Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Репину было тогда 76 лет.
Художник лишь сделал небольшой набросок. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Лескова, Л. Н. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году.
В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Андреевой в Куоккале. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Началась Великая Отечественная война. Стасов писал: «.
Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью.
Но в тоже году решением правительства имение Репина попало в список памятников культуры страны, которые подлежат восстановлению. Неужели сложно предложить бахилы.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Павловым, В. М. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Для тех времен это было прямо-таки революционно. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон.
В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Бехтеревым. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г.
Стасова, В. И. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Дом открыт в сторону парка. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Менделеева, А. Г. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
Для футуриста ростом в сажень — это не дело». Скалона. Толстого начал временами вегетарианствовать. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
Кроме того, один из художников (Ю. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Сварог.
Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Их и не восстанавливали. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных.
Особых высот в живописи достиг Л. И. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина.
1835 год». Сурикова, В. В. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Репино, Приморское шоссе, д. 411. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Печь в столовой видна на многих фотографиях. Сеченовым, Н. И.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Несмотря на то, что Финляндия больше ста лет входила в состав Российской империи, в ее главном музее русская живопись представлена не была. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом., ).
Однако музею не суждено было долго просуществовать. Он был голубой и поднимался по средам над домом. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Многие были его моделями.
В дом мы попадаем через прихожую. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет.
В углу самодельные трости и заступ. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым.
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Мраморная плита, которая служила подставкой для чернильницы, подарена Репину В. Ф. Свиньиным в 1910 году, в день открытия правого флигеля Русского музея, перестроенного по проекту этого архитектора. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. В течение нескольких месяцев дом был приведен в порядок и весной 1940 года открыт для посетителей как музей. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный».
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Близость к Петербургу давала возможность не прерывать занятий с учениками Академии художеств, профессором которой тогда был Репин и не отрываться от общественной и художественной жизни столицы. Менделеева и других). Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений.
Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Круг общения Репина заметно сузился. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Большинство построек, да и сам дом, были восстановлены по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников только в начале шестидесятых. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Из гостиной дверь ведёт в столовую. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Репину всегда была близка запорожская тема. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Музей-усадьба И. Е. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Здесь хорошо работалось летом. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. В ней по средам собирались гости. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Куликов, И. И.
Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Многие из этих работ не сохранились, но при восстановлении музея специалисты постарались восполнить этот пробел. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю.
Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Глазунов, виолончелисты А. В. Здесь же национальная одежда арабов: абу— распашной плащ и полосатое шёлковое головное покрывало, купленные Репиным в Палестине в 1898 году.
Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
Корней Иванович часто приезжал в гости с друзьями-футуристами: Сашей Черным, Хлебниковым, Маяковским. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Репин был тогда в зените славы.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М.
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Из гостиной гости переходили в столовую и усаживались за предварительно накрытый знаменитый круглый стол, конструкция которого позволяла достать без посторонней помощи любое блюдо за счет вращающейся средней части.
И какие только гости не сидели за этим столом. В частности скважина с питьевой водой была вырыта под руководством самого Репина и действует до сих пор. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Рубинштейна, В. В. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги.
Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Репину помогали его ученики. В парке строились деревянные домики и беседки.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Писатели зачитывали свои новые произведения. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Она жила в имении до 1939 года. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».
Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Многое изменилось после революции.
Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Сурикова. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени.
Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. В трудные 20-е годы в парке был огород. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки».
Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Так художник стал гражданином Финляндии. Дочь художника переехала в Хельсинки. Кони, Д. И. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы.
Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Бродский, В. С. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Так как народу было много, то не обходилось без курьезов: захочет Чуковский соленых рыжиков, вцепится в карусель, тянет рыжики к себе, а в это время футуристы мрачно стараются приблизить к себе целую кадушечку кислой капусты, вкусно пересыпанной клюквой и брусникой». Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
Мусоргского, В. И. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Прислуживание считалось недопустимым. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. На противоположной стене находится портрет Б. М. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Бунина, Н. С.
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности.
Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Андреева, Д. И. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. За мольбертом он проводил большую часть дня.
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Это дочери Репина. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». В связи с тем, что хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, в музее сохранились некоторые рецепты тех блюд, что подавались за знаменитым круглым столом. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Помогал в этом Леви. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Кустодиева, написанный И. С. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи.
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Молас. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Ге и других.
Проводились такие встречи традиционно по средам. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград).
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды».
На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские.
Здесь художник написал много портретов. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева.
Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству.
Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. В усадьбу направили сотрудников из Академии художеств, которые ознакомились с тем, в каком состоянии находится усадьба. В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Репин дружил и с учеными. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Сама картина в Русском музее. В. Ф. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Куликовым.
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Мусоргского. Здесь всегда стоял рояль.
Места за столом определялись по жребию. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Гинцбургом. Куинджи, Б. М.
На втором этаже расположились комнаты с большими окнами из-за чего они становятся еще светлее и уютнее. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Чехова, И. А. После этого холст претерпел еще ряд изменений.
В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Первый номер становился председателем круглого стола.
Предметы интерьера и личные вещи художника бережно сохранили, чтобы сделать частью постоянной экспозиции музея. Боткиным, И. М. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды».
Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. — Скоро тут останутся одни комары». Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Карельский перешеек стал ареной военных действий. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Пироговым, И. П. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. От дома остались только фундамент и остовы печей.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. В целом экскурсия удалась. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта.
Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Вот почему в портретах писателей, художников, ученых, композиторов Репин заставляет увидеть за блестяще переданными индивидуальными чертами глубокую внутреннюю жизнь ума и сердца. Леви вспоминал: «Куоккала представляла собой почти всеми покинутое, значительно разрушенное пустынное место. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Музей открыт в 1962г. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Толстого, М. П. Он не мог ездить на родину.
Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
Мусоргского. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Поленов, А. И.
Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась. Стасова, А. К. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь».
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. до своей кончины в 1930г. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. О дружеских отношениях Репина с представителями интеллигенции свидетельствуют не только письма, но и книги, полученные от авторов (например, в книжном шкафу в переходе в гостиную можно увидеть книги с автографами А. П. По соседству с гостиной находится и столовая.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Отличалась простотой своего убранства. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Содержание История усадьбы И. Е.
К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
Швейцара здесь не было. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. «О, музыка. Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. У окна стоит старый деревянный сундук.
Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Здесь проходили обеды по средам. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.
Всего в «пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Самопомощь— это девиз репинского дома. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург.
Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Известно, что в угловой была спальня Нордман, затем Надежды Ильиничны, средняя служила малой столовой, а в первой комнате жила прислуга. Скрябина и С. В. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). В 1930 году художника не стало. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
Также в гостиной всегда стоял рояль. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Кустодиев, И. В.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
Многие посетители становились моделями для художественных работ. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Многие из этих вещей изображены на картинах. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Художник переживал это с трудом. Перед каждым стоял полный прибор.
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.