В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В 1875 г. В. В. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. А они, к сожалению, не всегда понимали его.
М. Бунакову. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Возможно, в художественном отношении это не самое лучшее его произведение, но по идейным подходам оно гораздо более сложное, чем может показаться на первый взгляд.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Публике картина понравилась. Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. После Бурлаков это наиболее значительное произведение.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Берег Волги. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Дескать, не стоит вскрывать эту тему. Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Он идет прямо к матери.
Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Память стала изменять. Подробность шекспировского комизма.
В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков».
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Имя Репина стало широко известным.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Истинное наслаждение испытает И. Е. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах.
Репин считал сам эту картину красивой. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии".
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Репин встречал их по средам. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7.
Не доносчик ли. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Л. Н. Толстого».
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Какбудто это даже и не Суриков. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Это было мучительное время поисков. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Все заняты. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Стасовым.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»).
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Вячеслав, с Победосцевым я полностью согласен – характеристика Репина самую точку. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Создавая свои исторические картины, Репин стремился к достоверности, вот таким образом старался точно передать все детали: одежду, предметы быта. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884).
Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина.
Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами.
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко».
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. ни даже сам автор.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Крамским, критиком В. В. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. О картине появилось много статей в периодической печати.
Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму. За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Финляндия впервые стала независимым государством. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. Казалось, она спит.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Она была закончена только в 1891 году. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. «Что вам сказать о пресловутом Риме.
м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Им нужно утвердить свою идею. В пору посмеяться, когда встречаются, – старая, отжившая идея, . А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14.
Так ли это – судить зрителям. И вот уже перед нами не царь, а отец. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Мальчик очень рано обнаружил талант к рисованию, но бедность не позволяла ему учиться живописи, вот таким образом мать отдала сына в чугуевскую школу топографов. Это не то. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Летний сезон 1892 года знаменателен появлением серии рисунков: Лодки у берега, Лодки на Двине, Косцы в поле, а также картины Осенний букет. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Возвращается в Россию летом 1876 года. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вегетарианцем стал и сам Репин. Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла.
Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Работал весь день, не замечая времени. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Третьяков»109. Убийство свершилось. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Тактика заключалась в запугивании и дезорганизации правительства путём индивидуального террора.
Для молодого художника эта сумма представлялась просто огромной. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Так было во всех циклах эволюции человеческой цивилизации. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Вы молодые, шутливые, вам всё легко. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Для передачи характера он использует чисто живописные приёмы: тени вокруг глаз, лёгкими мазками написаны взъерошенные волосы. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Наталья Нордман была одержима разными идеями. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. Общественность начала сбор пожертвований. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Спустя годы полотно опять было выставлено, но ему крупно не повезло: один из посетителей, психопат Балашов, бросился на картину с ножом и серьезно повредил холст в трех местах. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Кроме этого художник бывал за границей, осваивал новые техники – работу пером, гравировку. «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая». Много учился на написании портретов близких и друзей. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». общественное движение в России переживало подъём. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Судьбы детей Репина сложились по-разному. и новая, формирующаяся идеи.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В 1856 году Шишкина зачисляют в Академию художеств. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Портрет Веры Ильиничны Репиной. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. – писал он в одном из них. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Одним из лучших считается Отдых. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»).
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Стасов присылает ему все, что он просит.
биографии Лескова, Ключевского. ). Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. "Я родился военным поселянином. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение.
Александр Пороховщиков, хозяин гостиницы «Славянский базар», заказал молодому художнику картину «Собрание русских, чешских и польских композиторов» за 1 500 рублей. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Запрет с картины был снят и она вновь стала доступной обозрению. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Но он мечтает о большем.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. 25 ноября 1893 года И. Е. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. За окном летний день. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. » Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. Слабеющей рукой царевич касается плеча Ивана Грозного, пытаясь этим жестом успокоить его и показать, что прощает.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Источник назвали «Колодец Посейдона». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По поводу кровавого навета на евреев в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н.
Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. – Ведь он мне совсем не нравится.
Каждый персонаж переживает что-то своё. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Ко времени начала пенсионерской поездки Репина центр современной художественной жизни уже переместился из Рима в Париж. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). После революции Репин больше ни разу не был в России. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871).
Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной.
Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Эта история получила название «бунт 14». В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Вот она вещь в уровень таланту. Стала болеть и слабеть правая рука. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
На моих друзей она производила то же впечатление. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Пятый факт. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Мне минутами становилось страшно. К 1871 году Репин уже обрел некоторую известность в столице – его картина «Воскрешение дочери Иаира» была очень благосклонно принята публикой и критиками, слух о молодом талантливом художнике дошёл и до Первопрестольной.
У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. Им не важен ни стиль, ни жанр, ни талант, . Пятый факт. Этюд получился превосходный. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Первый факт. Лето 1882 года Илья Репин провел на даче в Хотьково под Москвой, где были написаны не только этюды к Крестному ходу, но и знаменитые портреты Стрепетовой и Т. Мамонтовой. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. «Пенаты» стали его малой родиной. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Америка—Франция—Россия. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. у которых ни на йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Осенью того же, 1893 года Репины – Илья Ефимович с сыном Юрием – отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Крамской. Судьба его родного поместья сложилась печально. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Сюда лучше не лезть.
Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. А у Репина появился шанс выбраться из многолетней нужды. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.