После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Стасов присылает ему все, что он просит. Много учился на написании портретов близких и друзей. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Он идет прямо к матери. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом.
«Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть не пристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное. 1860-е годы – знаменательный период и в русской социальной жизни и в жизни русского искусства, начало активного пробуждения общественного сознания. биографии Лескова, Ключевского. ).
Этюд получился превосходный. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям». К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.
Крамской. Среди его учеников, . В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку.
Здоровье шло на убыль. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. «Нет, родимый, где нам в рай. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета.
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Среди его учеников, . Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
По грязной дороге. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Среди его учеников, . Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Берег Волги. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Мне минутами становилось страшно». Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Взгляд изучающий и грозный.
Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. и в других портретах. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Вместе с тем уже первые работы заявляют о молодом живописце, как о крупной творческой индивидуальности.
Впрочем, так ли. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Нет, эта картина не беспристрастное изображение русской жизни, а только изобличение взглядов художника на эту жизнь». Подробность шекспировского комизма.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.
Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. будет затем долго работать. до того еще не писал так широко и сочно. «Всегда переусердствуют, – писал Репин.
Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Нестеров. а в частности. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Но он мечтает о большем.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. 1882Холст, масло, 64. 7 x 53. 5Государственная Третьяковская галерея».
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы.
Крестный ход — против болезней. Детали были бы, конечно, лучше, но зато общая гармония образа, что способны воспринимать только исключительные натуры, погибла бы и мы этого не увидели бы никогда. » Эти слова по праву можно отнести и к Репину. Перед нами было Убиение Грозным сына.
После реформы Академии он становится ее профессором. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. «Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон».
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Репин считал сам эту картину красивой. примут ли. » Он указал вверх. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
По грязной дороге». Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
В эту минуту в комнату вошел Христос. Вокруг нас и возле все шумело. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Среди его учеников, . Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. И в репинском «Крестном ходе» священники говорят между собой о чем-то, отнюдь не священном.
Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. В передаче мощного торса, больших сильных рук, пышущего жаром старческого лица в венце седых волос, с взлетающими вверх черными бровями, с пронзительными хищными глазами Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Мне кажется, у нас дьякона есть единственный отголосок языческого жреца, славянского еще и это мне всегда виделось в моем любезном дьяконе.
В Москве и вокруг Москвы он находит «удивительные бытовые куски». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин пишет этюды для «Крестного хода» и в Москве и в Звенигороде и в Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове, много ездит и ходит пешком, один или в компании с друзьями-художниками Поленовым, Левицким и Васнецовым.
"Я родился военным поселянином. Среди его учеников, . Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется.
Вовторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия. Репина И. Н. Крамскому от 13 января 1878года). В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, но не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
В. А. Репина с детьми идет по меже. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. И вот уже перед нами не царь, а отец. 1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей». Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем.
Среди его учеников, . Да ведь это целая огнедышащая гора. Репинские картины революционного цикла утверждают нравственную красоту гражданского подвига. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги.
Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. Чем же может быть вызвано это затруднение, художник предоставил решить зрителю. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887).
Все заняты. Убийство свершилось. Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Открывается персональная выставка произведений художника. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ).
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. – писал он в одном из них. Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Это и есть выражение репинского демократизма. – Знаю я, как им дорого православие».
А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Как нас там. По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике.
– Мы платим деньги, как все, а нас толкают, куда ни сунемся. Какая трудная вещь – кончить картину. Замысел картины возник как отклик на кровавые события времени, как гневный протест против деспотизма. Вот, по-моему, точка зрения художника.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. В его дом каждую среду съезжались гости. С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883).
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. – Ведь он мне совсем не нравится.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. Конца не предвижу: туго идет. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Ведь об освобождении узников родных оповещали. Работу над «Крестным ходом» Репин продолжает со все возрастающим энтузиазмом.
Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Комната небогатой интеллигентной семьи. «Что вам сказать о пресловутом Риме. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским, который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие годы. Отсюда и подхалимство в советской России.
Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
О чем это может свидетельствовать. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. Это результат множественности наблюдений, но результат, наконец понятый на натуре и затем в той или иной мере доработанный или переработанный художником. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
За окном летний день. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. ». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Был парад и шествие духовенства. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении.
Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход». Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Сам Репин очень любопытно охарактеризовал свой живописный персонаж: «А тип преинтересный. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Среди его учеников, . К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Репин мечтал вернуться на родину. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Отживший, мертвый город и даже следы-то жизни остались только пошлые, поповские, – не то что во дворце дожей, в Венеции. – Вот какая мужицкая участь». 1879Абрамцево.
Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Среди его учеников, . В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Среди его учеников, .
«Это все устарелые, самоделковые теории и шаблоны. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Вот она вещь в уровень таланту. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В 1875 г. В. В. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Да ведь это целая огнедышащая гора. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе». – С. И. ) был только одним из этюдов для этой картины. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Формировались рабьи души, лишенные всякого мужества, дрожащие перед силой и властью этого мира. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. Вот она вещь в уровень таланту. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Так ли это – судить зрителям. По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883).
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Первый замысел картины относится к 1878 году. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884).
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Однако сил оставалось все меньше. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Через ряд лет, готовя свою персональную выставку, Репин писал Третьякову 24 ноября 1891 года, что «Крестный ход» цензура вычеркнула из каталога, следовательно, не разрешила экспонировать и к тому же запретила помещать репродукцию этой картины в периодической прессе. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым.
А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде.
Репин ездил в окрестности Курска, в знаменитую Коренную пустынь, славившуюся своими крестными ходами, побывал в Киеве и в Чернигове – смотрел крестный ход из Троицкого монастыря. Перова. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.
По поводу кровавого навета на евреев в связи с процессом Бейлиса, выгораживая явного убийцу, – в их числе видим и фамилию Репина. Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно абсолютное создание, вроде «Бурлаков». А тип преинтересный.
Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. и поспевали до начала благовеста. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи.
Работал весь день, не замечая времени. В 1887 году он расходится с женой. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Среди его учеников, .
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. «Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков. Это превратилось в школу угодничества.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева.
Интересно привести отзыв реакционной прессы. Но детские впечатления были, только красочными, зрелищными.
Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства». В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». Среди его учеников, . Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Одежда на нем богатая и дорогая.
Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Среди его учеников, .
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. «В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Далее художник не раз обращается к образу революционера. Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец.
Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Казалось, она спит. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. Не доносчик ли. «Конечно – прямо в рай», – говорю я ему. Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884).
Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Он восхищается красавицей Москвой-рекой, монастырскими древностями. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). В изображении лица и рук Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. В ряду лучших произведений этого периода стоит и портрет чугуевского соборного дьякона Ивана Уланова.
утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Репин писал: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде. Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). – С. И. ) (для непосвященного глаза), напротив, напряжение глубокого творчества не позволяло ему холодно заканчивать детали (подчеркнуто нами.
И какое счастие, что он не записал их сверху, не закончил, по расчету холодному мастера. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. «Протодиакон» – первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого.