Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Тема этой картины — древнерусский «поцелуйный обряд». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Каждый персонаж переживает что-то своё. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Стилистическая разница — колоссальна. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Не доносчик ли. Проданный лот относится к этому периоду. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
Эта авангардная картина принадлежит к числу лучших его работ. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ.
Третьяков»109. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Вообще, Демидовы, став итальянскими князьями, развлекались как могли.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы.
Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Стремительный взлет картины Фешина к такой высокой цене — одна из самых странных загадок 2010 года.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вот и эта картина попала на аукцион весьма сложным путем. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А авторов известных только на родине, приберегают именно для таких продаж.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Значит, это дама полусвета, падшая женщина. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Репин был очень дружен с Мамонтовым. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Она ушла из жизни в 1931 году55. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Пятый факт. Эта картина тогда была продана за 1 тыс. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Оказывается, будущие выставки делают картину еще более заманчивой, чем прошедшие. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств.
Знатным женщинам на Древней Руси не разрешалось покидать женскую половину и только ради почетных гостей они могли выйти, поднести чарку и (самая приятная часть) позволить поцеловать себя. Они ждут от иконы исцеления от тяжелого недуга, от беспросветной материальной нужды, свершения надежд и чаяний. Полотно оказалось самым дорогим произведением искусства, проданным на «русских торгах» — так называют несколько дней, когда в мировых аукционных столицах главные дома устраивают продажи только русского искусства. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Среди других полотен Верещагина, недавно пошедших с молотка, — «Распятие на кресте у римлян» из серии, посвященной различным видам казни. Обратите внимание — дама спокойна и безразлична к осуждению толпы. В 2012 году Третьяковская галерея планирует масштабную выставку Коровина.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. После ее смерти была составлена подробная опись картин. Коровин — главный русский импрессионист. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Так ли это – судить зрителям. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Репин никуда не делся. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Казалось, она спит.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. долл. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Берег Волги. О работе молодого Репина«Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Первый факт. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Кренца за это решение очень долго осуждали. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Читаем между строк: «у того, кто ее купит, есть шанс увидеть свою фамилию на этикетке на популярной выставке. ». Может быть, там будут работы из частных собраний.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. О чем эта история. Убийство свершилось. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Бедная дама с трудом смогла добиться развода. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. В детстве он обучался как иконописец.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. фунтов. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Репин писал и исторические картины. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, дорисовать которую может зритель. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. и в итоге оказалась прекрасным вложением денег. Тот сберег картины в сложные годы фашистской диктатуры, когда их вполне могли уничтожить как «дегенеративное искусство» и в 1958 году, уже после смерти Малевича, продал их государственному музею Стеделек (Голландия).
Да и наследие у нее поменьше — вот таким образом в продаже ее работы найти трудно. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Первая находится в Третьяковке, третья — в Государственном музее Беларуси. Публике картина понравилась.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Еще один эмигрант, малоизвестный на родине — однако талант бесспорный. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Сценка из парижской жизни написана молодым художником, который уже заработал себе репутацию обличительными «Бурлаками», во время его учебы в Париже.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин никуда не делся. долл.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. Веселый, удалой танец, счастливые лица людей Эта работа была написана Репиным под влиянием французских импрессионистов, которые старались показать секундное мгновение того, что происходит здесь и сейчас. Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Автор «Черного квадрата» — слишком важная персона, чтобы его произведения часто встречались в свободной продаже. Знаменитый пейзажист написал три подобные картины. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Л. Н. Толстого». Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Репин дважды подавал прошения об отставке. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Дело в том, что предыдущий триумф этого автора — картина «Одалиска» (3 млн.
Этюд получился превосходный. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Все заняты. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В эту минуту в комнату вошел Христос.
В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Рекорд оказался весьма кстати, чтобы поправить репутацию хорошего художника. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. долл.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Мастер остался верен себе – улавливать в жизни самое главное и стараться не грешить против истины. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Илья Репин до сих пор остается одним из самых знаменитых и выдающихся российских художников во всем мире. Америка—Франция—Россия. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Гости Мамонтова, слушавшие ответ казаков, буквально покатывались со смеху – так ловко издевательства смешивались в нем с озорством. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин считал сам эту картину красивой. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Были две разные версии картины. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. За окном летний день. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Этот представитель знаменитой уральской династии жил на вилле под Флоренцией.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Джентльмены осуждающе смотрят на нее, покидая оскверненное место. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Недавно ее продали за 1, 7 млн. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Он идет прямо к матери.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. О чем эта история. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 1890-х Верещагину организовали выставку в США. Картина, однако, к Демидову не попала, ее приобрел украинский сахарозаводчик Терещенко.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Стасов присылает ему все, что он просит. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Вегетарианцем стал и сам Репин. Русские критики Репина обругали за такой фривольный сюжет и призвали вернуться к правильным «русским» народническим темам, что он и сделал.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Репин никуда не делся.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. О работе молодого Репина Бурлаки на Волге упоенно писали газетчики. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
«Фуга» происходит из прославленного Музея Гугенхайма: однажды директор Томас Кренц вывел из состава музейных фондов этого Кандинского, картину Шагала и Модильяни и выставил их на продажу. На аукционную цену произведения влияет его репутация.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» (происхождение). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Самое знаменитое произведение Верещагина — гора черепов «Апофеоз войны». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. М. Бунакову.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Шведский владелец, сделав рентген, восстановил первоначальный вариант. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Импрессионистам присущ очень «легкий», размашистый стиль письма.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Она сразу же получила признание. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Общение с прежними друзьями было только заочным. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Прежде чем навестить Шамбалу и начать переписываться с далай-ламой, Николай Константинович Рерих довольно успешно специализировался на древнерусской теме и даже делал балетные эскизы для «Русских сезонов». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург.
Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Работал весь день, не замечая времени. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Тем более, что той же весной эту работу купили за 600 тыс.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.