Вышеперечисленные результаты исследования позволяют более профессионально организовывать и направлять учебно-творческую деятельность преподавателя по формированию индивидуальной цветовой структуры картины мира, профессионально мотивировать активную творческую деятельность у студентов-художников. Павлова Е. В. Динамика картины мира студентов-художников в процессе профессионального обучения в вузе// «Теория и практика современного образования»: Материалы V международной научно-практической конференции 12–13 ноября 2013 года, г. Санкт-Петербург. Приведены результаты психолого-педагогического исследования качественных характеристик картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей.
Выбор цвета более разнообразен для отражения мира, в картине мира у студентов-художников, преобладает цветовая контрастность больше чем у студентов других специальностей (Z 2, 91 при p0, 01). Заполненность листа, выразительность и гармоничность композиции у студентов первой группы выявлена в большей степени, чем у студентов второй группы (Z 3, 00 при p0, 01).
Высокая шляпа, плед на плечах увеличивают ее размеры. Однако талант и, главное, желание творить прослеживались уже тогда. Отдельно следует остановиться на одежде персонажа.
Представляют интерес статистические выкладки по выбору цвета для обозначения настоящего времени: студенты-художники относительно студентов других специальностей выбирают синий цвет (Z 1, 89 при p0, 06), в то время как студенты нетворческих специальностей относительно студентов — художников для выделения значимости настоящего выбирают красный цвет (Z -1. 86 при p0, 06). Философ В. П. Иванов в своей работе рассматривает художественную деятельность как формообразующую работу, которая отражает «содержательные контакты человеческой жизнедеятельности» и обозначается как «долговременная основа практического преобразования предметного мира». Тогдавозникло деление на белоподкладочников и всех остальных: те, кто мог себе позволить хорошую форму, шитую у портного, нарочно делали светлую подкладку, чтобы показать, что у них есть возможность заменить студенческую одежду.
В. М. Бехтерева) 3) тестирование на определение способности различать двойные изображения 4) методика Мюнстерберга на определение избирательности внимания и восприятия текста 5) проективная методика (художественно-графический тест Е. С. Романовой и О. Ф. Потемкиной): «Нарисуй «картину мира», т. е. мир, его образ, как его вы представляете. Для количественной обработки данных использовался пакет программ SТATISTICA в модуле «Непараметрические данные». В результате данного теста красный и серый цвет становятся своего рода индикаторами отношения студентов разных специальностей к настоящему и будущему. Студент держит одну руку за пазухой, другую в кармане. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись.
«Курсистка» была написана с детской писательницы Анны Константиновны Дитерихс, жены В. Г. В. М. Бехтерева) изучение картины личностных психологических особенностей, стиль поведения личности и отношение к окружающим у студентов-художников и студентов других специальностей проводилось по тест-опроснику Г. Айзенка EPi (Адаптирован А. Г. Шмелевым). Они испытывают больший интереса к возможности своего личностного развития в настоящем, выбирая для обозначения настоящего красный цвет. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Но и он как будто наталкивается на враждебную студенту преграду.
Способность художника преобразовывать действительность по индивидуальному пути «восходит к универсализации культурно-исторического бытия человека» и является «идеализирующей формой переживания». Художник подписывался вымышленными именами, но его слава распространялась по всей России.
Но со временем Кадулин переориентировался и на другие темы. Объемность пространства, ощущение безграничности и направленности движения предметов изображаемой действительности больше у студентов первой группы по сравнению со студентами второй группы (Z 2, 77 при p0. 01). Для определения цветового выбора при обозначении прошлого настоящего и будущего времени и исследования временной перспективы был выбран графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), который был модифицирован путем добавления цвета для обозначения времени.
Склоненная голова «подпирает» верхний, низко обрезанный ее край и без того узкий холст перегорожен углом стены слева, что, казалось бы, противоречит «правильной» композиции, но вносит дополнительную остроту в напряженный предметно-пространственный конфликт. Навротина, занималась на Бестужевских курсах, а впоследствии была связана с ними в качестве члена правления.
