В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Ге и других. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Скалона.
«Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Толстого, М. П. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Павловым, В. М. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И.
Многое изменилось после революции. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Кроме того, один из художников (Ю. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем».
Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине).
В целом экскурсия удалась. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Кустодиев, И. В. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Так художник стал гражданином Финляндии. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Перед каждым стоял полный прибор. Молас. Здесь бывали Куприн, Бунин, Анненков, Маяковский, Хлебников Впрочем, весь культурный бомонд обеих столиц бывал на репинских средах. В углу самодельные трости и заступ. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Мусоргского, В. И.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Пироговым, И. П. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы.
Первый номер становился председателем круглого стола. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Гинцбургом.
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Прислуживание считалось недопустимым. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским.
Здесь художник написал много портретов. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским».
Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Круг общения Репина заметно сузился. После этого холст претерпел еще ряд изменений. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. У окна стоит старый деревянный сундук.
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. За мольбертом он проводил большую часть дня.
Здесь хорошо работалось летом. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Чехова, И. А. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах.
Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Репин был тогда в зените славы. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Самопомощь— это девиз репинского дома.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах".
Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Сурикова, В. В. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Практически все дома комплекса «Мои Пенаты», представляющие единый архитектурный образ, выполнены из высококачественного кирпича. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. И какие только гости не сидели за этим столом. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Междуцарствие 1612 года» (1877-1915).
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский., ). Случай помог найти рояль, не только близкий по номеру, но и такой, на котором в былые годы играл Глазунов. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Менделеева и других).
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Мусоргского. Карельский перешеек стал ареной военных действий. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения.
Здесь проходили обеды по средам. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. Дом открыт в сторону парка.
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Первое ее издание вышло только в 1937 году.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Их и не восстанавливали. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня.
до своей кончины в 1930г. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Скрябина и С. В.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». «О, музыка. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Однако музею не суждено было долго просуществовать. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. В ней же Репин изображен скульптором Манизером на бюсте, установленном в центре поселка Репино и на родине художника в Чугуеве. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Рубинштейна, В. В. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Менделеева, А. Г. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках.
Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей.
Сварог. Стасова, А. К. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского).
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Стасов писал: «.
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. В 1930 году художника не стало. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году.
Сама картина в Русском музее. Андреевой в Куоккале. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи.
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Помогал в этом Леви. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»).
Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г.
Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Сеченовым, Н. И. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами.
О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Из гостиной дверь ведёт в столовую.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов».
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман).
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Бродский, В. С. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Кони, Д. И. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Художник лишь сделал небольшой набросок.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Многие из этих вещей изображены на картинах. Поленов, А. И.
Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Художник Ю. Мунтян, делавший эскизы для восстановления печей, на развалинах дома в 1944 году подобрал обломки кафеля для образцов. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Проводились такие встречи традиционно по средам. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта.
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Репин дружил и с учеными. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году.
У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Для футуриста ростом в сажень — это не дело».
Это дочери Репина. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Вода в ней отличного качества, проверено лично. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Толстого начал временами вегетарианствовать. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). В. Ф.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Мусоргского. Всё это подлинные вещи конца XVIII века.
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Здесь всегда стоял рояль. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Репину было тогда 76 лет. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Андреева, Д. И. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин.
Для тех времен это было прямо-таки революционно. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Кустодиева, написанный И. С. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Также в гостиной всегда стоял рояль. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Неужели сложно предложить бахилы. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Многие посетители становились моделями для художественных работ.
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. Сурикова.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. В гостиной стоит рояль: музыку Репин очень любил и у него в гостях перебывали почти все знаменитые музыканты того времени: здесь пел Шаляпин исполняли свои произведения Глазунов и Асафьев.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Репину помогали его ученики.
Бехтеревым. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Она жила в имении до 1939 года. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Глазунов, виолончелисты А. В.
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Илье Ефимовичу Репину было пятьдесят шесть лет, когда он поселился в небольшом домике на берегу Финского залива. Для маленьких печей в зимней мастерской подошли кафели разобранных к этому времени печей Русского музея.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. От дома остались только фундамент и остовы печей. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок.
Лескова, Л. Н. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Печь в столовой видна на многих фотографиях. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Куинджи, Б. М. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». По соседству с гостиной находится и столовая. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. В ней по средам собирались гости. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. В трудные 20-е годы в парке был огород. Швейцара здесь не было. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Особых высот в живописи достиг Л. И. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Дочь художника переехала в Хельсинки. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный».
Началась Великая Отечественная война. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена.
В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Места за столом определялись по жребию. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским.
В апреле 1918 года были перекрыты границы и случилось так, что никуда не переезжая, Репин оказался за границей. Бунина, Н. С. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. «Теперь это пустыня», — писал Репин.
Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. В парке строились деревянные домики и беседки. В дом мы попадаем через прихожую. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
(Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Музей-усадьба И. Е. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Боткиным, И. М.
Он не мог ездить на родину. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Недалеко от дома Репина, в поселке Оллила, располагался дом Чуковского, с которым художник очень дружил.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила.
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин.
Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Многие были его моделями. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Куликов, И. И. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Музей открыт в 1962г. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Писатели зачитывали свои новые произведения. Близость к Петербургу давала возможность не прерывать занятий с учениками Академии художеств, профессором которой тогда был Репин и не отрываться от общественной и художественной жизни столицы. На противоположной стене находится портрет Б. М.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Репину всегда была близка запорожская тема. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Куликовым. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. — Скоро тут останутся одни комары».
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Художник переживал это с трудом. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству.
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Стасова, В. И.
1835 год». Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Содержание История усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
Отличалась простотой своего убранства. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.