Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Не пытаясь сравнивать и сопоставлять масштабы дарования писателя и художника, можно сказать, что яснополянские рисунки Репина 1891 года достойны своей модели. Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики.
Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. Посмотрите, какие же замечательные рисунки у Репина. Рисунки Репина пришли из Германии. Рисунки Ильи Репина, выкупленные для Третьяковской галереи одним из банков, представлены на открывшейся сегодня в музее выставке.
Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Пятый факт.
Работал весь день, не замечая времени. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Он его представил в халате, с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головой, что-то глубоко обдумывающим. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Студенты художественных вузов могут найти для себя интересные подробности об обучении великих русских живописцев. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Однако рассмотренные внимательно, как по отдельности, так и в целом, эти документы являют особую, очень интересную картину. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Необычная тема рисунка – почти неуловимая грань между сном и смертью – была обусловлена обстоятельствами его создания. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Но портрету Серова свойственна своя значительность.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова).
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Репин встречал их по средам. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В листе Л. Н. Толстой на диване за чтением Репин старательно и бережно воспроизвел подробности бытового обихода писателя. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Реализм получить требуемый снимок. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Кроме того, книга затрагивает и пейзажи, в том числе и сложные многоплановые пейзажи.
Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В рисунке, весьма схематичном и упрощенном, видна не только композиция будущего полотна, найдена и ее экспрессия. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно.
Несомненно, она имеет более непосредственное отношение к своей картине, нежели портрет Серовой к Царевне Софье. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность.
В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Его иконографическая ценность очевидна. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени.
Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Но смысловой центр рисунка – лицо. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами.
Репин считал сам эту картину красивой. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. И вот уже перед нами не царь, а отец. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Учебное пособие под редакцией Еремеева, Королева и Репина «Учебный рисунок» предназначено прежде всего для опытных художников, слушателей 1-5 курсов академического института имени И. Е. Репина. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.
Общение с прежними друзьями было только заочным. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
И его ведущая тема -личность артиста. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. И по внешнему обличью и по духу паломник – родной брат тем странникам, которые бредут в Крестном ходе по песку, под палящим солнцем, теснимые стражниками. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Все заняты. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В эту минуту в комнату вошел Христос. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю).
Спокойная удобная поза, уютное платье – все в образе Мамонтовой пронизано обаянием и гармонией, однако не исключающих оттенка какой-то задумчивой, глубокой грусти. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками.
Словом, Репин отличался той внятностью языка и той чистотой дикции, которая всегда отличает лишь первоклассных артистов. Страстную привязанность Репина к натуре, к изображению предметного мира отмечали уже его современники, осуждающе или восхищенно, в зависимости от позиции наблюдателя. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве).
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. За окном летний день. Публике картина понравилась. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Не случайно существование живописного варианта работы. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Так ли это – судить зрителям. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Наталья Нордман была одержима разными идеями. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Это произошло не сразу. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В портрете Павла Петровича Чистякова, художника и педагога, учебная система которого была воплощением наиболее ценного и жизнеспособного в академической школе, Репин как бы демонстрировал приемы и методы традиционного рисования. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Виртуозно владея мастерством рисунка, он создает произведения, в которых одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздает форму с безошибочной точностью. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Казалось, она спит. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Хотя и плохой, неясный. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Разглядывая небольшой лист, привлекающий непосредственностью, задушевно-непринужденной интонацией, хочется предположить, что не совсем обычный для портрета мотив – изображение спящей – возник случайно. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
А они, к сожалению, не всегда понимали его. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет.
Переехав в Петербург, Репин начал часто принимать гостей – знаменитых писателей, ученых, художников. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В этом учебном пособии предложен материал и для художников-пейзажистов.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился.
По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Он идет прямо к матери. Комната небогатой интеллигентной семьи. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Этюд получился превосходный. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом.
Убийство свершилось. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа.
В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Одним из лучших считается Отдых.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. 12.
Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. М. Бунакову. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Третьяков»109. И для Репина, человека жадно осваивающего видимый мир, фотография, как и этюды, рисунки, была средством анализа натуры, которая, синтезируясь потом в картинах, поражала его современников и поражает зрителя по настоящее время живой жизнью, как бы идущей за раму полотна и захватывающей непосредственностью переживаний вечных человеческих проблем и истин. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Л. Н. Толстого». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Она ушла из жизни в 1931 году55. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Изображена не актриса Дузе – героиня трагедии, а просто усталая женщина, полулежащая в кресле. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Берег Волги.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Первый факт. В них доминирует артистическое начало. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Выражение лица Дузе очень сложно. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Портрету матери исполненному в привычной обстановке чугуевского дома, присущи та же задушевность и свобода, что и портретам мамонтовского круга.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Стасов присылает ему все, что он просит. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Исследователи творчества художника не раз обращались ко всем материалам репинского архива, была просмотрена и фотографическая часть. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Сходство черт лица и выражение поразительны. Репин восхищался не только его творческой мощью, но как художник любовался особой красотой и пластической выразительностью его внешности.
Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Америка—Франция—Россия. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Не доносчик ли. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Судьбы детей Репина сложились по-разному. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».