«Если бы Ярошенко оставил потомству только два изображения – «Курсистки» и «Студента» – и то, он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи» М. Неведомский. Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество. С. 437., – писал М. Неведомский в 1917 году. В этом главная его сила».
Свое развитие и творческое становление, время раскрытия своей личностной структуры студенты-художники видят в будущем, выбирая для этого активный красный цвет (Z 2, 44 при p0, 01). Он то ли греет руки, то ли прячет нечто (пистолет, бомбу. ). В ярошенковском «Этюде», появившемся на Передвижной выставке 1882 года, зрители сразу же признали «одного из лучших представителей» того самого молодого поколения, о котором говорил Стасов (в одном из обзоров выставки герой «Этюда» назван «типическим недостаточным студентом»).
Отдельно следует остановиться на одежде персонажа. Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. То есть система как-то образом контролировала и регулировала эти взаимоотношения. К сожалению, данные о Кадулине теряются после 1917 года. Для определения способности воспринимать наполненность графического изображения, различать двойственные изображения, динамику и статику, видеть скрытый замысел художника в графическом и живописном изображении использовались иллюстрации произведений Сальвадора Дали, Игоря Лысенко, Ваза Рубина (иллюзия соотношения фигуры — фона), С. дель Пре «Энштейн или три купальщицы», «Метамарфозы», «Лесной дух», «Шахматная доска», М. Эшер «Натюрморт с улицей», В. Вазарели «Арлекин». Что-то есть в этом персонаже и от Раскольникова из знаменитого романа Достоевского. Это позволяло государству «не разводить нищету», как говорили, так как те, кто выучился «на медные деньги» своих родителей, помнили о своих многочисленных братьях и сестрах, о своих родителях и никогда сироты, например, дети вдовой сестры, не оказывались на улице.
Именно публика переименовала скромный «Этюд» в красноречивого «Студента» и это название с тех пор закрепилось за картиной. Показатель степени «Активность» в самооценке личности указывают на то, что студенты нетворческих специальностей более активны их деятельность больше ориентированна на одобрение, на реакцию и предполагает активные действия в настоящее время, что подтверждается цветовыми предпочтениями для обозначения временной перспективы. Д. Б. Богоявленская совместно с аспирантом П. Т. Тюриным рассматривает в своей работе «Психология творческих способностей» структуру метода «Креативное поле» в качестве способа диагностики творческих способностей и одаренности у детей и взрослых. В процессе исследования применены следующие методики исследования: 1) тест-опросник Г. Айзенка EPi (Адаптирован А. Г. Шмелевым) 2)методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. Студент (1881) Холст, масло.
Определение уровня самооценки личности, определение типа темперамента и типология личности. А ведь эти глаза могли бы засветиться любовью, а ведь эти губы могли бы тронуться улыбкой.
Индивидуально-личностное восприятие текста и изображения. Вот как он описывает свои впечатления от этого образа: «Он немного сутуловат, медлителен и угловат в движениях от привычки к сидячей жизни, сосредоточен, замкнут, всегда о чем-то думает и производит впечатление отсутствующего, когда он на людях, особенно чуждых ему, оправдывая свои слова о себе: «Я больше думаю, чем говорю, а вы больше говорите, чем думаете». Именно «несоответствие материального быта и их общественного положения степени их умственного образования» делало студентов, по мнению правительства, «необыкновенно податливыми на разрушительные теории». Общий объем выборки студентов составил 88 студентов.
Его жена, М. П. Показатели по шкале «Интроверсия-экстраверсия» у студентов второй группы выше чем у студентов первой группы (Z -2, 29 при р0, 02), что указывает на, что творческая личность более направленная на себя, на свой внутренний мир, чем личность другой специальности.
Художник и теоретик изобразительного искусства В. С. Кандинский утверждает в своей работе «О духовном в искусстве (живописи)», что качество произведения искусства определяется не личными убеждениями и чувствами, а опирается на авторитетные образцы искусства. В 1905 году он пытался доучиться в Киевском художественном училище, но окончить училище ему не удалось. Отправляясь в театр на тотже спектакль «Таланты и поклонники», они могли позволить себе только галерку. В ней актер Садовский играл роль Мурзавецкого. У студентов первой группы чаще чем у студентов второй группы образ мира теряет реальные черты и приобретает символический, абстрактный характер, предметы реального мира уходят с рисунков и появляется беспредметная действительность, которая разграничена линями или цветовыми пятнами (Z 2, 36 при р0, 02).
А может быть, топор. Эти портреты написаны в разные годы, в разные периоды творчества великого художника Ярошенко. Полученные данные обработаны с помощью методов математико-статистического анализа. При этом не выявлено различий по количеству выборов таких инструментов по созданию «картины мира» в первой группе относительно второй: «предметность, четкость и разделенность объектов», «присутствие схемы, символа и знака в образе мира», «образы семьи», «предопределенность становления мира, детерминированность сотворения мира, присутствие религиозных или иных символов». Фигура студента приближенна к зрителю и заполняет собой почти весь холст.
Живописное пространство картины, всегда строго ограниченное у Ярошенко, здесь стиснуто до придела стеной, помещенной сразу же за фигурой студента, «прижимающей» ее к переднему краю картинной плоскости. Студенты других специальностей по отношению к студентам художникам для обозначения будущего чаще выбирают серый цвет (Z -2, 36 при p0, 02). Выяснено, что показатель по шкале «Активность» у студентов первой группы ниже, чем у студентов второй (Z -2, 03 при p0, 04).
Обучение в ВУЗе по направлению подготовки Педагогическое образование профиль «Изобразительное искусство» позволяет сформировать особую картину мира, а именно ее структуру, степень согласованности ее компонентов. В то время такие пледы имели все бедные студенты, так как без них было не обойтись. Творческая составляющая мышления раскрывается в глубинном слое, в процессе поиска новых решений для поставленной задачи, в процессе создания чего-то «своего», чего-то «нового». В первую группу (48 студентов) вошли студенты-художники по направлениям обучения в ВУЗе: специальность «Руководитель студии декоративно-прикладного творчества» (II, III, IV курсы) и специальность «Преподаватель изобразительного искусства» (с I по V курс).
Тронутся ли, засветятся ли. » Обтрепанная шляпа и «весьма разночинное» пальто указывают на незавидное материальное положение студента. Нужно сказать, что сам Николай Александрович был близок к миру учащейся молодежи. В рамках данного теста наблюдалась следующая закономерность: художники и студенты других специальностей для обозначения прошлого и будущего выбирают прямо противоположные цвета, что означает, что одни видят свое развитие в будущем, а другие в настоящем. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед. Самобытный и уникальный художник Николай Александрович Ярошенко в первую очередь известен портретом «Студент». Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде.
Надо сказать, что в Академии художеств для учащихся тоже существовала обязательная форма. Факторы и условия, которые влияют на формирование индивидуальной картины мира изучены мало. В исследованиях психологов и педагогов изучающих творчество студентов-художников, выявлена следующая закономерность в том, что при высокой мотивации к деятельности и желание одобрения в творческой соревновательной среде ведет к низким показателям творческой, «новой составляющей» в произведениях авторов. Степень восприятие текста и различение количества слов у студентов-художников качественно меньше чем у студентов других специальностей (Z -4, 10 при p0, 01), при этом уровень восприятие двойственных изображений, раскрытие сюжетов и образов у студентов-художников больше чем у студентов других специальностей (Z 4, 30 при p0, 01).
В первой группе (студенты-художники) больше чем у второй группы (студенты других специальностей) признаков масштабного образа мира, плоскость листа включает в себя большой объем окружающей действительности, рассказывая сразу о Вселенной, планетах и безграничном пространстве вокруг (Z 3, 78, при уровне достоверности p0, 01). В данном исследовании поставлена задача определения психологических особенностей цветовых предпочтений для обозначения временной перспективы, выявление структурных различий картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей. По мнению ученого задача искусства и предметов искусства состоит в создании «новых смысловых реальностей». Художник-интеллигент, «Нива», 1917, 29. Будучи человеком высшего общества, он, тем не менее, в своем творчестве обращается к представителям разных социальных сословий, к выходцам из разночинной среды.
