Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. И. е. репин в усадьбе «Пенаты» продолжал работать до глубокой старости.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Усадьба И. Е. Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты. Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому «Пенаты» становились пожизненной собственностью Репина, а потом переходили к Академии художеств при условии, что там будет открыт домик-музей.
В настоящее время Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Усадьба великого русского художника Ильи Репина Пенаты расположена на берегу Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе. Усадьба Пенаты находится в Курортном районе г. Санкт- Петербурга, в посёлке Репино, на Приморском шоссе, дом 411.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Он стоит на мольберте. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. Это дочери Репина. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами».
В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Из гостиной дверь ведёт в столовую.
В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там». В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Над дверью, возле лестницы, ведущей в мастерскую, висит портрет Чуковского исполненный Бродским И. И. в 1915 году. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским.
Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Кустодиева, написанный И. С. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Репину помогали его ученики. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Дальше – растерянность, осознание своей беспомощности, неприспособленность и как результат – трудное решение вернуться. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909).
Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Художник Ю. Мунтян, делавший эскизы для восстановления печей, на развалинах дома в 1944 году подобрал обломки кафеля для образцов.
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец». Менделеева, А. Г. В углу самодельные трости и заступ. В 1930 году художника не стало. Андреевой в Куоккале.
Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Здесь хорошо работалось летом. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический.
Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Кустодиев, И. В. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Скрябина и С. В.
Лескова, Л. Н. Писатели зачитывали свои новые произведения. У шкафа висит рабочий халат Репина. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Это портрет Юрия Репина. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам.
В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Дата окончания работы – 1919 год. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает».
По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Пироговым, И. П. Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Репин учился снимать.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Мраморная плита, которая служила подставкой для чернильницы, подарена Репину В. Ф. Свиньиным в 1910 году, в день открытия правого флигеля Русского музея, перестроенного по проекту этого архитектора. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего.
Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности.
Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов».
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки.
Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. В газетах того времени журналисты состязались в остроумии, расписывая супы из сена, которыми потчевали несчастных гостей, совершавших потом набеги на станционный буфет.
Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Музей-усадьба И. Е. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места.
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. В это время имя художника знала уже вся Россия. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Сама картина в Русском музее.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта7 под руководством И. Кацюга, архитектором В. Шерстнёвым. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Для маленьких печей в зимней мастерской подошли кафеля, разобранных к тому времени печей Русского музея. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре.
Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Бехтеревым. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Он не мог ездить на родину. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Мусоргского. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Сварог. Особых высот в живописи достиг Л. И. Боткиным, И. М.
Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
Места за столом определялись по жребию. Среди учеников И. Е. В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний.
К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Самопомощь— это девиз репинского дома. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице.
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Круг общения Репина заметно сузился.
Она жила в имении до 1939 года. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Судьба же решила иначе.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Внешний вид её не менялся с момента постройки. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце.
Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Рубинштейна, В. В. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К. Е. Ворошилову. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д.
Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. В Пенатах стояли два дома.
Здесь проходили обеды по средам. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей.
Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Павловым, В. М. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской.
Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Репину помогали его ученики. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
1835 год». Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Содержание История усадьбы И. Е. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
Художник лишь сделал небольшой набросок. Правда, участок на момент покупки находился в плачевном состоянии – парк был запущенным и заросшим дикими кустарниками, а усадебный дом был маленьким, одноэтажным и совершенно не приспособленным для работы художника. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Художник переживал это с трудом.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Р». В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. В дом мы попадаем через прихожую. В мастерской находится бюст Шаляпина, выполненный Трубецким П. П. в импрессионистской манере в конце 1890 года и подаренный в 1906 году Репину.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора Гуна А. Л. — это подарок от певицы Молас А. Н., пропагандистки творчества Мусоргского.
Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Многие посетители становились моделями для художественных работ. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился).
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь».
Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный».
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Открывайте дверь в столовую сами». Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Ге и других. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми.
В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Менделеева и других). В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо.
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина.
Неужели сложно предложить бахилы. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Первый номер становился председателем круглого стола. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Швейцара здесь не было.
На самом деле все было проще. В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. Строительство велось без плана. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки.
Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича.
Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. — Скоро тут останутся одни комары». Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Наталья Нордман в 1908 году составила завещание в пользу супруга, пожелав, дабы после его смерти в усадьбе был организован музей. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты.
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Также в гостиной всегда стоял рояль. Изучив на коллективном снимке повадки, жесты и положение моделей, Репин усаживал их соответственно для написания этюда, а затем фотографировал. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П.
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. На противоположной стене находится портрет Б. М.
Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Толстого, М. П. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»).
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актера Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Здесь хранил Репин те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Многие из этих вещей изображены на картинах. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской.
Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Стасова, А. К. Помогал в этом Леви.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Сеченовым, Н. И. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. В целом экскурсия удалась. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Перед каждым стоял полный прибор.
Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Мусоргского.
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами.
Поленов, А. И. Андреева, Д. И. Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. В парке строились деревянные домики и беседки. «О, музыка. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя.
Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. Репину всегда была близка запорожская тема. Дочь художника переехала в Хельсинки. В парке строились деревянные домики и беседки.
