Куокалло) находится Музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина «Пенаты». Усадьба великого русского художника Ильи Репина Пенаты расположена на берегу Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе. В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Также усадьба Пенаты в Репино охраняется ЮНЕСКО.
Усадьба И. Е. Репина «Пенаты» относится к памятникам архитектуры и считается всемирным наследием ЮНЕСКО. Усадьба Пенаты находится в Курортном районе г. Санкт- Петербурга, в посёлке Репино, на Приморском шоссе, дом 411. И. е. репин в усадьбе «Пенаты» продолжал работать до глубокой старости. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров.
Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. В настоящее время Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Первый номер становился председателем круглого стола. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Многие были его моделями. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там».
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
Гинцбургом. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Глазунов, виолончелисты А. В.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Также в гостиной всегда стоял рояль.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Стасова, В. И. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актера Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Менделеева, А. Г. Репину всегда была близка запорожская тема.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху.
Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Здесь же он и похоронен в возрасте 86-ти лет. Аллея замыкается крутой лестницей, по которой можно подняться на «Башенку Шехерезады». В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины.
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). У окна стоит старый деревянный сундук. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Кустодиева, написанный И. С. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
«О, музыка. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Нам просто повезло, что по дороге нам свой постоянный экскурсовод очень подробно и интересно рассказала о том, что нам предстоит увидеть. Она же провела нас по окрестностям усадьбы, сопровождая очень интересным рассказом.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Рубинштейна, В. В.
Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем – под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. В ходе работы он также читал труды по истории Запорожья и консультировался с историком и фольклористом Д. И.
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память».
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Здесь проходили обеды по средам. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. На противоположной стене находится портрет Б. М. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. И какие только гости не сидели за этим столом. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики.
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Молас. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Однако личные вещи и другие предметы быта сохранились благодаря тому, что их в 1941 году вывезли в Академию художеств. Репин дружил и с учеными. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты».
«Теперь это пустыня», — писал Репин. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского).
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Репину было тогда 76 лет. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Напротив входных дверей простое зеркало, вместо подзеркальника— ящик, сбитый из дощечек, покрытый домотканой шерстяной скатертью. до своей кончины в 1930г. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Репину помогали его ученики. Леви вспоминал: «Куоккала представляла собой почти всеми покинутое, значительно разрушенное пустынное место. Мусоргского. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. На столике с подлинной шелковой скатертью, когда-то купленной в Палестине, стоят фотографии Репина и Нордман, а на стене слева — портрет Наталии Борисовны, нарисованный художником во время их поездки в Париж на Всемирную выставку в 1900 году, в пору начала романтических отношений. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Сеченовым, Н. И. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Кустодиев, И. В. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Музей-усадьба «Пенаты» – это дом, в котором прожил без малого 30 лет знаменитый художник-художник Илья Ефимович Репин. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. С ее верхней площадки во времена Репина открывался вид на Финский залив. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
Менделеева и других). Проводились такие встречи традиционно по средам. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Сама картина в Русском музее. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман и других. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В. Ф.
Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Музей был открыт 24 июня 1962 года. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами».
Особых высот в живописи достиг Л. И. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Многое изменилось после революции.
Воспоминания о посещении усадьбы великого художника оставили И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, Ю. Анненков, В. Розанов и многие другие. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта под руководством И. Кацюга, архитектором В. Шерстнёвым.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина.
В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). По соседству с гостиной находится и столовая.
В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров.
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. В дом мы попадаем через прихожую.
Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Работы великого художника в это время выставлялись в Финляндии, Чехословакии, Америке, Швеции.
Скрябина и С. В. Бехтеревым. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Отличалась простотой своего убранства. Места за столом определялись по жребию. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Музей-усадьба И. Е., ).
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. В углу самодельные трости и заступ. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
Многие посетители становились моделями для художественных работ. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Сурикова. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Здесь художник написал много портретов.
Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Так художник стал гражданином Финляндии. Андреевой в Куоккале.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Здесь всегда стоял рояль. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Бродский, В. С. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа.
К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Дом открыт в сторону парка. Она жила в имении до 1939 года. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Сама картина в Русском музее. Толстого, М. П. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Писатели зачитывали свои новые произведения.
Из широких окон дома открывается живописный вид на парк с его прудами, тенистыми аллеями. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Большая часть произведений на историческую тематику, сцены из евангелия, портреты создавались именно в «Пенатах». Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Здесь хорошо работалось летом.
Первое ее издание вышло только в 1937 году. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Это дочери Репина.
В целом экскурсия удалась. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Прислуживание считалось недопустимым.
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Лескова, Л. Н. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ).
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Куинджи, Б. М. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Куликов, И. И. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду.
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Ни перед кем не запиралась большая комната, всегда битком набитая и поражавшая лекторов необычным вниманием. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты.
Вода в ней отличного качества, проверено лично. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Помогал в этом Леви. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902).
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Самопомощь— это девиз репинского дома.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Стасова, А. К.
Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Ге и других. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Внешний вид её не менялся с момента постройки. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты).
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Художник переживал это с трудом. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Круг общения Репина заметно сузился. Павловым, В. М.
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Мусоргского. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Места за столом определялись по жребию.
В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия.
Гинцбургом. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Боткиным, И. М. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». — Скоро тут останутся одни комары». Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии.
Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Репину помогали его ученики. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Многие из этих вещей изображены на картинах. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером.
В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Чехова, И. А. Неужели сложно предложить бахилы. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Кони, Д. И.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
В ней по средам собирались гости. Пироговым, И. П. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Репино, Приморское шоссе, д. 411. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Вдоль стен кабинета на полках стоят книги по искусству и художественная литература, а также работы по физиологии, медицине, естествознанию. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику.
С переездом дом начали перестраивать, добавляя к нему различные причудливые пристройки, веранды и балконы. Это беседка — «Храм Озириса и Изиды», она служила своеобразной общественной эстрадой для многочисленных посетителей репинских «сред». Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Он не мог ездить на родину. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». 1835 год». Содержание История усадьбы И. Е.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Их и не восстанавливали. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В 1930 году художника не стало.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Сварог. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Музей открыт в 1962г. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Куликовым.
Поленов, А. И. Толстого начал временами вегетарианствовать. Андреева, Д. И. В трудные 20-е годы в парке был огород. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. В течение нескольких лет И. Е. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Мусоргского, В. И. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132, который выбирал для Репина композитор А. К. Глазунов. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Перед каждым стоял полный прибор. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Дочь художника переехала в Хельсинки. Здесь хорошо работалось летом. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Художник купил усадьбу в 1899 году для своей жены Натальи Нордман. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Здесь проходили обеды по средам. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Бунина, Н. С. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. В парке строились деревянные домики и беседки.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Сурикова, В. В. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Одна из них — ее И. Е. Репин назвал «Аллеей Пушкина» — ведет к «Площади Гомера» — небольшой поляне, на краю которой расположен павильон с деревянными колоннами. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские.
Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). В парке строились деревянные домики и беседки. Это дочери Репина.
Швейцара здесь не было. Скалона. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Здесь художник написал много портретов. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.