Студенты второй группы нацелены на синтезацию внешнего мира из увиденного, они анализируют окружающую действительность и выделяют предметную составляющую. Николай Ярошенко. Даже выводят у Кадулина отдельную Пьяную серию.
Прошлое для художников значимо, для студентов других специальностей «закрыто» и не имеет значение для настоящего. 4) Определен характер взаимозависимости выбора картины мира разных специальностей студентов и типа темперамента. Следует сказать, чтосамо бытование длинноволосого или «вечного», студента, как тогда говорили, было граничит с тем, что учиться тогда можно было, не так, как теперь. Студентам разрешалось досдавать экзамены, а диплом об окончании высшего учебного заведения обеспечивал им средства к существованию: если человек имел диплом, например, врача или учителя, токогда он уходил в отставку, жалованье его полностью сохранялось. Во вторую группу (40 студентов) вошли студенты других специальностей: педагогическое образование, профиль «Начальное образование» и «Информатика» (II курс) психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и социальная педагогика» (II курс) профиль «Экономика и управление на предприятиях топливно-энергетического комплекса» (II курс). Работы художника пользовались огромной популярностью.
Студенты художники выбирают относительно студентов других специальностей для обозначения прошлого фиолетовый и сиреневый цвет (Z 2, 29 при p0, 02), а студенты других специальностей предпочитают выбрать серый для обозначения прошлого (Z -2, 10 при p0, 04). Картина вызвала широкий отклик в тогдашней прессе. Как нигде, пожалуй, в «Студенте» активен лаконичный упругий контур, ограничивающий интенсивное по тону пятно фигуры, сдерживающий ее энергию и оттого сам приобретающий скрытую силу. Исследователь и психолог Д. Б. Богоявленская выделяет критерии «содержательной» тенденции в деятельности живописца, «репродуктивной» тенденции, «формальной» тенденции и самого высокого у художника «эвристического уровня». Однако верхний, низко обрезанный край, словно заставляет фигуру сгибаться, голову втягивать в плечи. Цветовой тест М. Люшера основывается на экспериментально установленной зависимости между выбором цвета и психофизиологическим состоянием личности. Дай изображению название и опиши его в двух трех предложениях». Художник отражает мир в двух слоях реальности.
Интересная деталь – в декабре 1881 года была поставлена пьеса «Таланты и поклонники» Островского. Вот, например, трогательный в своей «психологичности» и показательный отзыв корреспондента одной из провинциальных газет: «Что там отразилось в этих глазах, в этих сжатых губах: личная ли злоба за себя, за свою тяжелую нужду, непосильную борьбу, за свою тающую где-нибудь на сыром и промозглом чердаке жизнь, без ласки и привета, без света и тепла, злоба ли, наконец порожденная раздутостью претензий или злоба не за себя. Кадулин начал рисовать сатирические открытки на политические темы.
Студента Николай Александрович написал в 1881 году. Временная перспектива. Студенты жили своей особой жизнью. Студента Николай Александрович написал в 1881 году. А настоящее зимнее пальто, как пишут многие современники им заменял плед.
Для определения и проверки значимости различий между двумя сформированными группами (I группа — студенты-художники и II группа — студенты других специальностей) использовался критерий серий Z — Вальда-Вольфовица и U-критерий Манна-Уитни.
Черткова, которую прекрасно знал Ярошенко. «Студент» – схудожника Филиппа Антоновича Чирко или, как его звали, Чирка, который оставил великолепные воспоминания о жизни в дореформенной академии. Следует отметить, что портрет студента был очень популярен в актерской среде. Данные факты указывают на то, что студенты — художники спокойно и созерцательно относятся к настоящему, в то время как студенты других специальностей видят свое настоящее очень активным и выделяют данное время как основное, в котором происходят изменения в их жизни.
Одна пара обуви на четверых, одно теплое одеяние на то же количество.