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. После кончины жены в 1914 оду и оглашения завещания, Репин перевел сорок тысяч рублей на счет Санкт-Петербургской Академии художеств для организации будущего музея. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
Пресса была шумной и нелицеприятной и Репин жаловался, что картину поняли и оценили только немногие его товарищи. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
Многое изменилось после революции. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Гинцбургом. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. )., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Ни перед кем не запиралась большая комната, всегда битком набитая и поражавшая лекторов необычным вниманием. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Сама картина в Русском музее. Рядом на столике в синей вазе— кисти Репина.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. Осматривая комнаты, слушают пояснения, записанные на разных языках, затем беседуют с научным сотрудником, готовым ответить на вопросы.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников.
Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Серову.
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Здесь всегда стоял рояль. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош.
С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. У шкафа висит рабочий халат Репина. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна.
Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". В 1899 году она сделала серию портретов художника в разных поворотах головы, как на ленте кинематографа. Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды. Вместе с домом сгорели также все беседки в парке. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году.
В простенке, у третьей лестницы, ведущей в летнюю мастерскую, висит этюд натурщика мальчика Эди. В парке строились деревянные домики и беседки. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие.
К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Бунина, Н. С. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Сурикова, В. В. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. В 1906 году был отстроен второй этаж дома.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Глазунов, виолончелисты А. В. Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе.
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Дом открыт в сторону парка. Здесь проходили обеды по средам. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Зимою больше времени проводили в городе. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Для тех времен это было прямо-таки революционно. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Это, по словам Репина, был мини-народный университет.
Тем самым исчезала необходимость в прислуге – в соответствии с принципами самообслуживания. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом».
В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел). Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам).
Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам.
Проводились такие встречи традиционно по средам. Репин дружил и с учеными. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости.
Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Куликовым. В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён). Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Места за столом определялись по жребию.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Многие были его моделями.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Прислуживание считалось недопустимым. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927). Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский.
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Отличалась простотой своего убранства. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения.
Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи». В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах.
Уже к осени первое озерцо наполнилось водой. Именно здесь И. Е. Репин (1844 – 1930) в поселке Репино (Куоккало) прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Здесь художник написал много портретов. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
И какие только гости не сидели за этим столом. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Но то был лишь конец повести. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Их и не восстанавливали.
Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. (1876—1915) и другие произведения. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. Эти художники помогали Репину в работе над картиной., ). На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Так художник стал гражданином Финляндии.
Куликов, И. И. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года.
В Пенаты был перевезен и бюст Л. Н. Толстого, вылепленный Репиным в 1891 году в Ясной Поляне и очень нравившийся писателю. Молас. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году.
В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно. Бродский, В. С. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В. Ф.
Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Художник пришел в восторг от его стихов и даже вызывающее поведение молодого поэта не помешало зарождавшейся симпатии. По-видимому, поселяясь в Пенатах, Репин не мог и предположить, что этот малый кусочек земли навсегда останется для него родным домом, а также символом родины для многих соотечественников, оказавшихся, как и он, отрезанными от России, когда в апреле 1918 года внезапно закрылась граница с Финляндией. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Куинджи, Б. М. Художник был слишком немощен, чтобы предпринять решительные шаги и идти на разрыв с близкими и со дня на день стал откладывать срок своего переезда. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. По соседству с гостиной находится и столовая.
Здесь проходили обеды по средам. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба «Пенаты» была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. Здесь хорошо работалось летом. Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический. Прислуживание считалось недопустимым. По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина.
Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Молодой героине пришлось тогда преодолеть витиеватые причуды российской бюрократии, чтобы выправить паспорт, а также набраться смелости порвать со своей средой, преодолеть ее сопротивление и, наконец, оказаться там, где ее никто не ждал.
Здесь всегда стоял рояль. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Сама картина в Русском музее. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Особняк построен по проекту самого Репина, вот таким образом особое внимание уделено естественному освещению, при котором он писал свои картины. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. И, не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать». У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Кони, Д. И.
Самопомощь— это девиз репинского дома. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов.
Швейцара здесь не было. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Репину было тогда 76 лет. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург.
(Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Затем усадьба переходила в ведение Академии художеств, которая должна была сохранить все комнаты, носившие отпечаток вкусов и привычек Репина. В центре кабинета стоит письменный стол.
Во времена Репина камни укрепляли цементом. В трудные 20-е годы в парке был огород. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Чехова, И. А. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился).
Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Художнику 76 лет. Все работали на равных правах в том числе и хозяева. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Мусоргского, В. И. Отличалась простотой своего убранства. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки).
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Многие из этих вещей изображены на картинах.
Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина).
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Остроумно и просто решена была задача осушения. Скалона.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Художнику 76 лет. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. После этого холст претерпел еще ряд изменений. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Места за столом определялись по жребию. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. В фильме показаны постройки усадьбы и рассказано о них. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Сурикова. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое».
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой). Это дочери Репина.
Освещение получилось прекрасное. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Больше всех отличался Чуковский и Евреинов Н. Н. Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. Стасова, В. И.
Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже). В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. В ней по средам собирались гости. В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927). По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. В то время Куоккала была финской территорией. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П.
В этом нет мистики. Та комната из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Толстого начал временами вегетарианствовать.
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Владелица рояля оказалась ученица композитора.
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Репину помогали его ученики. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Спустя много лет художник признался в одном из писем, что Нордман была бедна и он хотел оградить ее от лишений на случай своей смерти. В ней по средам собирались гости. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Эти художники помогали Репину в работе над картиной.
Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. У окна стоит старый деревянный сундук. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. Ему хотелось глубины и наполненности.
На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. Но все это потом, а летом 1899 года Репин и Нордман с воодушевлением принялись за благоустройство участка – болотистой местности, покрытой низкорослым леском. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи.
Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея.