Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ. Не пытаясь сравнивать и сопоставлять масштабы дарования писателя и художника, можно сказать, что яснополянские рисунки Репина 1891 года достойны своей модели. Посмотрите, какие же замечательные рисунки у Репина.
Рисунки Ильи Репина, выкупленные для Третьяковской галереи одним из банков, представлены на открывшейся сегодня в музее выставке. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника. Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился.
Они словно противопоставлены друг другу. В сравнительно большом по размеру листе своеобразно сочетаются картинность композиции с легкой импрессионистической манерой рисунка. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В его глазах читается печаль, тоска. Рассмотрим "ближний круг".
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Это изображения С. И. и Е. Г. Мамонтовых из детей, домочадцев, друзей – художников и артистов.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Но портрету Серова свойственна своя значительность. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Этюд получился превосходный.
Америка—Франция—Россия. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Фигура лежащего в кресле Чижова, белые языки пламени свечей в сгустившемся полумраке комнаты наполняют произведение таинственной и сумрачной экспрессией. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Много учился на написании портретов близких и друзей. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Каждый персонаж переживает что-то своё.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Выражение лица Дузе очень сложно. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Его участники – художники Н. Д. Кузнецов, Н. К. Бодаревский, И. С. Остроухов, В. И. Суриков, Н. С. Матвеев.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
я работал завороженный. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Берег Волги.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими.
художественный музей им. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. По мысли Репина, они олицетворяют разные страны и народы, но Садко выбирает в жёны стоящую в глубине русскую девушку Чернаву. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Полотно Илья Ефимович создавал в Париже, где в то время завершал свое художественное образование. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Это произошло не сразу. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Репин считал сам эту картину красивой. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. А за Ларькой – старик, коренастый, сильный, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить свою трубку а дальше отставной солдат в сапогах, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок.
Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Комната небогатой интеллигентной семьи. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Мне минутами становилось страшно».
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Е. В. КириллинаО работе И. Е. Репина с натурой. По материалам фотоархива художника. Более пятидесяти лет тому назад в уцелевшем после войны 1939-1940 годов репинском доме, знаменитых Пенатах был открыт мемориальный музей художника. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика.
Внимание художника тяготит их. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Имя Репина стало широко известным. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Работал весь день, не замечая времени. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Но существование подобного портрета в качестве этюда для исторического полотна ярко свидетельствует о своеобразии художественного мышления Репина, об особенностях его метода работы над исторической темой.
М. Бунакову. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. И вот уже перед нами не царь, а отец. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Третьяков»109. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Репин встречал их по средам. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Лицо, освещенное задумчивой полуулыбкой, как бы вылеплено сеткой тончайшей карандашной штриховки. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца – легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Поставленная перед художником задача была очень трудной. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Не доносчик ли.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Его иконографическая ценность очевидна. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. За окном летний день. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Глаза ясные и добрые.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882).
Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. В композиции произведения нет торжественного величия, отличавшего портрет итальянской актрисы. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке.
Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он идет прямо к матери.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В эту минуту в комнату вошел Христос. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Общение с прежними друзьями было только заочным. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера.
Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба Пенаты, место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Но смысловой центр рисунка – лицо.
Все заняты. Тем более, что многие снимки не очень хороши по качеству и относятся к разряду так называемых любительских.
Отличительные черты образного строя этих большеформатных графических портретов – большая внутренняя содержательность, красота, благородное изящество облика модели. С помощью растушки виртуозно переданы фактура блестящего атласа темной подушки, рыхлость обивки кресла. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Убийство свершилось.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Так ли это – судить зрителям.
Хотя и плохой, неясный. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. В них доминирует артистическое начало. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Они жили в Пенатах в течение двух недель. 2. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Замечательно переданы и индивидуальный склад и манера работать каждого из художников и общая атмосфера сосредоточенной погруженности в занятия. Казалось, она спит. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Большинство этих произведений принадлежит теперь Музею-усадьбе Абрамцево, но несколько весьма характерных работ находятся и в Третьяковской галерее. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Поселившись теперь в Москве, он многие недели и месяцы проводил в подмосковном имении Мамонтовых Абрамцево. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.
Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях).
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Однажды на праздник к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Тронька и принес с собой краски. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Вся центральная часть написана самим Репиным. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. О картине появилось много статей в периодической печати. 12. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Л. Н. Толстого». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Реализм получить требуемый снимок. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Виртуозно владея мастерством рисунка, он создает произведения, в которых одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздает форму с безошибочной точностью. Стасов присылает ему все, что он просит.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. И его ведущая тема -личность артиста.
Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В галерее достаточно полно представлен подготовительный материал к большим картинам 1870-1880-х годов. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Не случайно существование живописного варианта работы. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Публике картина понравилась. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В его взгляде осуждение и тревога. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Это совсем иная грань в теме артистизма, более близкая к решениям молодых современников Репина – В. А. Серова и К. А. Коровина. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще.