Репин мечтал написать Третьякова еще раз. Поэтому Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будет мольберт и кисти. Так и не окончив портрета, Репин увез его в Петербург и здесь дорабатывал в короткие приезды Третьякова в столицу. Художник Илья Репин не признавал совершенными свои картины и запросто приходил в Третьяковскую галерею их поправлять после того, как они были куплены и выставлены.
Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Репин понимает, что сдержанность и скромность П. М. Третьякова мало гармонировала бы с более активной техникой и яркими красками. Репину очень хотелось написать портрет Третьякова. Третьяков часто бывал у Репиных и темы их разговоров не иссякали.
Поэтому, если Репин видел, что чья-то картина висит неудачно, плохо освещена, немедленно советовал Третьякову устроить ее получше. Когда он пришел в галерею, Третьяков позвал нас, то есть меня и Ермилова, в репинский зал. Репин писал Третьякову письма, но Третьяков не отвечал. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.
Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова». Посетителем Третьяковской галереи в Москве, который повредил картину Ильи Репина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», оказался 37-летний приезжий из Воронежа Игорь Подпорин. Поэтому Третьяков велел швейцарам не пускать Репина, если у него в руках будут мольберт и кисти.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Смотритель – за ним. Иоанн ваш для меня соединение этой приживалки и Карамазова.
Погодина (1872) и других. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Картина была показана на 8-й выставке Товарищества передвижных выставок в 1880 году. Точнее дамы широких взглядов и широкой талией под именем Натальей (но это не точно) Нордман. Ну, вообще она следила за модными тенденциями тех времен.
Об этом достаточно сказано в литературе. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И рыбу. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая.
Когда И. Н. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Жил-был такой художник известный – Репин. Островского (1871), В. И. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Тут и пришел на помощь Савицкий. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал.
Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. Клодта. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Зимой. Некрасова сатирика М. Е. Якоби, «Последняя весна» М. П.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Толстого (1874), П. А. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Не молитвы, а проклятья срывались с ее губ и к мести взывала душа. Глинки (1869), И. А.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Чехова». Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно.
Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Но не это главное. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Не всё же ебанутых шведок слушать из этих ваших Европ.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. "9 вал" Айвазовского отдыхает. Зеркало могло бы быть судорожно сжато и опущено, другая рука могла бы схватиться за стол или иное что тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее, а то со сложенными руками может быть похоже на позировку. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Д. И. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Самый многочисленный и, пожалуй, самый яркий блок заказных живописных портретов относится к начальному периоду замысла портретной галереи – к 1869 и первой половине 1870-х годов. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Возглавляемые Н. Г. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Сихры и С. Н. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Тургенев, П. И. В письмах — серьезный разговор о новых произведениях Репина и других художников, предложения Третьякова о покупке картин и непременный небольшой торг. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной).
Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Васнецова, И. С. Третьяков высоко ценил талант И. Н. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Алябьева или А. Л.
Репин чрезвычайно сожалел о том, что не все могут считать эти глубинные смыслы. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
». Браз. После специальной записки обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева к императору Александру III картина была снята с выставки, а Третьяков получил секретное распоряжение о «невыставлении картины в помещениях, доступных до публики». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В его словах прочитывается осознание следующего этапа собирательской политики, констатация нового понимания задач и нового качества коллекции, в задачи которой входит представление, прежде всего истории русского искусства.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Художник по просьбе Третьякова внес изменения в самые знаменитые свои работы — «Не ждали», «Правительницу Софью» и «Крестный ход», но увлекся и стал дописывать картины даже после того, как они перемещались в основную экспозицию. Называла себя свободной финкой. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Погодин, наряду с ним Ф. И. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Чайковский, А. Г.
«Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Нет. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Потом встречи заменила переписка. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Келером-Вилианди в 1870 году. Каминский. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Дашкова, собиравшего галерею знаменитых соотечественников, пожертвованную им в 1882 году в Румянцевский музей. Гончарова (1869), А. Н. Писемского (1869), М. П. Иных тогда трудно иметь было.
Достоевского (1872), А. Н. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским».
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37.
Лишь в 1873 году И. Н. Рубинштейн, И. Е. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Крамскому (последние два – отказались). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Она ему:- Илюша, у тебя дети, семья, а ты картинки малюешь, да с дамами непотребствами занимаешься. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Уж особенно в монастыре. Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Картина была показана на 8-йвыставке Товарищества передвижных выставок в 1880году.
Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Ибо заказав портрет Ефимычу, оный встретил его с открыми окнами, дверьми и иже с ним. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. - Событие пугающее, – утверждает директор. В галерее появляются картины В. Д. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». Аксаков.
Однако ни лица, ни руки – самое сложное в живописи Репина – сейчас не были повреждены. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Вещь важнейшая и крайне хрупкая. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Весь образ Третьякова выражает характерные для него аскетизм и мудрость.
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Крамскому удалось его уговорить. А произошло это так. Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Подоспевшая охрана предотвратила дальнейшие действия вандала.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Майкова (1871), А. Ф. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Кисть Третьякова изображена с присущей Репину натуралистичностью. Репин, И. Н. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М.
Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. В мороз. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия).
Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Только вот Нордман скончалась потом. Но это – совсем другая история. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. «Портрета В. М. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Остроухова. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Васнецов, В. Г.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. В семье все любили друг друга.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Репин дважды подавал прошения об отставке. Серова (1870), А. С. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г.
Худякова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Жил себе и жил, рисовал потихоньку, влюбился, женился и вообще "всё как у людей".
И да, в мастерской был снег. -Ну а чо – по привычке ответил Репин. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский. После того как Репин, воспользовавшись отсутствием Третьякова в галерее, переписал тон головы Ивана Грозного, хранители получили наказ — никогда не подпускать его близко к собственным работам. Поедая сено. Ах да, Нордман-Северова и прислугу эту травушку есть заставляла.
Максимова и другие. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Погодин, а после его смерти – И. С. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. То есть прислуга у них была, но дама широких взглядов была против прислуги. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1.
Тут же у него перенимали опыт будущие классики Кустодиев, Бродский, Куликов, Малявин. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. От падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. «Портрет А. П.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью.
Добежать сюда – пять секунд. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В 1913 году иконописец-старообрядец Абрам Балашов с криками Довольно крови нанес три ножевых удара в область лиц царя и царевича.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Л. Н. Толстого». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Репину, К. Ф. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Перов, В. Д. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В Харькове художник работал в мае — июне 1887 года: писал декорации для спектаклей Русской частной оперы Мамонтова. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Строгих правил или канона не существовало.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Саврасова, «Больной музыкант» М. П.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье.
Проблема выбора Третьякова для портретной галереи – одна из интереснейших исследовательских проблем. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Это портреты А. Н. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. В Галерее работает детская студия. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. «Сельский ход» был все-таки снят с выставки Общества поощрения художников, что, впрочем, Третьякова от передвижников не отпугнуло — с Перовым и его друзьями он сотрудничал в течение следующих 30 лет. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Даля (1871), Ф. М.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие.
Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Америка—Франция—Россия. На выставку картину взяли после поддержки Репина, которому «Побоище» нравилось, а там ее разглядел и приобрел Третьяков.
Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Крамской работал над портретом Л. Н. Заказы портретов становятся единичными.
Поленова, И. И. Серьезно, есть ли среди финнов более известный художник. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вблизи и в шубе. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Верещагину, И. П. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.
Было от чего зайтись дыханию. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Серова исполненного И. П. Не, ну а чего, экономия. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Портрет не был исполнен. 1898). Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к былинкам (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Размер портрета обычно приближен к натуре. Соколова, «Разносчик» В. И. А. В. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться.
Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Для более успешного творчества в доме сделали большие светлые окна, вместительную веранду и балкон. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Даргомыжского11. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища».
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Крамской, В. М. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. «Картине нанесены серьезные повреждения. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Тютчева (1873), А. К.
Крамского «Неутешное горе», Н. А. Только вот с женой не сложилось. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Утром проснулся, лопуха нарвал, вот тебе и обед. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы.
И вообще, покосите газон. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Горавскому, В. Г. У Третьякова было несколько графических портретов М. И.
П. М. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
На картине «Портрет Третьякова» Репин изобразил Павла Михайловича Третьякова, русского коллекционера и основателя знаменитой галереи, сидящим на стуле. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Анненковым. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре царевича. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. И живопись этого этюда находили непонятной. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков.
Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Впрочем, так ли.
Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации.
Серов еще не писал в это время портретов. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Перову, И. Е.
Третьякова. Ге и другие. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Даргомыжского (1869), Ф. И. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». -Так нехер мою душу терзать – отвечал Репин и кидался кисточками. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. «Сельский крестный ход» Перова, ставший для современников символом нового реалистического искусства, Третьяков купил несмотря на разгневанную консервативную публику, объявившую картину «безнравственной». Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Летучесть взглядов и гримас не подытожена в этих лицах, как бы захваченных внезапной жизнью. С тех пор началась дружба семьями.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Дружба и сотрудничество с Васнецовым продолжались до самой смерти Третьякова, которого за любовь к «былинкам» (по определению Мясоедова) не переставали критиковать. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи.
Келеру-Вилианди, А. Г. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Салтыкова-Щедрина.
Левитана, А. М. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
У него было 6 детей. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Среди первоочередных действий – проведение расширенного реставрационного совета с приглашением ведущих специалистов страны», – говорится в сообщении пресс-службы галереи. М. Бунакову.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. – Любое перемещение полотна может повлечь за собой серьезные последствия. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Хорошо всё закончилось, короче. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Думаю, что нет. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Общение с прежними друзьями было только заочным. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора.
Сходство черт лица и выражение поразительны. А если после первого знакомства Павел Михайлович Третьяков, отобрав два маленьких холстика, говорил свое знаменитое: «Это я оставляю для себя», художник ликовал. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Только Тенишеву. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Одним из первых был заказан живописный портрет А. С.
В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Стернина, «довольно специфического состава» 21.
Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Залы сообщались с жилыми помещениями. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Во имя великих целей.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Третьяков»109. Он требовал большего.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.
Третьяков не покупал ни одной картины, не поторговавшись немного. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И.
О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Глинки12.
В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С.
Константин Коровин». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. -Я снежинки разглядывать люблю.
«В 1883 году в Харькове портрет хористки. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства.
Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Гуну, И. Н. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Третьяков дальнейший вектор развития галереи.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г.