаны образы апостолов.
И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал и сказал, чтобы дали ей есть». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Среди его учеников, . щемящие«Луннойзвукии Картину «Воскрешение дочери Иаира» считают «официальным» началом творческойкарьеры Репина, которая будет очень яркой, богатой и фундаментальной длявсего русского искусства. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Среди персонажей картины кроме Христа и умершей следует особенно отметить старика отца. Феофилакт Болгарский, отец девицы был неверующий иудей (следовательно, такова и его жена) и «когда Господь сказал, что девица не умерла, но спит и смерть назвал сном Ибо смерть девицы была так явна, что засмеялись над ним, когда сказал, что она не умерла». В Его груди билось человеческое сердце.
Он предполагал, что эта тема ему чужда. «И возвратился дух» (Лука) отроковицы». Художник мастерски передал необыкновенное удивление и испуг родителей.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. И все свои чудеса Господь совершал не из-за стремления произвести впечатление на окружающих, а от любви к людям, жалости к ним, стремления облегчить их страдания и подарить Свет. Долгое время молодой художник не хотел браться за этот сюжет, считая его чуждым для себя.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". (38) Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
Когда мое «Я» побеждает мою низшую природу, отказываясь от гордыни, злобности, мщения, когда «Я» готово чувствовать себя вечным учеником изучающим себя, постигающим свою низшую и высшую природу, природу тела и природу духа, а вместе с ними и природу Вселенной (ибо «познай себя и ты познаешь мир»), вот тогда истинный спаситель и приходит ко мне. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Одежды Христа и драпировки ложа написаны пластически сильно и красиво. Смерть не пощадила его единственную дочь. Картина имеет два плана, гармонично соотносящихся, как бы перетекающих друг в друга. Но вот уже четыре месяца он запрещал себе подходить к Бурлакам, а занимался только «Дочерью Иаира».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Войска в экстренных случаях выдаются в полное распоряжение полиции. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. В 1871 году для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Взял уголь и стал писать заново.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вся красочная гамма картины хорошо сгармонирована и сдержанностью звучания цветовых пятен соответствует тому общему чувству возвышенности и величавой сдержанности драматической сцены, которым проникнута картина. И славный он малый, даром что талант, а простой, добрый, немного нервный и болезненный».
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». (Василий Поленов). Чтобы спасти нас от рабства смерти и греха, Господь стал одним из нас. Там были жесткие, низкие сиденья. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. На скамьях амфитеатра полукругом сидело более полутораста человек. На следующее утро Репин стал стирать тряпкой с холста плод четырехмесячной работы.
Иисус держит умершую за руку, лицо его спокойно – он чудо воскрешения. готов явить Многие источники утверждают (по свидетельствам двоюродного брата живописца), что представленную картину Репин создавал под музыку Л. Бетховена, а именно подбожественноблагородныесонаты». Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Среди персонажей картины кроме Христа и умершей следует особенно отметить старика отца. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Конкурс на золотую медаль Академии художеств неумолимо приближался. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Это ли вина.
Знаешь, с твоей стороны даже бессовестно так лично относиться к такой человечной задаче». После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
Наступило охлаждение, которое закончилось лишь под конец жизни. С перечитывания Евангелия. Но уверяю тебя, ты ошибаешься. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
«Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. Устя умерла почти в том же возрасте. Стерев все ненужное, Репин начал работать углем, размещая фигуры и предметы. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Под мышкой у каждого было полено им отмечались занятые места.
Девочка все равно уже умерла». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Тогда же он получает академическое звание классного художника и право на шестилетнюю пенсионерскую поездку за границу, которая предоставлялась лишь лучшим выпускникам Академии художеств. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Непоправимое свершилось, ни у кого нет сил вернуть девочку.
Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В 1901 году отмечалось тридцатилетие творческой деятельности Репина. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Иисус «берет девицу за руку, чтобы сообщить ей силу». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Библейская история изображена художником в момент, когда дочь Иаира уже воскресла, то есть драматичность смягчена, виден уже результат волшебства, а не сам его процесс.
Именно это полотно – первое из масштабных произведений молодого Репина. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Репин дважды подавал прошения об отставке. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". – Пишет Поленов в своих воспоминаниях.
В 1824 году пишет первую большую картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора" (ГТГ), за которую удостаивается Малой золотой медали. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Смерть не пощадила его единственную дочь. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
М. Бунакову. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он предполагал, что эта тема ему чужда. Но он не похож на любящего ученика, скореепоходит на левита (например, с картины А. А. Иванова), таким холодным и осуждающим написано его лицо.
Отец Поленова был известным дипломатом и археологом. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. здесь увлечен передачей особой скорбной красоты старости. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Именно этот момент изображен художником. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Он попросил Христа исцелить его заболевшую дочь, которой было всего двенадцать лет. Светильник как бы «поддерживает» своим вертикализмом фигуру Христа. Тогда собрался целый конгломерат талантов, которые должны были получить медали. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Это слияние удивительного и непонятного чувства надежды с опасением или неверием или он видит будто начавшиеся воскресение и словно внутренне зажигается в нем радость по мере «оживания» его дочери (как отмечалось некоторыми искусствоведами). Противоречивый образ отца удался Репину именно из-за этой неясности чувств, выраженных в его лице. Все краски картины отличаются невероятным соответствием теме изображенного сюжета. Мертвая изображена, как спящая. сумел воспринять в Академии и традиции искусства «большого стиля», монументальной картинной композиции, ее величавости.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Он прикасается к застывшим рукам девочки — и жизнь к ней возвращается. Великолепный акварелист. Близость моя с ним очень полезна, полезнее, чем десять лет Академии.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Это то, что позднее обнаружится в «Еврее на молитвеЕврей на молитве. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он уезжает в Петербург. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. «Я чувствую, – писал Илья Ефимович Крамскому, – что во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия с ее условной до рвоты красотой». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Что символизирует эту путаницу. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Он представил себе Иаира, отца двенадцатилетней девочки. Свет объединяет группу, в которой художник мастерски решил трудную задачу сочетания горизонтально и вертикально расположенных форм. И коренной петербуржец из дворянской семьи. Превосходно использовано освещение. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Жест рук очень прост, а вместе с этим торжественен.
И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Разделяя картину освещением по диагонали на более светлую левую и погруженную в тень правую стороны, Репин вместе с тем достигает колористической обобщенности полотна. Трудно ему далась работа над ней. Здесь они снова встречаются с Репиным. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Наутро он стер тряпкой всю свою четырехмесячную работу. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Всю дорогу отец просил Иисуса идти быстрее, но Христос успокаивал его. Они все еще надеются на чудо. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Эта трактовка сцены сюжета из Евангелия. Существует эскиз картины в Третьяковской галерее, несколько графических набросков композиции в Русском музее и Третьяковской галерее, а этюд Христа, выполненный маслом, возможно, единственный. «Часто, – вспоминает Илья Ефимович, – Булонский лес оглашался звуками русских песен». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но это значило на год отложить помолвку. Сын военного поселенца из Харьковской губернии, приехавший в столицу со ста рублями.
Черно-зеленая штора, почти слившаяся с фоном, написана за спинами апостолов. Он просит исцелить его дочь, ей было двенадцать лет и она была при смерти. Точно так же на металле утвари на полу справа как бы замирают последние отблески света, который сосредоточен на ложе. Затем он зафиксировал уголь и стал работать краской «черная кость».
блаж. Художники сами считали, что ничего стоящего тогда не создали. Иисуса позвал в дом к только что умершей девочке её убитый горем отец. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. (36) Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
И девица тотчас встала и начала ходить ибо была лет двенадцати. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он предполагал, что эта тема ему чужда.
Поленов действительно взялся за большой труд. (39) И вошедши говорит им: что смущаетесь и плачете. И в дом приходит Христос — великий человек, облеченный даром исцелителя.
В центре картины мы видим Христа, стоящего рядом с умершей и держащего ее за руку. Художники очень волновались, ведь их было пятеро. Наиболее яркое пятно света ложится на одр с девочкой, освещая ее лицо, руки, предметы вокруг. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Эти герои писались Репиным, основываясь на воспоминании о личнойтрагедии. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Мы видим глубокого старика, убитого горем. Академические каникулы дают чистых пять месяцев, делай что хочешь. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Это «рембрандтовское» начало в картине сочетается с «ивановским» на редкость удачно, свидетельствуя и о познаниях молодого художника и о его умении найти нужные традиции для решения сложной задачи реалистической трактовки старого традиционного сюжета. Среди его учеников, .
«Лицо», о котором говорили художники, был великий князь Владимир Александрович. Вегетарианцем стал и сам Репин. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. Они назывались «в плафоне». Вместе с тем психологический «узел» композиции — лица девушки и Христа их соприкасающиеся руки — помещен как бы в особом, отграниченном, более интимном пространстве, чем все большое пространство картины. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Как в эскизах, так и в картине – изображены отрешенные от события люди. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. За свои студенческие работы он получил две малых и две больших серебряных медали.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: «Не бойся, только веруй и спасена будет». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Общение с прежними друзьями было только заочным. Мы видим ситуацию, когда Иисус Христос приходит в дом, где умерла девушка.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В правой части картины Репина собрались родственники умершей и ученики Христа. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Мы очень волновались.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Отец смотрит словно бы в удивлении, открыв рот и подняв брови. Там их приятельские отношения переросли в настоящую дружбу.
Да и сам Василий Дмитриевич параллельно с Академией учился в университете на юриста. Он же выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица. За ее начало приняли день, когда в Академии была выставлена «Дочь Иаира». Центральная группа выделена и тем, что она написана наиболее рельефно. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
На лицах его родственников нет надежды. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. А Поленов остается в Москве.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Девушка и пришедший Иисус Христос с невероятной выразительностью выделены светом. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Непоправимое свершилось. Третьяков»109. Иисус согласился.
Он же повелел им не рассказывать никому о происшедшем». Создавая эту картину, Репин был под впечатлением «Лунной сонаты» Бетховена и по словам двоюродного брата Бетховена, по-бетховенски получилось мощной.
Во-первых, ни к кому у меня нет чувства мести. Я несказанно люблю евангельское повествование. В 90-е годы они оба участвуют в реформировании Академии, пишут новый устав. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Репинского «Садко в подводном царстве» критика назвала «аквариумом», Поленовские пейзажи вообще никто не заметил. Он представил себе Иаира, отца двенадцатилетней девочки. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Этот интерес художника к изображению спящих, который засвидетельствован подготовительным рисунком лежащей девушки для картины, далее проявляется в таких работах, как «Надя Репина» (1881), «ОтдыхОтдых. Но в то же время Он оставался всесильным Богом, второй Ипостасью святой Троицы. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Поленов отправился в Европу первым.
Он готов пройти сто дорог, превозмочь все дьявольские искушения и спасти себя. Родственники девушки изображены в тени, так как они второстепенные персонажи. «Мне кажется искусство должно давать счастье и радость иначе оно ничего не стоит.
«Какой же огромный талант у Репина. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Превосходно использовано освещение. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Для Поленова, наоборот, многое зависело от того, как он справится с конкурсным заданием. В выражении его лица, жесте рук – и удивление происходящим и недоверие и вместе с тем надежда. Они встретились через два года в Париже. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Дорогой Илья Ефимович, ты уж очень яростно на меня накинулся.
противопоставлены теплоте чувств матери, обращенной к дочери как бы в молитвенной позе и воскресшей девочке, радостно глядящей на Христа. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Истинный спаситель, моя высшая природа, побеждает Сета внутри меня. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
Среди его учеников, . Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Все это весьма затруднительно. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Поступила в Русский музей в 1923 году из Академии художеств. на протяжении всего его творческого пути.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Среди его учеников, . Свое понимание задач живописи Репин выразил в письме к Крамскому: «Вы говорите нам надо двинуться к свету, к краскам. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Репин вспоминал впоследствии, что когда он делал подмалевок картины, располагая основные массы светотени, то «общее впечатление было почти «музыкальным» Он сумел сохранить эту музыкальность и в дальнейшем как в расположении света и тени, так и в красочной гамме картины и в ее ритмическом построении. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Нет. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Рембрандтом, которого он копировал. Четыре месяца художник не мог прикоснуться к полотну. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Невысокий, быстрый Репин. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Иисус не позволил войти в дом никому кроме своих трёх спутников и родителей девочки. Фигура Христа полна внутренней сосредоточенности и наиболее «классична» в спокойной величавости своей позы, в строгой красоте и ритмичности драпировок. В собрании музея есть ранний Репин, его знаменитый «Христос», этюд к конкурсной картине «Воскрешение дочери Иаира», написанной в 1871 и вошедшей в коллекцию Государственного Русского музея. Публике картина понравилась. Но эти три апостола – ближайшие ученики Христа. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Отсюда лучше получались рисунки – модель ведь стояла близко. Среди его учеников, .
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. дали новую жизнь, но которые в самой Академии к 60-м и началу 70-х годов уже омертвели и только сохранили свою живую силу в педагогической системе П. П. Чистякова Чистяков Павел Петрович Русский художник, педагог, академик живописи (1870). Ту же реальность без бытовизма, жизненность и классическую обобщенность видим и в трактовке головы девушки.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Даже частично недописанный натюрморт у изголовья умершей выразителен силой передачи вещественности, материалов скатерти с бахромой, тяжелого металла чаши и светильника, лишь верхняя часть которого и огонь полностью написаны. Но только он один. Фигура Христа – главное в картине. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. (Марк 5, 36-43).
С 1855 по 1871 год он учился в Академии художеств, которую блестяще закончил по курсу исторической живописи. Центральная группа выделена и тем, что она написана наиболее рельефно. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Среди его учеников, . Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
(41) И взяв девицу за руку, говорит ей: талифа-куми, что значит: девица, тебе говорю, встань. Когда же Он шел, народ теснил Его». По пути Иисус исцеляет женщину. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Свет использован психологически. Жест его скуп, силуэт фигуры в синем плаще целен и строг. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Однако критики отмечали реалистический подход автора к этой теме, жизненность картины. В этом произведении Репин ставит и решает труднейшую для всякого художника задачу: передать средствами реалистической живописи момент совершения чуда, когда девушка-подросток со все еще неживым и холодным телом под влиянием доброго взгляда Христа исполненного несокрушимой силы, любви и тепла, делает первый медленный вдох и, кажется, вот-вот откроет глаза, как бы очнувшись от тяжелого сна, в то время как на ее правой руке уже начинает прощупываться пульс. Вот таким образом позволяешь себе внимательно разглядывать картину, отмечаялогичность построения композиции, точность человеческих характеристик, цветовуюсюжета. палитрупредставленногоцельностьи Левая сторона картины освещается подсвечником – свет выхватывает мрачнуюобстановку комнаты, Спасителя, ложе и бледнобелое лицо усопшей.
Картину Репина мы знаем. Христос написан художником благоговейно, но без излишнего пафоса.