Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Репин вернулся на прежние позиции. Но ведь история – это вовсе не сиюминутное событие, не непосредственно созерцаемая реальность. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. «Чистая публика» отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпы нищих странников, возглавляемой горбуном.
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника).
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Он словно готов разразиться пламенной обличительной речью. Выдающийся дар портретиста, редкостное умение почувствовать и передать на холсте или листе бумаги неповторимость человеческой индивидуальности равно ощутимы и в законченных портретах и в легких набросках.
Так сложилось потому, что художник по несколько раз переписывал картины. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке.
В 1890-е гг. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Подчеркнутая экспрессия цвета заставляет вспомнить, что произведение создавалось в то же время, когда художник работал над картиной Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись.
Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. Все заняты. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера. В эту минуту в комнату вошел Христос. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Хотя и плохой, неясный. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Казалось, она спит. Кстати, при воспроизведении облика этих людей он пользовался также посмертными масками, отливки с которых сохранял в своей мастерской. В композиции произведения нет торжественного величия, отличавшего портрет итальянской актрисы.
В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. При беглом взгляде на полотно кажется, что Репин гораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторской позиции.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, сколько наделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому, заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяются кинематографические кадры.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно.
И все же в этой картине Репиным обнаружено незаурядное мастерство и в отдельных фигурах, в их обдуманной и острой характеристике есть большая жизненность. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Художник не только утверждает нового прогрессивного героя, но и раскрывает его жизнедеятельную силу. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница).
Рисунок уверенный, лепка твердая. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Это вы сами. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Мне минутами становилось страшно».
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Ее нежные, тающие пятна передают бархатистость кожи детских, женских лиц, едва заметную игру света и тени, фактуру одежды. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Стасов оказался абсолютно прав в главном и основном: творчество Репина было социально в том прямом смысле, в каком употребляла это понятие демократическая эстетика XIX века.
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). 12. А свеча становилась ниже и тени менялись. В них доминирует артистическое начало.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. За окном летний день. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Крамского и Н. Н. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Л. Н. Толстого».
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. -— И. Г. ), они много смеялись». Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. «Как. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Работал весь день, не замечая времени.
Публике картина понравилась. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Новое направление в живописи поразило и одновременно разочаровало художника: по его мнению, картины были интересны в технике написания, но лишены всякого смысла.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Чем же объясняет художник свою неудачу.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада).
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. художественный музей им. Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Это стремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих исторических картин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Она и в выразительном силуэте фигуры, крупных, лишенных щегольства, каких-то очень мужественных линиях рисунка, вертикалях композиции, соответствующих узкому формату холста.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Портрет, созданный Репиным, сильно отличался от обеих работ и живописными свойствами и самим пониманием толстовского образа. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Контрасты черного и белого выявляют и подчеркивают напряженность внутреннего строя художественного образа, драматизируют его. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин-портретист обратился к технике графики потому, что ее возможности наиболее полно соответствовали выражению его новых представлений о гуманистическом идеале.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера.
Нет картины, с которой можно было бы прямо связать этот рисунок, но в нем отразилась такая острая наблюдательность, облик женщины настолько достоверен, почти узнаваем, что воспринимается как персонаж произведения на социально-психологическую тему, столь характерную для творчества Репина в этот период. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура.
Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Выражение лица Дузе очень сложно. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. — сказал Крамской. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Наиболее известными из них стали работы И. Н. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. И в этом отношении история у Репина – это как раз то, что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностью исчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не «длящийся процесс», а необратимый финал. Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста, оказываясь в пространстве зрителя. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Как писал Василий Ключевский: «Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс, как вечный закон».
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет казаться, между лицом и личиной, маской. И тут – «куда, куда девалась ее красота. В 1891 году актриса была на вершине славы. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а подсобный изобразительный материал высоко ставил как средство для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. я работал завороженный. Я люблю разнообразие».
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета" (выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Стасов и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениями впоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репин считал сам эту картину красивой.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. И его ведущая тема -личность артиста. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Стасов присылает ему все, что он просит. Отдельные портретные этюды принадлежат к лучшему, что создано Репиным, по силе выразительности и чисто живописному размаху. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши.
Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Каждый персонаж переживает что-то своё. Именно эта «действенность» – главная особенность репинских исторических композиций, когда исторический сюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Вегетарианцем стал и сам Репин. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Но портрету Серова свойственна своя значительность. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Не доносчик ли.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Этюд получился превосходный.
Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Это лучше всех ваших академических работ. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Историчен лишь мастерски написанный антураж. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Так ли это – судить зрителям. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Так, например, у меня с П. М. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). «Я задумал, – вспоминает Репин, – передать этот сюжет с сугубой реальностью. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Ге. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Америка—Франция—Россия.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Раньше других этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В. В.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. И вот уже перед нами не царь, а отец. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Таков упоминавшийся выше Паломник и портрет Е. В. Лавровой, вполне картинный по замыслу и композиционному решению.
Его портрет имел большой успех». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Художественный смысл В. С. Серовой, Паломника и других подобных им репинских этюдов в том и состоит, что это отнюдь не штудии, в которых зафиксированы определенное положение, жест, ракурс. Реализм получить требуемый снимок. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе.
1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. В нем нет того напряженного вглядывания друг в друга модели и художника, того сложного диалога взглядов, которые определяют обостренный психологизм портретного образа в работе Крамского. Это произошло не сразу. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
Имя Репина стало широко известным. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
М. Бунакову. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Но смысловой центр рисунка – лицо.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. И для Репина, человека жадно осваивающего видимый мир, фотография, как и этюды, рисунки, была средством анализа натуры, которая, синтезируясь потом в картинах, поражала его современников и поражает зрителя по настоящее время живой жизнью, как бы идущей за раму полотна и захватывающей непосредственностью переживаний вечных человеческих проблем и истин.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет.
Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Мы свободно можем «войти» в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будто специально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства, «произошедшего в одно мгновенье».
И вновь – «реальность» даже в историческом сюжете – стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Третьяков»109. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. В совокупности абрамцевские портреты являют собой некий цикл или серию, объединенную и стилистически и главным образом определенным авторским отношением к модели. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Нейтральный, без всякого намека на окружающую обстановку фон, точка зрения снизу подчеркивают ощущение величавой властности исходящей от облика Остроухова в этом портрете.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Он идет прямо к матери.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Убийство свершилось. 2. О картине появилось много статей в периодической печати.
Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Комната небогатой интеллигентной семьи. Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангел истребляет первенцев египетских».
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. — Да это превосходно.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Это сделано мастерски. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Не случайно существование живописного варианта работы. Берег Волги. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В несомненном соперничестве с живописью сделан известный акварельный портрет Д. И. Менделеева в мантии профессора Эдинбургского университета.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Свобода композиционного решения, даже некоторая вольность свойственны рисунку 1896 года П. М. Третьяков на заседании в Академии художеств. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Его иконографическая ценность очевидна. До сих пор речь шла о репинских работах, созданных, главным образом, на протяжении последней трети XIX века. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Репин встречал их по средам. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Написан портрет вдохновенно.
Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Покатившийся посох в «Иване Грозном» в следующую минуту готов упасть за раму картины. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще.