В работе приводится описание рисунков, живописных портретов и фотографий И. С. Тургенева, выполненных его друзьями и близкими, а также история создания некоторых портретов.
Репина к С. Н. То, что князь Л. перед смертью пришел в себя — не выдумка, действительно бывает «предсмертная ремиссия» (я раньше подозревала, что старинные писатели такое придумали для трогательных сцен, но нет — бывает, приходят больные в себя перед смертью, чтобы успеть с родными попрощаться да за заботу о себе поблагодарить). Она вызывала и вызывает восхищённое удивление у всех, кто знал её или читал о ней. и В. Е.
Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык» — знаменитый гимн о вере в великое предназначение своей страны: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Даже карлик у него не шут («Бог его обидел, на то Его Господня воля а уж мне-то его не обижать стать»). Фотографии (14 ед.
второй этаж называется там entresol и за этаж не считается». До девяти лет Тургенев жил в имении Спасское-Лутовиново в Орловской области. Полонскому (сыну поэта), письмо В. Д. На 4 визитках – Виардо в ролях. Но история начинается в Париже в 1874 году. Среди многочисленных иллюстраций – работы В. Перова, П. Боклевского, П. Соколова, А. В. Их второй сын, Иван, родился спустя два года после свадьбы, в 1818 году, в Орле. Лескова (1953), рассказывающие о создании книги «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям» и о проблемах затянувшегося издания рукописи.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Собрание Анны Григорьевны, а также материалы, в разные годы полученные от родственников Ф. М. Достоевского (прежде всего от потомков брата писателя — Андрея Михайловича), составили основу фонда Достоевского в Государственном литературном музее. На форзаце книги акростих, сочинённый Фетом по просьбе Леонтьева и переписанный его рукой, – посвящение другу К. Н. Леонтьева Ан. А. Александрову издателю и редактору в 1892–1898 журнала «Русское обозрение», где по его инициативе впервые печатались мемуары Фета «Ранние годы моей жизни». Из трёх фотографий с автографами на двух дарственные надписи (на французском языке) – знакомому Тургенева дипломату А. Н. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Всего за годы учебы Тургенев написал около сотни стихотворений и несколько поэм. Свербееву (1864) и мадам Энгельмейер (начало 1890-х). Она включает два портрета в оригинальной технике конца XIX в. – малоизвестную пастель П. Боклевского (предположительно конца 1880-х), впервые за много лет выставленную на юбилейной экспозиции музея «Взгляд на русскую литературу» к 200-летию критика в 2011 и масляный этюд лучшего портретиста Белинского – И. Астафьева литографии, гравюры и фототипии почти со всех существующих оригинальных работ: Н. Мартынова (воспитанника Константиновского Межевого института, 1838), К. Горбунова (1843 и 1848), И. Астафьева (1881 и 1890-е) и небольшого рисунка Е. Языковой (май 1848, за несколько дней до смерти). Боткиной, очень редкая любительская фотография (1912) дома Фета в Степановке, его бывшем имении, 2 фотографии дома Ап.
Однако родители не только пороли юного Тургенева, но и учили его уму-разуму. Своеобразным продолжением истории книги являются письма вдовы А. Н. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Любительские портреты П. Виардо из архива Званцова, разлучённые с его «Письмами» и оставшиеся в ГЛМ, являются своеобразным дополнением, как бы иллюстрациями к ним.
Это позволило ему проштудировать от и до спасскую библиотеку. Приобретал вещи, которые будоражили его творческую фантазию, помогали реализовывать его творческий принцип «для того чтоб писать, я должен видеть». Есть также изображения Белинского в группах: «Кружок Н. В. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Немногочисленные рукописи и документы включают настоящую реликвию — письмо Фета к Тургеневу с отзывом о повести «Ася», 9 его писем к А. Я. Надписи и комментарии Андрея Николаевича на обороте изображений сами по себе могут составить набросок общей картины жизни Лескова (начиная с дома, в котором писатель родился, кончая его фотографией на смертном одре). Дурылина к редактору журнала «Былое» В. Я. Ко второму приезду Виардо в Россию в 1853 (и частично ко времени первого пребывания певицы в Петербурге) относятся интереснейшие материалы из архива музыкального критика Константина Ивановича Званцова (1825–1890), приобретённые Литературным музеем в 1935: несколько рисунков и акварелей (изображения Виардо и других актеров, в частности Рубини, Тамбурини и Лаблаша), ноты с её музыкой, «Письма о г-же Виардо-Гарции» К. И. Званцова и другие рукописи.
