«Это все устарелые, самоделковые теории и шаблоны. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883).
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Стасов присылает ему все, что он просит.
«Нет, родимый, где нам в рай. и в других портретах. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. По силе выразительности они не уступают лицу и играют существенную роль в общем композиционном построении изображения. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
По тенистому лесу толпа рассыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. будет затем долго работать. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Автор этой статьи, сам того не желая, дал исключительно верную трактовку картины.
биографии Лескова, Ключевского. ). Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. (Заметим, что первый вариант композиции 1880г. В его дом каждую среду съезжались гости. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. Целый ряд картин Репина конца 70–80-х годов написан на историко-революционную тему.
Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу. Под конвоем. Он идет прямо к матери. Среди его учеников, . К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни. «Как же можно сказать, – писала суворинская газета «Новое время», – что эта картина есть не пристрастное изображение русской жизни, когда она в главных своих фигурах есть только лишь одно обличение, притом несправедливое, сильно преувеличенное.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Нестеров. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц. На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Колорит раскрывает общее настроение происходящей сцены. Бруни отзывался о ней как о «величайшей профанации искусства». Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений –«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б. М.
Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. «Конечно – прямо в рай», – говорю я ему. Среди его учеников, . Далее художник не раз обращается к образу революционера. Народ «осмотрительно» отделен в этой толпе от «чистой публики» становыми, урядниками и пр.
для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Переписка. Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884).
Яворницкий (Эварницкий), послуживший моделью для писаря, много помог художнику в сборе материала. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. С неприкрытой иронией рисует художник привилегированную часть общества, с серьезностью делающих столь «важное» дело и с большой теплотой, с глубокой любовью показывает толпу бедняков. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Первый замысел картины относится к 1878 году.
Это прежде всего «Арест пропагандиста». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Картина есть глубоко сложная вещь и очень трудная. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Этюд получился превосходный.
Работа над «Запорожцами» была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье, после которой писал Стасову: «. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее.
Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». В эту минуту в комнату вошел Христос. В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям». С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Вот, по-моему, точка зрения художника.
1879Абрамцево. Репин считал сам эту картину красивой. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Какая трудная вещь – кончить картину.
Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. В первом в упрек Репину можно поставить чрезмерное увлечение костюмами, антуражем, хотя образ самой Софьи, «тигрицы в клетке», неукротимой, как и ее державный брат, очень выразителен.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. Через ряд лет, готовя свою персональную выставку, Репин писал Третьякову 24 ноября 1891 года, что «Крестный ход» цензура вычеркнула из каталога, следовательно, не разрешила экспонировать и к тому же запретила помещать репродукцию этой картины в периодической прессе. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Справедливо замечено исследователями творчества Репина, что подобной фризовой композицией создается впечатление монументальное, почти эпическое.
Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам. Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко.
Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Затем в 1863 г. поступил в Петербургскую Академию и в 1872 г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. Перед нами было Убиение Грозным сына. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом.
«Мы с удовольствием входили в кленовый густой лес. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". изображал революционера, еще окруженного единомышленниками. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Каждый персонаж несет свою смысловую и пластическую нагрузку. Сам художник говорил, что написал картину под впечатлением событий 1881 г. («Кровавая полоса прошла через этот год» – Репин подразумевал казнь народовольцев, а не цареубийство).
Перегруженность сказалась даже в названии произведения: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. После реформы Академии он становится ее профессором. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Вокруг него смех «расходится волнами»: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца.
Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. «В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. » Украинский историк Д. И.
Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон». А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией.
В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
М., Л., 1949. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Весь спектр, все многообразие красок, умелое использование тонов и полутонов, мастерство в передаче «вещественности» и лиц и одежды и предметов, так, что кажется можно руками схватить, – это все то, что в немногих словах охарактеризовал Стасов: «Писана картина колоритно, сочно, широко, но не декоративно – так, что каждый мазок свободной кисти идет к делу, определяя вполне всякую мелочь, без тщательной ее выписки». С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Однако сил оставалось все меньше. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Отсюда и подхалимство в советской России. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии.
А вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, озорной мальчишка, который чуть не потонул, когда с братом Репина попал под колесо парохода. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В том грандиозном поиске, который происходил в искусстве второй половины ХIХ века, Репину-портретисту принадлежит одно из самых важных мест. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин забыл о конкурсе, об Академии. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Мне минутами становилось страшно». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Не доносчик ли. С одной стороны – народ, забитый, угнетенный, с другой – угнетатели этого народа.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Крамской. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Взгляд изучающий и грозный. Интересно привести отзыв реакционной прессы. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В июле 1878 года Репин пишет Стасову, что картину «Крестный ход» он продолжает писать, делает этюды к картине, «интересный субъект попался», «при квартире у меня довольно большой садик и я пишу в нем этюды на солнце и на воздухе». В итоге получилась картина, в которой мы находим самые разные характеры и типы: в первой четверке –расстрига Канин, послуживший главной моделью Репину, сильный, умный, похожий на «народного философа» в следующей группе – юноша Ларька (выделенный красным пятном рубахи), пытающийся бунтовать, сорвать лямку, как писал о нем Стасов, – воплощение протеста «могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарства геркулесов, шагающих вокруг него, впереди и позади». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Репин пишет этюды для «Крестного хода» и в Москве и в Звенигороде и в Троице-Сергиевском и Саввинском монастырях, в Абрамцеве и в Хотькове, много ездит и ходит пешком, один или в компании с друзьями-художниками Поленовым, Левицким и Васнецовым. Этюды к «Государственному Совету» открывают новый метод портретирования, они написаны очень общо, эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. В поисках более типического Репин заменил женскую фигуру мужской.
Кустодиева и Н. С. И в репинском «Крестном ходе» священники говорят между собой о чем-то, отнюдь не священном. По грязной дороге». Среди его учеников, . В. А. Репина с детьми идет по меже. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. С. 126). – Ведь он мне совсем не нравится. Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства. Открывается персональная выставка произведений художника. Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. В картине какое-то особое, несвойственное ни одному русскому художнику сочетание красок. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В своей картине Репин противопоставил простой народ и власть предержащую. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены.
Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем. Берег Волги. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Местные богатеи с важным, серьезным видом несут огромный пустой киот иконы. Крестный ход — против болезней. И Стасов, еще не видевший даже первоначального эскиза «Крестного хода», в статье, где он столь отрицательно отзывался о картине «Царевна Софья», писал: «С нетерпением спрашиваешь: когда приступит снова Репин к новому настоящему делу, когда он даст нам еще одно абсолютное создание, вроде «Бурлаков».
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. В Москве и вокруг Москвы он находит «удивительные бытовые куски». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Но первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870–-1873, ГРМ). В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж. В 1875 г. В. В. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). По грязной дороге. Репин и И. Н. Только напряжением всех внутренних сил в одно чувство можно воспринять картину и только в такие моменты Вы почувствуете, что выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею и дробить ее, да еще умышленно, по каким-то кабинетным теориям плохих художников и ограниченных ученых – просто профанация и святотатство». Засим, не говоря уже о выборе типа, лица и фигуры барыни, несущей самый образ, выборе, сделанном тоже с явным намерением дополнить «идею»: такая, мол, надменная безобразная рожа, видимо, почетная личность в городе, пользуется высокой честью нести в своих руках святыню.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность.
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Среди его учеников, . «Что вам сказать о пресловутом Риме. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Работу над «Крестным ходом» Репин продолжает со все возрастающим энтузиазмом. Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Сам Репин очень любопытно охарактеризовал свой живописный персонаж: «А тип преинтересный. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Критика здесь служит одновременно и утверждением положительного идеала, восхищением подлинной природой того, что подвергается обличению в изуродованном виде. Изменив композицию, Репин выразил смену настроения, отражающую общие процессы народнического движения 70-х и 90-х годов. ) Затем «Отказ от исповеди» (1879–1885) и, наконец, знаменитая картина «Не ждали» (1884–1888, все – ГТГ). «Рассказать» о них – в этом Репин видел гражданский долг художника. Одежда на нем богатая и дорогая.
– С. И. ) (для непосвященного глаза), напротив, напряжение глубокого творчества не позволяло ему холодно заканчивать детали (подчеркнуто нами. Перова. Работал весь день, не замечая времени. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. ».
Жил в Италии и Франции (1873–1876). 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты». Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Но не это главное. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. «Дьякон заслуженный, – рассказывает Репин Крамскому о своей модели, – весь город Чугуев может засвидетельствовать полнейшее сходство с оригиналом, столь потешавшее благонамеренных горожан и манера и жест руки и глаза, словом – весь тут, говорили они, к немалому удовольствию отца Ивана Уланова, который даже возгордел до того, что стал и мне уже невыносимым своим добродушным нахальством.
Интересно высказывание Репина, связанное с ответом на критические замечания Н. И. Мурашко по «Крестному ходу». Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Вокруг нас и возле все шумело. Среди его учеников, .
Прошлогодний «Диакон» (Стасов говорит о картине Репина «Протодиакон». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. я бы себя презирал, если бы стал писать «ковры, ласкающие глаз. » Делать ковры, ласкающие глаз, плести кружева. Это превратилось в школу угодничества.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники. Среди его учеников, . Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины, стоит вспомнить только образ дьякона Ивана Уланова из родного села Чугуево, которого мастер, обесмертил в своем «Протодьяконе» (1877, ГТГ) и о котором писал: «ничего духовного –весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » (И. Е.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем.
Репин писал: «Красота – дело вкусов для меня она вся в правде. О чем это может свидетельствовать. Здесь в высшей степени выразилось режиссерское мастерство художника. Это и есть выражение репинского демократизма.
Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими. «Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Казалось, она спит.
Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. «Судья теперь – мужик, а потому надо воспроизводить его интересы. », – писал он Стасову. Среди его учеников, .
И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Чертовский народ. утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. А тип преинтересный. В «Крестном ходе» как нигде проявилось мастерство Репина-живописца.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Чем же может быть вызвано это затруднение, художник предоставил решить зрителю. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Пологий берег Волги предопределил расположение всей группы по горизонтали – от мощной фигуры Канина к почти падающей фигуре замыкающего низкий горизонт позволяет читать четкий силуэт темных фигур на фоне волжского простора. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Недаром Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Куликова. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. – С. И. ) был только одним из этюдов для этой картины. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую.
Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Вот этим барынькам и кулакам, являющимся оплотом самодержавия, доверена «высокая честь» нести икону. В ответном письме Репин писал, что никак не может согласиться с утверждением художников, о которых пишет Третьяков. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». В предшествующих работах Репин словно накапливал опыт, без них невозможно представить появление этого грандиозного полотна. В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884).
Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства. Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина. Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. – Мы платим деньги, как все, а нас толкают, куда ни сунемся. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. примут ли. » Он указал вверх. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. и поспевали до начала благовеста.
Репин мечтал вернуться на родину. Впрочем, так ли. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. К концу 70-х –к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра: «Царевна Софья» (1879, ГТГ), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло.
В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Он восхищается красавицей Москвой-рекой, монастырскими древностями. Все заняты.
А вот местная аристократия – толстая, чванная помещица, вся в бантах и кружевах грубый, самодовольный кулак, «ее ассистент», как метко определил Стасов, «местное самое влиятельное лицо – откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок» далее – отставной офицер, в форменном сюртуке, но без эполет, вероятно, тоже помещик. Конца не предвижу: туго идет. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме.
Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев –историческое полотно 1891 г. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (ГРМ). Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
«Всегда переусердствуют, – писал Репин. Среди его учеников, . Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Как нас там.
Среди его учеников, . 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. При всех достоинствах нельзя не признать определенного «педалирования», чрезмерного «пафоса обличения» в этом произведении. до того еще не писал так широко и сочно. Вот она вещь в уровень таланту. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Но детские впечатления были, только красочными, зрелищными. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
– Вот какая мужицкая участь». – При появлении их в публике сидящей, разумеется, выразилось неудовольствие толканием от себя прочь добродушных сермяг. И какое счастие, что он не записал их сверху, не закончил, по расчету холодному мастера. Это та сочная широкая и цветная живописная манера, в которой Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Создавая ее, Репин ездил на Волгу искал модели исполнял этюды.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. 1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей». Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана — писателя В. М. Гаршина и художника В. К. Менка. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на Зевса (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова.
Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. И уже не больной, угасший человек встает перед глазами, а человек большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Здоровье шло на убыль. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В его отношении к их искусству есть и недоверие и сомнение, но русского художника в их живописи подкупает умение выразить естесвенную живую красоту, передать воздух, солнце. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Так ли это – судить зрителям. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ).
Да ведь это целая огнедышащая гора. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Комната небогатой интеллигентной семьи.
– писал он в одном из них. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства». – Знаю я, как им дорого православие». В 1887 году он расходится с женой. Пленэрные уроки для него не прошли даром.
Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. «Протодиакон» – первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
1882Холст, масло, 64. 7 x 53. 5Государственная Третьяковская галерея». Репина И. Н. Крамскому от 13 января 1878года). За окном летний день.
Дальше две женщины несут пустой киот от образа и несут с такой бережливостью и благоговением, точно киот есть такая же святыня, как и образ. Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами.
ну и народец же. а в частности. Он писал, что образ царевны «соответствует истории».
Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887). Убийство свершилось. Был парад и шествие духовенства. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства.
Слухи носятся, у него есть в мастерской изумительная полуоконченная картина «Крестный ход». Среди его учеников, . Но сама идея картины – терзание, угрызение совести за невинно убитого –воспринималась разночинной либеральной интеллигенцией в высшей степени актуально, как понятная всем аллюзия. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Репин говорил о Веласкесе: «Веласкес – такая глубина знания, самобытности, блестящего таланта, скромной штудии и все это скрывается у него глубокой страстью к искусству, доходящей до экстаза в каждом его художественном произведении вот откуда происходит его неоконченность (подчеркнуто нами.