Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики. Несмотря на свой карикатурный характер и то, что в своем рисунке Маяковский слишком резко подчеркнул и усилил признаки старческой немощи, которые в то время наметились в облике Репина, этот рисуноквызвал жаркое одобрение художника. Не пытаясь сравнивать и сопоставлять масштабы дарования писателя и художника, можно сказать, что яснополянские рисунки Репина 1891 года достойны своей модели. Коллекция произведений Репина в собрании Русского музея занимает особое место и насчитывает 260 рисунков и акварелей, 133 живописных произведения, 73 графические работы и две скульптуры – всего 468 работ.
Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Убийство свершилось. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. И его ведущая тема -личность артиста. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин восхищался не только его творческой мощью, но как художник любовался особой красотой и пластической выразительностью его внешности.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Л. Н. Толстого». Так ли это – судить зрителям. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Третьяков»109. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин встречал их по средам.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Это произошло не сразу. Многочисленные этюды и эскизы всегда сопровождали работу художника над большими картинными композициями. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа.
На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. И хотя в живописи этого времени – портретах Мусоргского, Дельвига, картинах Крестный ход, Не ждали – ведутся те же самые поиски, в графике начала 1880-х годов они еще более очевидны.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Берег Волги. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Не доносчик ли. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Она была закончена только в 1891 году.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками.
Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова).
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Она ушла из жизни в 1931 году55. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Не случайно существование живописного варианта работы. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Пятый факт. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Виртуозно владея мастерством рисунка, он создает произведения, в которых одухотворены каждая линия, штрих, точка, а их соотношение с поверхностью бумаги воссоздает форму с безошибочной точностью. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. О картине появилось много статей в периодической печати. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Но смысловой центр рисунка – лицо.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Америка—Франция—Россия.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Первый факт. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вся обстановка, уклад жизни в усадьбе Мамонтовых способствовали появлению цикла карандашных портретов.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882).
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю).
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Так началась коллекция Репина Атенеум.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Выражение лица Дузе очень сложно. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного.
В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Художник любил движение не ради движения: любая черта в выражении лица, в мимике, в повороте и наклоне головы видится Репиным в связи с общим состоянием человека.
Казалось, она спит. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Яворницкий пригласил его посмотреть свою коллекцию, а позади тайком усадил художника и пока предводитель любовался монетами, Репин быстро набросал портрет. Но можно смело сказать, что менее всего обращалось внимание на чисто изобразительную ценность этого материала с точки зрения творчества Репина. Репин талантливо изобразил томящий зной иссушивший все вокруг, ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона, колыхание людского моря в мареве пыльного накаленного воздуха. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Мне минутами становилось страшно». Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Стасов присылает ему все, что он просит. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В 1891 году актриса была на вершине славы. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Все заняты.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Обычно они очень точно датированы: рядом с подписью проставлены не только год, но число и месяц. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. По одной из версий, причиной путаницы в авторстве является соседство картин Соловьева с двумя подлинниками картин Репина в Сумском художественном музее. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Словом, Репин отличался той внятностью языка и той чистотой дикции, которая всегда отличает лишь первоклассных артистов. Страстную привязанность Репина к натуре, к изображению предметного мира отмечали уже его современники, осуждающе или восхищенно, в зависимости от позиции наблюдателя.
К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Глубоко личная заинтересованность, восхищение огромным талантом своего ученика, понимание сложности его художнической судьбы придают произведению особое проникновенное звучание. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Общение с прежними друзьями было только заочным.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Кажется, эти беглые рисунки сделаны почти машинально – столь они непосредственны, раскованно – непринужденны. художественный музей им.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Особый интерес представляют рисунки подготовительного характера.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека.
В эту минуту в комнату вошел Христос. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Ощущение обессиливающего труда, тягостный ритм движущейся человеческой массы, соотношение людей и пейзажа – многие существенные стороны художественного образа картины получили пластическое воплощение в скромном рабочем эскизе. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Публике картина понравилась. Это совсем иная грань в теме артистизма, более близкая к решениям молодых современников Репина – В. А. Серова и К. А. Коровина.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными.
В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Каждый персонаж переживает что-то своё. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. М. Бунакову. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения».
Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада).
Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. 12. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он идет прямо к матери. Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. О важнейших ее этапах, о формировании и развитии стиля Репина-рисовальщика – от работ ученического периода до произведений первых десятилетий нынешнего века – дает представление полная и многообразная графическая коллекция Третьяковской галереи.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Его иконографическая ценность очевидна. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще.
Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Пришлось пойти на хитрость.
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Репин забыл о конкурсе, об Академии. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального.
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Фигура лежащего в кресле Чижова, белые языки пламени свечей в сгустившемся полумраке комнаты наполняют произведение таинственной и сумрачной экспрессией. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Хотя и плохой, неясный. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Реализм получить требуемый снимок. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Репин считал сам эту картину красивой. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Ну или, в лучшем случае, какими-нибудь корешками да овощами – Нордман увлекалась вегетарианством.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
В них доминирует артистическое начало. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Подобные надписи подчеркивают ощущение жизненной достоверности, почти документальной точности, присущей рисункам.
Работал весь день, не замечая времени. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Имя Репина стало широко известным. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, книгу о костюмах разных эпох, как можно больше рисунков морских растений и рыб.
Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В листе Л. Н. Толстой на диване за чтением Репин старательно и бережно воспроизвел подробности бытового обихода писателя.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Она была закончена только в 1891 году. Его участники – художники Н. Д. Кузнецов, Н. К. Бодаревский, И. С. Остроухов, В. И. Суриков, Н. С. Матвеев.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вместе с тем Смерть Ф. В. Чижова – интереснейший пример специфических возможностей графики, основывающихся на выразительности пятна, богатстве оттенков черного и белого. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Но портрету Серова свойственна своя значительность. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Нет картины, с которой можно было бы прямо связать этот рисунок, но в нем отразилась такая острая наблюдательность, облик женщины настолько достоверен, почти узнаваем, что воспринимается как персонаж произведения на социально-психологическую тему, столь характерную для творчества Репина в этот период. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Этюд получился превосходный. Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Традиционный сюжет евангельской легенды молодой художник сумел одушевить живым, подлинно человеческим чувством. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Поначалу он отказался позировать с затылка. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».
За окном летний день. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. я работал завороженный. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий.