Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств.
Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея. В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров.
В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
Она жила в имении до 1939 года. На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии. Все работали на равных правах в том числе и хозяева. Корней Иванович часто приезжал в гости с друзьями-футуристами: Сашей Черным, Хлебниковым, Маяковским.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Здесь всегда стоял рояль. По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Многие из этих вещей изображены на картинах. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Художник Ю. Мунтян, делавший эскизы для восстановления печей, на развалинах дома в 1944 году подобрал обломки кафеля для образцов. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). В дом мы попадаем через прихожую. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Сварог.
В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи». Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Р». Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас, пропагандистки творчества Мусоргского.
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». Многие посетители становились моделями для художественных работ. Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна.
Мусоргского. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. В 1914 году эскиз был продан, после 1917 года попал в Русский музей, в 1940 году передан в Пенаты. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями.
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). На противоположной стене находится портрет Б. М. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». На втором этаже расположились комнаты с большими окнами из-за чего они становятся еще светлее и уютнее. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон.
Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Гинцбургом.
В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. Ныне сюда приезжают, чтобы почувствовать атмосферу дома, где жил и творил художник в последние 30 лет своей жизни, ощутить магию места, в котором Репин пожелал остаться навсегда. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах.
В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Здесь хорошо работалось летом. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
В ней по средам собирались гости. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Сама картина в Русском музее. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Неужели сложно предложить бахилы. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас10, пропагандистки творчества Мусоргского.
Вода в ней отличного качества, проверено лично. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Андреевой в Куоккале. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Сеченовым, Н. И.
Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Места за столом определялись по жребию.
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Среди учеников И. Е. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Открывайте дверь в столовую сами». Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки.
Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Справа от входа на зимнюю веранду находятся картины живописцев из Чугуева, первых учителей Ильи Ефимовича. Скалона. Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически).
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Из гостиной дверь ведёт в столовую. В центре кабинета стоит письменный стол.
В парке строились деревянные домики и беседки. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав.
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». По воспоминаниям ученика Репина и старого друга по академии, Комашко А. М., прожившего в Пенатах около трёх лет, кабинетом художник пользовался часто как мастерской, так как там было много света. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Дом открыт в сторону парка.
В. Ф. Круг общения Репина заметно сузился. А когда в 1910-х годах Репин подружился с жившим по соседству К. Чуковским, то его работа над мемуарами приобрела более упорядоченный, систематический вид. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Кони, Д. И. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства.
На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет. «О, музыка.
Самопомощь— это девиз репинского дома. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Сегодня в музее на всеобщее обозрение выставлены личные вещи, картины и рисунки Репина, работы его сына Юрия и других русских живописцев. Отличалась простотой своего убранства. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Лескова, Л. Н. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. В парке строились деревянные домики и беседки. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
Это дочери Репина. У шкафа висит рабочий халат Репина. Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий., ). Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Многие были его моделями. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Серову. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Менделеева и других). Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. У окна стоит старый деревянный сундук. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. В целом экскурсия удалась.
Музей открыт в 1962г. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Менделеева, А. Г. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки».
В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Предметы интерьера и личные вещи художника бережно сохранили, чтобы сделать частью постоянной экспозиции музея. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Здесь же этюды к портретам членов Государственного Совета, выполненные учениками Репина— И. Куликовым и Б. Кустодиевым. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
Первое ее издание вышло только в 1937 году. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Дочь художника переехала в Хельсинки. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Репину помогали его ученики. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы.
Владелица рояля оказалась ученица композитора. Мусоргского, В. И. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Репин дружил и с учеными. Он был голубой и поднимался по средам над домом. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Сурикова. Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический.
Здесь хорошо работалось летом. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
Самопомощь— это девиз репинского дома. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Здесь проходили обеды по средам.
Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. В гостиной стоит рояль: музыку Репин очень любил и у него в гостях перебывали почти все знаменитые музыканты того времени: здесь пел Шаляпин исполняли свои произведения Глазунов и Асафьев. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Перед каждым стоял полный прибор. Кустодиева, написанный И. С.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. В трудные 20-е годы в парке был огород. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. В углу самодельные трости и заступ.
Первый номер становился председателем круглого стола. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. После территориального конфликта между Финляндией и Советским Союзом в 1939 г. финское правительство предложило местным жителям переехать вглубь страны.
Репину всегда была близка запорожская тема. Бродский, В. С. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Проводились такие встречи традиционно по средам. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Это портрет Юрия Репина. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Он стоит на мольберте. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать.
На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Внешний вид её не менялся с момента постройки. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами.
Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Слева стоит ящик с большим увеличительным стеклом в деревянной рамке— приспособление, которым пользовались при рассматривании фотографий.
К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты».
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. В ней по средам собирались гости. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы.
Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Также в гостиной всегда стоял рояль. Ге и других. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Музей-усадьба И. Е.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду.
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице.
Вскоре после того как Репин обосновался в Пенатах, он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года— ректором Академии. Куликовым. Глазунов, виолончелисты А. В. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. до своей кончины в 1930г.
После этого холст претерпел еще ряд изменений. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Особых высот в живописи достиг Л. И. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там». В ней по средам собирались гости. Однако личные вещи и другие предметы быта сохранились благодаря тому, что их в 1941 году вывезли в Академию художеств. Эти художники помогали Репину в работе над картиной. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов.
— Скоро тут останутся одни комары». В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный». В углу самодельные трости и заступ. Отличалась простотой своего убранства. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику.
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Писатели зачитывали свои новые произведения. Репину было тогда 76 лет. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Здесь художник написал много портретов. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Художник переживал это с трудом.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина.
В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С.
Так художник стал гражданином Финляндии. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). По соседству с гостиной находится и столовая.
Прислуживание считалось недопустимым. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты.
Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году.
В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Здесь проходили обеды по средам. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Рубинштейна, В. В. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола.
В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец». Скрябина и С. В. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный».
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Строительство велось без плана.
Сурикова, В. В. Для тех времен это было прямо-таки революционно. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое».
Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. В 1930 году художника не стало. Их и не восстанавливали. Павловым, В. М.
Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Куликов, И. И.
Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским».
Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Поленов, А. И. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. 1835 год». В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927).
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
И, не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. После революции посёлок оказался за чертой Советской России, в Финляндии, а 1939-м оказался на территории СССР. Швейцара здесь не было. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Репину помогали его ученики.
Чехова, И. А. Художнику 76 лет. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. (1876—1915) и другие произведения.
Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Больше всех отличался Чуковский и Евреинов Н. Н. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Молас. Мусоргского. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Места за столом определялись по жребию. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Кустодиев, И. В. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Личность Нордман историки оценивают неоднозначно.
Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён).
В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Многие из этих вещей изображены на картинах. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Стасова, А. К. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже). Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Андреева, Д. И.
«Теперь это пустыня», — писал Репин. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Помогал в этом Леви. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»).
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский.
Толстого начал временами вегетарианствовать. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки).
В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей.
В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел). С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
Он не мог ездить на родину. Пироговым, И. П. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. В парке строились деревянные домики и беседки.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. И какие только гости не сидели за этим столом.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Сама картина в Русском музее. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Бунина, Н. С.
Швейцара здесь не было. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Стасова, В. И.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Здесь всегда стоял рояль. Содержание История усадьбы И. Е. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни.
Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
Бехтеревым. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
У окна стоит старый деревянный сундук. Толстого, М. П. Это дочери Репина.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г.
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Куинджи, Б. М.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Ниже на подставке лежат ножны к саблям и шашкам, кожаная фляга для вина, кисет из кожи с бахромой и самодельные ножны для двух ножей. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Отличалась простотой своего убранства.
Многое изменилось после революции. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Боткиным, И. М. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Здесь всегда стоял рояль. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Прислуживание считалось недопустимым.