В 1906 году, по желанию самой Анны Григорьевны и сына писателя Фёдора Фёдоровича Достоевского, эта коллекция официально вошла в состав Исторического музея как «Музей памяти Ф. М. Достоевского в Императорском Российском Историческом музее имени Императора Александра III в. Москве». Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Рояль Pleyel.
Блока (двоюродного брата поэта) и сопроводительным письмом, подаренные им Литературному музею. Слева ее рабочий столик. Глаза Гаршина, «лучистые и кроткие, необыкновенно добрые и грустно-проницательные», «могли бы служить моделью для глаз вдохновенно написанного Христа».
Именно благодаря их стараниям, образование его можно без преувеличения назвать блестящим. Бонч-Бруевича к И. Г. Клабуновскому от 14–16 мая 1950 о публикации писем Л. Толстого к А. Фету беловую рукопись А. Блока с автографами четырех стихотворений, в том числе стихотворения «Сумерки, сумерки вешние. » с эпиграфом из Фета, где на свободных листах — отрывок из письма Вл. Брак стал для них обоих несчастливым их отношения не складывались. Баженова «Больные писатели и патологическое творчество» (1898), в которой анализируется рассказ Гаршина «Красный цветок» письмо С. Н.
Выдающаяся певица, наделённая ярким драматическим талантом и сценическим темпераментом («не играй так страстно, умрёшь на сцене», – говорили ей), превосходная пианистка, даровитый композитор и незаурядный педагог, талантливая рисовальщица (её портретные зарисовки Тургенева принадлежат к числу самых удачных его портретов), человек всесторонней образованности и культуры, женщина колдовского обаяния. Соловьёва и троюродным братом Блока). Богатая иконография писателя включает портреты в оригинальной технике (рисунки, акварели, живопись) – работы К. Горбунова, А. Бакунина, В. Лами, Арк. Тогда появился цикл лирических миниатюр «Стихотворения в прозе». А. П. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. В рукописном фонде хранятся четыре автографа Лескова. Соловьева к Фету, выписанный С. М.
В их числе переписанное Лесковым посвященное ему стихотворение Я. П. Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Бородина с воспоминаниями о критике папка Луначарского с бумагами, касающимися судьбы Чембара, в связи с 75-летием со дня смерти Белинского автограф статьи о критике Г. Чулкова юбилейные материалы разных лет, начиная с 1898 (пригласительные билеты, программы, газетные вырезки). Не любили его соседи за гордость, а крестьяне («подданные», как он любил говорить) любили его — «добрый барин, сердца не срывчивого».
В рукописных фондах хранятся письма Белинского к родным, письмо к приятелю – И. И. S-t Germain prs de la Chambre des Dputs). Последние годы жизни писателя стали его триумфом как в России, так и за рубежом. Обстановка подлинная, музейная. Среди изобразительных материалов, не считая 15 изображений Фета (фотографий и литографий), особенную ценность представляют: акварельный портрет его матери и живописный портрет жены, М. П. Со многими членами этого семейства, в том числе с великим актером М. С.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Сделаны они по рисункам А. Беземана, А. Девериа, К. Брюллова, П. Каратыгина (гравюра И. Пожалостина, 1884). Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска.
Кстати, в них играли не только крестьяне, но и сами Тургеневы со своими гостями. Самая значительная часть коллекции Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848) и по количеству и по художественной ценности, – иконография критика. Узнавая каждый раз что-то новое о творчестве великих писателей, художников, получаешь не только представление об их личностях, характерах, но и начинаешь видеть нечто доселе незаметное, невидимое в их произведениях, получая о них больше понимания, а, значит, возможностей для анализа, осмысления. 1886. Из-за жестокости матери и побоев отчима девушка сбежала к родному дяде, оставившему племяннице после смерти в наследство 5 тысяч крепостных. Для поправки финансового положения он вынужден был жениться на немолодой (по меркам того времени), но очень состоятельной помещице Варваре Лутовиновой. Семья Ивана Тургенева происходила из старинного рода тульских дворян. Писатель Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) не был коллекционером с чётко обозначенными границами интересов.
Энгельмейера (1895), на обороте паспарту которой наклеен лист с машинописным текстом: «Полина Виардо дает урок пения Марии Энгельмайер в 1895 г. в квартире своей (boulev. Заседания объединения (по сути дела литературного салона) проходили в ее квартирах: в Москве, потом в Ростове-на-Дону, затем снова в Москве. Уникальная книга (двухтомник Фета, 1863) в красном кожаном переплете с золотой гравировкой на обложке «Молодому поэту от старого друга. Иван Тургенев отозвался на трагическое событие некрологом, но в Петербурге, по повелению председателя цензурного комитета Алексея Мусина-Пушкина, его отказались публиковать.
Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Лескова – Анны Ивановны Лесковой с рассказом о выходе книги в свет, о её продаже, о рецензиях на нее Б. Бухштаба и И. Груздева. Не лучшим образом обращалась с дочерью и мать. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим.
Всего детей в семье Тургеневых было трое: Николай, Иван и Сергей. Они сохранились благодаря Наталье Викторовне Резниковой (1902–1992) — переводчице, помощнице, доверенному лицу и душеприказчице Ремизова, ухаживавшей за ним в последние годы его жизни. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Среди портретов XX в. – два карандашных (Н. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Его организатором и несменяемым руководителем была Евдоксия Фёдоровна Никитина (1891–1973), в дореволюционную пору — выпускница московских высших женских курсов, учительница в годы революций и Гражданской войны — жена отставного министра внутренних дел во Временном правительстве, в послереволюционную эпоху — литературовед, преподаватель различных ВУЗов, ответственный работник Союза советских писателей, а в 1922–1931 годах — ещё и глава кооперативного издательства «Никитинские субботники», за 10 лет существования выпустившего более двухсот книг общим тиражом свыше миллиона экземпляров.
Цензор не простил ослушания. Тогда он серьезно увлекся лирикой и написал первое произведение — драматическую поэму «Стенo». Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ). Внизу подпись тушью «П. 1846–1903».
В центре этой непроизвольно и органично сложившейся картины крупным планом выступает личность Тургенева (в его портретах), рядом с ним Полина Виардо, а вокруг, будто магнитом притянутые рукописями и книгами с автографами, располагаются многочисленные персонажи – знаменитые или скромные – с их судьбами и характерами. Богучарскому на бланке «Посредника» по поводу готовящейся биографии Гаршина (1906). Мать, вздорная и деспотичная барыня, образ которой читатели увидели в рассказе Тургенева «Смерть», вышла замуж повторно. Они олицетворяют определенные события или важные вехи творческого пути Тургенева, часто носящие общезначимый и символический смысл.
Лескова «Жизнь Николая Лескова» (это относится и к книжным автографам). Станкевича» (рисунок тушью неизвестного художника начала 1830-х) «В московской гостиной 1840-х годов» (хромолитография с картины Б. Кустодиева, 1912), «Белинский читает свою драму «Дмитрий Калинин» в кружке студентов» (акварель В. Милашевского, 1938). Ханенко стихотворение М. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски», переписанное рукой Белинского списки письма к Гоголю (1899) переписка А. Н. А скольким бедным дворянчикам дал он приют. Дмитриевой (1908) и программа её лекций о писателе (1913), машинопись (с правкой и рукописными вставками автора) публичной лекции Н. Н. Никитина, Д. Дмитриева-Оренбургского, Э. Липгарта, А. Харламова, И. Астафьева, Н. Чехова, А. Бенуа и др., множество гравюр, литографий и фотографий (из них 13 с автографами). Полину Виардо писали очень многие художники.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Полонского. Речь, конечно же, о Третьякове, портрет, которого, кстати, кисти все того же Репина, порадовал исполнителя значительно больше, чем обсуждаемое творение.
Энгельмайер». Документы, находящиеся в ГЛМ в настоящее время, поступили от разных лиц в 1951–1979. Наибольшую ценность представляет дагерротип 1850-х (в кожаном футляре вместе с дагерротипом с портрета Малибран) и подписная фотография П. К. Соловьевым-младшим (внуком историка, племянником философа Вл. Григорьева с автографами биографа Фета Г. П. Александрову К. Леонтьевым.
В. И. Ленина (ГБЛ ныне — Российская государственная библиотека), а впоследствии разделены. Аввакумова, 1941 и Н. Жукова, 1948), гравюра П. Павлинова, офорт О. Дмитриева «Белинский за работой» (1948). Москва» подарена Ан.
Осмелилась поместить заметку Тургенева газета «Московские ведомости». А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Отчим пил и не стеснялся бить и унижать падчерицу. Среди немногочисленных архивных документов – записка Гаршина к знакомой, письмо И. Е.
Но как замирает сердце от слов: «смерть — старушка простенькая, в кофте — только на лбу глаз один — а глазу тому и веку нет». В глубине зеркало. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Маковских, К. Лебедева, Ел.
Мать записала в своем дневнике: «в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков». Большинство гравированных и литографических портретов П. Виардо относится к концу 1830-х – началу 1840-х, 3 – к 1850-м и 2 – к 1870-м. Все фотографии, поступившие от А. Лескова, сопровождаются его пояснениями на обороте и неизменной подписью-монограммой «А. Л» с указанием даты (с большей или меньшей степенью точности: год иногда время года или месяц и даже число), мста и имени фотографа в случае отсутствия фирменного бланка. Многие фотографии аннотированы. Остальное – лица из окружения писателя, виды мест, похороны и могила.
Достоевского). Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Материалы его архива, более пятидесяти лет хранившегося во Франции в семье Резниковых, были приобретены Министерством культуры Российской Федерации для Государственного литературного музея в 2013 году.
Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Видеть не саму вещь с её реальной историей, а её творческие возможности на просторах его буйной фантазии. Есть среди них и изображения в ролях, в том числе Амины в опере Беллини «Сомнамбула» со знаменитого рисунка К. Брюллова и в роли Фидес в опере «Пророк» Мейербера. Значительный интерес представляют письма А. Н.
Впоследствии архив писателя хранили ее дети и внуки. В первом издании перевода Овидия – автограф стихотворного посвящения Фета «Душевноуважаемому и строгому Сотруднику Графу Алексею Васильевичу Олсуфьеву».
П. Виардо была достойной подругой Тургенева, равновеликой ему по масштабу дарований. «Никитинские субботники» — писательское объединение, с перерывами существовавшее с 1914 по 1972 год. Тургенев отзывался о ней так: «Абсолютно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду».
Мусин-Пушкин называл Гоголя «лакейским писателем», не достойным упоминания в обществе, к тому же разглядел в некрологе намек на нарушение негласного запрета – не вспоминать в открытой прессе погибших на дуэли Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Собранный огромный архив Е. Ф. Никитина передала Государственному литературному музею. В двух книгах – стихотворные послания Фета. В 1852 году не стало Николая Гоголя. Незаконченный пастельный портрет 1854-го работы Ранделя (Randel, 1854), приобретённый музеем в 1983 (при участии Т. Соколовой и Г. Медынцевой), находился в семье Щепкиных, что придаёт ему дополнительную ценность.
Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Над Полиной портрет ее мужа. Подробные сведения об адресатах автографов писателя находим в книге А. Н. Щепкиным, был хорошо знаком и тесно общался Тургенев. Некоторые его стихи опубликовал журнал «Современник».
.