Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. В воскресеньемои родители пригласили нас съездить в дом усадьбу Репина – Пенаты. Художник купил усадьбу 27 мая 1899 г., в 1903 году впервые остался здесь на зиму, стал перевозить в Пенаты свои картины из петербургской мастерской в Академии художеств в 1906 г. надстроил второй этаж-мастерскую. Усадьба Пенаты находится в Курортном районе г. Санкт- Петербурга, в посёлке Репино, на Приморском шоссе, дом 411. Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина.
Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты. Фондом ЮНЕСКО музею-усадьбе «Пенаты» присвоен статус «Объект Всемирного наследия». И. е. репин в усадьбе «Пенаты» продолжал работать до глубокой старости. В настоящее время Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.
Подробнее об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому «Пенаты» становились пожизненной собственностью Репина, а потом переходили к Академии художеств при условии, что там будет открыт домик-музей. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш.
Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага (см. Усадьба великого русского художника Ильи Репина Пенаты расположена на берегу Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе. Усадьба «Пенаты» в фотографиях, 1899-2011 / Науч. -исслед. Музей-усадьба «Пенаты» является уникальным памятником, который популярен как в России, так и за границей. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым.
Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). В ней по средам собирались гости. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. И какие только гости не сидели за этим столом.
от Волоколамска. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
Второе. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью.
«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Бывали здесь и Сергей Есенин и Владимир Маяковский. Эта усадьба была создана по приказу князя.
Помогал в этом Леви. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. — Скоро тут останутся одни комары». В углу самодельные трости и заступ. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Рубинштейна, В. В. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Мусоргского. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф.
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Лескова, Л. Н. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. живу рядом.
Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Дочь художника переехала в Хельсинки. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.
Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. Бенуа. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Это слово давно стало нарицательных для обозначения некоего уютного и родного.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Поднявшись из зимней мастерской по одной из лесенок, можно попасть в следующую комнату, окна которой выходят на север. Кустодиев, И. В.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием.
Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Упомяну лишь несколько моментов. потомок последних владельцев имения епископ Василий (Родзянский), внук последней владелицы усадьбы, Анны Николаевны, урожденной Голицыной.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Сурикова, В. В.
Стасова, А. К. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Пенаты оказались на территории СССР.
Так как в пушкинских подмосковных пенатах мы уже были, а рязанское направление было отметено по причине все же некой удаленности, то. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Усадьбу решено было восстановить. В углу самодельные трости и заступ.
В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Усадьба, прозванная самим эмиром Дилькисо, что в переводе с тюркского означает – пленительный. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Мусоргского.
Швейцара здесь не было. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято.
Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в Прагу. Огромные волны грозят гибелью легкому суденышку с одной мачтой и гребцами, пытающимися, вместе с кормчим, держать лодку поперек волны и, таким образом, спасти всю ватагу казаков, уже готовых к близкому концу. едем дальше. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически).
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. К концу работы художник держал в руках, помимо знаменитых портретных этюдов и документально запечатленную сцену, где зафиксированы детали одежды, ордена и прочие аксессуары. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
Кони, Д. И. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа.
Писатели зачитывали свои новые произведения.
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Самопомощь— это девиз репинского дома.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Неужели сложно предложить бахилы.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. популярностью у людей далеко не бедных, да и сословий не простых. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого Репина и под его непосредственным наблюдением. Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке.
В самых первых числах октября удалось поймать золотоосенние моменты в слегка отдаленных просторах Тверской губернии и ближайших парковых пенатах КоломенскогоПримерно в пятидесяти километрах от Москвы, находится усадьба под названием Мураново, во владении которой успели засветиться аж целых две поэтические фамилии, Бо (а). Но по пути мы заскочили по указателю с дороги к храму Иоанна Предтечи в деревне. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта.
портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Первое ее издание вышло только в 1937 году. Церковь эта сохранилась от когда-то находившейся здесь усадьбы Украинцева. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Ранее на этом месте находилась усадьба купца Докучаева. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным.
Усадьба воссоздана по фотографиям, воспоминаниям, записям – в 1962 году. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Отличалась простотой своего убранства.
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Широкий берег Рузы, в этом месте река сливается с Рузским водохранилищем.
На самом деле все было проще. Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом.
Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. В 1930 году художника не стало. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Сварог. Во время войны 1812 года в имении располагались французы.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду.
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Бунина, Н. С. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах.
Именно здесь И. Е. Репин (1844 – 1930) в поселке Репино (Куоккало) прожил последние 30 лет и пожелал быть похороненным. Мансурова. Пироговым, И. П. Их и не восстанавливали. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни.
В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. В дом мы попадаем через прихожую., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались. Земля, на которой разместилась усадьба, несколько раз переходила от России к Финляндии и обратно. Находился здесь также дом для прислуги, прачечная и каретный сарай.
входе еще висело объявление, что на масленицу 6 марта, в усадьбе будут проводиться гуляния. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Внешний вид её не менялся с момента постройки. генерал-поручике и создателе первого московского «музеума» П. М. Там мы должны были обуть допотопные пыльные брезентовые шлёпанцы 50 последнего размера на завязках и ждать, пока группа перед нами не выйдет в это же помещение.
Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми.
Дом открыт в сторону парка. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Василий вместе с приезжавшими с ним родственниками из Америки. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Репин считал её целебной и пил до самой смерти.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. «Теперь это пустыня», — писал Репин. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Судьба же решила иначе. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу., когда перешло во владение к знаменитому русскому полководцу, фельдмаршалу П. А.
Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. Не раз Корней Иванович навещал его со своими друзьями: Д. Бурлюком, В. Маяковским, Сашей Черным, В. Хлебниковым, И. Пуни. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним.
Усадьбе был нанесен серьезный ущерб. Весь. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома.
Павловым, В. М. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. По пути мы проехали целый ряд интересных мест, расположенных на пути. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Кустодиева, написанный И. С. с таким вот трудно выговариваемым для русского человека названием.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. В это время имя художника знала уже вся Россия. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Именно вот таким образом после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР.
В основе дома заложены палаты конца 17 века, которые в начале 19-го. Усадьба Остафьево- Роднево с усадьбой Филиппова- Талеж (источник св. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Здесь всегда стоял рояль. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни.
К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. реставрируется и ворота оказались закрыты. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. Куинджи, Б. М. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». В парке строились деревянные домики и беседки. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Андреевой в Куоккале. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
вариант, т. к. Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий. В фильме показаны постройки усадьбы и рассказано о них.
Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
В 1922 году— входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка осталась та же. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Это дочери Репина. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка».
После этого холст претерпел еще ряд изменений. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Вдоль стен кабинета на полках стоят книги по искусству и художественная литература, а также работы по физиологии, медицине, естествознанию. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д.
Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. В. Ф. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». И историк Иван Забелин и Аксаков и Антон Павлович Чехов. Прислуживание считалось недопустимым.
Гагарин и А. Д. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948).
Внешний вид её не менялся с момента постройки. Сама картина в Русском музее. Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. Боратынского. Дело в том, что в 2006 году в усадьбе случился пожар.
У окна стоит старый деревянный сундук. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Остроумно и просто решена была задача осушения. Гинцбургом. Особых высот в живописи достиг Л. И. В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев.
и первого российского графа Б. П. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом.
В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. А в конце XIX – начале ХХ века «Пенаты» были одним из известнейших культурных центров России. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Строилась усадьба в 1746 году по заказу Ф. И.
Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман.
Это портрет работы Ф. Малявина изображающий его соученицу по Академии художеств А. И. Тхоржевскую-Петрову. Что же касается истории храма и самой усадьбы, разделить ее можно на несколько эпох. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. У окна стоит старый деревянный сундук. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы.
Быковскому заказали эту работу не случайно. Более чем странно, что не упоминается ничего про других хозяев усадьбы. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Тютчева», что, в общем-то, вполне справедливо.
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. присутствовал сам царь Алексей Михайлович. В итоге за 1 час и 105 рублей я доехал прямо до ворот усадьбы на Приморском шоссе.
С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина., ). К счастью, полотна художника, его личные вещи, практически всю музейную коллекцию успели вывезти в Ленинград. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Исторических материалов хватало. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). Тогда стало известно, что репинского дома больше нет. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Ежегодно здесь бывают тысячи посетителей.
Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). аж со времен Ивана Калиты. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Гостил в «Пенатах» Александр Куприн, всех радушно и приветливо принимала в усадьбе Наталья Нордман-Северова – верная спутница жизни Ильи Репина.
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Они возвращаются после набега на турецкие берега и застигнуты в Черном море сильнейшей бурей. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Нарышкина., впоследствии утраченный. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись.
Уже к осени первое озерцо наполнилось водой. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». рядом. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. Дата окончания работы – 1919 год.
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. В целом экскурсия удалась. музее вполне качественный и содержательный.
В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях.
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой). Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина.
Стасова, В. И. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Самопомощь— это девиз репинского дома. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
Всего в «Пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Места за столом определялись по жребию. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. В углу самодельные трости и заступ.
Бродский, В. С. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Ф. И. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. очень изящны, легки и хрупки. Первый номер становился председателем круглого стола.
На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Также в гостиной всегда стоял рояль. Она знала шесть языков и могла бы переводить. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Мансуровы были первыми владельцами этих мест. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин.
Сурикова. Здесь проходили обеды по средам. Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. При создании всего ансамбля засветились такие известные фамилии. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
В гостиной стоит рояль: музыку Репин очень любил и у него в гостях перебывали почти все знаменитые музыканты того времени: здесь пел Шаляпин исполняли свои произведения Глазунов и Асафьев. Нынешний современный облик усадьба приняла в конце 18 веке. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Второе. Удар молнии, попавший в дом, привел к серьезным повреждениям. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой.
В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Гинцбургом. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам).
Репино, Приморское шоссе, д. 411. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Музей был открыт 24 июня 1962 года.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Именно в этот период частыми гостями усадьбы становятся Г. Р. Державин, Н. М. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Так художник стал гражданином Финляндии. Здесь хорошо работалось летом. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Поленов, А. И. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. имением не владел. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
В ней по средам собирались гости. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г.
Музей-усадьба И. Е. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К. Е. Ворошилову. После территориального конфликта между Финляндией и Советским Союзом в 1939 г. финское правительство предложило местным жителям переехать вглубь страны. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман и других. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. После въезда в Тучково со стороны Звенигорода, за зданием бывшей. Так же там есть афиша и расписание концертов классической. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Он не мог ездить на родину. Ни многочисленные приглашения советских властей, ни даже посетившая летом 1926 года делегация деятелей искусств, возглавляемая его учеником Исааком Бродским, не смогли склонить Репина переехать в СССР.
Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Гораздо сложнее протекала работа над другим пушкинским холстом, который до сих пор стоит на мольберте в мастерской художника.
Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Карамзин и И. А.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. гнездо» складывалось на протяжении целого столетия. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Репин учился снимать.
Ге и других. Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба «Пенаты» была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. Покидая усадьбу, многие говорят о возникшем у них ощущении присутствия в доме самого хозяина, тем более, что показываемые в конце экскурсии кадры кинохроники помогают вживую представить себе жесты, мимику, походку Репина. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Голицыне и в дальнейшем, при перестройке усадьбы, осталась неизменной.
Швейцара здесь не было. Шереметевой несравненным зодчим того времени Н. Л. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Менделеева, А. Г. Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом).
Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Румянцеву-Задунайскому. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Репин дружил и с учеными.
Многие из этих вещей изображены на картинах. Она жила в имении до 1939 года. Освещение получилось прекрасное. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Художник пришел в восторг от его стихов и даже вызывающее поведение молодого поэта не помешало зарождавшейся симпатии. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
А кроме прочего – здесь хранятся несколько рецептов блюд, которые подавались к столу – хозяева усадьбы были вегетарианцами. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Среди них парные портреты супругов Нечитайловых, профиль Логвинова Якова, портрет мальчика на берегу реки, написанные в середине XIX века. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано.
В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. В усадьбе, ставшей в 1940 году мемориальным музеем, великий художник прожил три десятилетия. Здесь хорошо работалось летом. Но безусловно всех бывавших здесь очаровывала и притягивала сама фигура Репина, его величие и простота, скромность и вместе с тем художническая гордость. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Первое (и главное) : усадьба полностью сгорела в годы войны и то, что мы видим сейчас – восстановлено в 60-е годы.
Сеченовым, Н. И. Слегка пошарив в своей копилке маршрутов, предназначенных для старта из дачных пенатов, решено было остановиться на смоленском направлении. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Художник лишь сделал небольшой набросок.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Вместе с домом сгорели также все беседки в парке.
Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. Зимою больше времени проводили в городе. Скалона.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Художника привлекали красивейшие места на берегу Финского залива. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. стала его падчерица Елизавета Бенкендорф.
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Затем, как и многие подобные усадебные комплексы. Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Отличалась простотой своего убранства. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами.
Здесь художник жил и работал последние тридцать лет. В саду усадьбы находится и его могила. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Давида)-Давидова Пустынь. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Но то был лишь конец повести. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Во времена Репина камни укрепляли цементом.
Круг общения Репина заметно сузился. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Из окон усадебного дома открывается чудесный вид. Андреева, Д. И.
В этом нет мистики. Глазунов, виолончелисты А. В. По соседству с гостиной находится и столовая. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. И из скромной усадьбы превратилось в загородную роскошную по тем временам резиденцию.
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. 1835 год». Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). музее вполне качественный и содержательный. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была.
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты).
Упомяну лишь несколько моментов. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением.
В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Огромная офисная постройка, возведенная для. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Примыкает к усадьбе здание уже из совсем другой эпохи. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина.
Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Куликовым. По пути мы проехали целый ряд интересных мест, расположенных на пути.
Куликов, И. И. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов.
Проводились такие встречи традиционно по средам. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Это дочери Репина. Находится сие место на Рузском водохранилище, а точнее на берегу реки Руза, в 21 км.
Ему хотелось глубины и наполненности. Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. В парке строились деревянные домики и беседки.
23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. ратынские и Тютчевы. Хоть и нынешний музей-заповедник носит название, музей «Усадьба «Мураново» им. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Мусоргского, В. И. Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Тем не менее, владельцев этих земель было четверо. На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом.
Первое (и главное) : усадьба полностью сгорела в годы войны и то, что мы видим сейчас – восстановлено в 60-е годы. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П.
Ведь тогдашний владелец усадьбы Михаил Николаевич Голицын основал Пассаж на Петровке, а его проект выполнял М. Д. Быковский. Сделать это можно двумя путями. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Троицкая и Воскресенская. что по дороге на Звенигород. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Это – бывшая усадьба барона В. П. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти.
В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Репину помогали его ученики.
Большую. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Репину всегда была близка запорожская тема.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В годы войны усадьба Репина сгорела практически полностью. Здесь художник написал много портретов. После Октябрьской революции, по декрету о независимости Финляндии, подписанному В. И. Лениным, Куоккала отделилась от России и Репин, никуда не уезжая, оказался эмигрантом. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. В Пенатах стояли два дома.
В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. Бехтеревым. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Боткиным, И. М. Первым владельцем сиих подмосковных пенатов был Никита Иванович Одоевский, боярин, воевода и дипломат в одном лице. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Хозяйка усадьбы принципиально не носила шуб из натурального меха, не употребляла в пищу мясо и гостям предлагала только вегетарианские блюда.
Толстого, М. П. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Многое изменилось после революции.
Прислуживание считалось недопустимым. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Репину было тогда 76 лет. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. тем, кто так или иначе оставил свой след в истории этой усадьбы.
Рядом с усадьбой открываются красивые рузские просторы. В то же время в Ясной Поляне находился Репин: он сделал рисунок изображающий писателя в такой же позе.
В 1906 году был отстроен второй этаж дома. В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). Чехова, И. А. Молас. Содержание История усадьбы И. Е.
Менделеева и других). К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Скрябина и С. В. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени.
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Тем более что оно, направление, . Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. организовал в Остафьево красильное дело, вступивший во владение после Голицыных.
Теребеньев. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Решено было проехаться чуть в сторону, по. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична.
В то время Куоккала была финской территорией. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
Это слово давно стало нарицательным для обозначения некоего уютного и родного. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Были среди них и князь И. А. Персонажи картины в процессе работы сильно изменялись, менялось положение отдельных групп их взаимодействие.
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Здесь всегда стоял рояль. «О, музыка. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены., земли ее принадлежали в разные времена разным хозяевам.
Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Попасть на территорию усадьбы можно двумя путями. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его.
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Многие были его моделями. личности. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. У окна стоит старый деревянный сундук. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
Шереметева, сына известного театрала, того самого основателя усадьбы Останкино графа Н. П. Крылов. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие. В трудные 20-е годы в парке был огород. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Серову. Художник переживал это с трудом.
Толстого начал временами вегетарианствовать. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Среди учеников И. Е. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Перед каждым стоял полный прибор.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Местные ливадийские коты очень вольготно ощущают себя в бывших царских пенатах, вальяжно растянувшись в тени вековых деревьевЭтот своеобразный комплекс домов, бывшая усадьба, в которой жил архитектор П. К. Здесь художник написал много портретов.
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.