Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника. Репин написал 12 портретов, сделал 25 рисунков и 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к произведениям писателя. Илья Репин был удивительным тружеником и оставил несколько десятков картин, сотни портретов, тысячи рисунков.
Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершиной живописного мастерства Репина. Быстро, в несколько сеансов, Репин писал лишь портреты и никогда их не переделывал. И с таким же восторгом Илья Репин писал и портреты своих современниц. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Илья Репин запечатлел родных на портретах.
В области портретной графики Илья Репин достиг большого мастерства. На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. Репин написал несколько портретов своей жены, которую знал еще девочкой, но все они несколько холодноваты. Репин работал очень быстро, а во время сеансов любил вести разговоры с портретируемым, в том числе и художественные споры. Выдающийся рисовальщик, колорист и портретист, мастер жанровых и исторических полотен, Репин И. Е.
В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Репин – выдающийся мастер портретного искусства. Среди портретов кисти Репина, эта работа занимает особое место.
Репин много раз писал портреты Толстого. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.
С этм портретом Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. Илья Репин – гениальный портретист, мастер бытовых зарисовок и создатель скандальных исторических полотен.
И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. С большой любовью Репин написал портрет дочери Веры с большим букетом цветов на фоне осеннего пейзажа.
Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Америка—Франция—Россия. Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Под влиянием Крамского, наряду с выполнением обязательных академических заданий на мифологические и исторические темы, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Студенты предложили тематику, отражающую проблемы современного общества и получили отказ. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии».
М. Бунакову. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Комната небогатой интеллигентной семьи.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Его портрет имел большой успех». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Так, например, у меня с П. М. На заработанные деньги Репин уехал в Петербург, где поступил в Академию Художеств. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно. По грязной дороге. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Картины художника относят к вершинам передвижнического искусства. Острое чувство современности является определяющим началом в творчестве Репина. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним.
Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Репин считал сам эту картину красивой. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Евреинов и художник Ю. Анненков. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Картины «Арест пропагандиста», «Под конвоем», «Не ждали» и другие отражают явное сочувствие своим героям.
Пути его развития во многом совпадали с движением развития литературы. В 13 лет его отдали на выучку к иконописцу. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками. В 1890-е гг.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Чем же объясняет художник свою неудачу.
Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» он получил золотую медаль и звание классного художника.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Куликовым, 1901-03, Русский музей).
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Им противопоставлены образы простых обездоленных, больных людей, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, честные, с чистой душой и светлыми помыслами. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Много учился на написании портретов близких и друзей. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». 1879Абрамцево.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Стасов присылает ему все, что он просит. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.
Работал весь день, не замечая времени. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Сходство черт лица и выражение поразительны. Вот она вещь в уровень таланту.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Публике картина понравилась.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н.
В знак протеста они покинули учебное заведение, не окончив курса и образовали с И. Крамским «Петербургскую артель художников». Поставленная перед художником задача была очень трудной. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Да ведь это целая огнедышащая гора.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Он идет прямо к матери.
Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В его дом каждую среду съезжались гости. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Расцвет изобразительного искусства в России пришелся на вторую половину XIX века. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на излечении.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Возвращается в Россию летом 1876 года. Этюд получился превосходный.
Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Творческий диапазон художника был огромен: картины из современной народной жизни («Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883), портреты («В. В. Стасов», 1883 «П. А. Стрепетова», 1882), сюжеты из славянской мифологии («Садко», 1876) исторические полотна («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-1891). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Широко известным становится имя Илья Репин. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Вся центральная часть написана самим Репиным. По мнению художника В. В. Стасова, горькая людская судьба, выставленная в роли вьючного скота, никогда еще не представала на холсте в таком виде страшной массы, в таком пронзительном аккорде.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Картина была написана после путешествий по Волге в 1870 году. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Каждый персонаж переживает что-то своё. Конца не предвижу: туго идет.
Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Изобразительное искусство не осталось в стороне от процессов, затронувших общественное сознание.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В 1887 году он расходится с женой. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Они словно противопоставлены друг другу. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Какая трудная вещь – кончить картину. Вегетарианцем стал и сам Репин. Ее автор утверждает себя как мастер огромного диапазона. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Общение с прежними друзьями было только заочным. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Портреты Толстого можно найти в творческом наследии многих других русских художников той поры. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. За окном летний день. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В его взгляде осуждение и тревога.
Рассмотрим "ближний круг". К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Он писал, что образ царевны «соответствует истории».
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Убийство свершилось. Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, как Стасов и Крамской.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Родился в Харьковской губернии в семье военных поселенцев. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887).
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Одной из ярких фигур среди передвижников был Репин Илья Ефимович. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
С этого момента слава художника только ширилась. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Картины, описание их все чаще встречается в периодической печати. Крамского и Н. Н.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Чаще всего он писал собственных детей. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Репин дважды подавал прошения об отставке. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Она произвела сильнейшее впечатление на общественность.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Она была закончена только в 1891 году.
Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В. А. Репина с детьми идет по меже. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Репин забыл о конкурсе, об Академии. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Не доносчик ли. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Все заняты. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Илья Репин художник, картины которого отображают всю глубину восприятия жизни. К обоим Репин относился сочувственно. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Это был своеобразный протест, направленный против деспотизма.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Особенно много статей о «Бурлаках на Волге». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Это и веселые, безудержные танцы крестьян, народная удаль в картине «Вечорници» и социальные контрасты, глубокие противоречия изображенные в композиции «Крестный ход в Курской губернии». Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. О чем эта история.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Пятый факт.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. На это заявление казаки ответили посланием, где без всяких дипломатических околичностей, с юмором и злой иронией (присовокупив в конце оскорбительные титулы султану), объяснили самонадеянному владыке свою позицию. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек – сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома.
Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Кустодиевым и И. С. В его глазах читается печаль, тоска. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Подлинным расцветом творчества Репина стал период с момента его возвращения на родину. Далее художник не раз обращается к образу революционера. Первый факт. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Л. Н. Толстого». Подлинными шедеврами в этом жанре являются грандиозное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» (1903) и «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
Ге. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Одним из самых примечательных явлений в русском изобразительном искусстве стали его «Бурлаки на Волге».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Появляются его многофигурные жанровые и исторические композиции, великолепные портреты. Берег Волги. Так ли это – судить зрителям. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. Глаза ясные и добрые. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Первым художником, представившим революционеров народников, стал Репин Илья Ефимович. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
В эту минуту в комнату вошел Христос. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Репин никуда не делся. Внимание художника тяготит их. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Третьяков»109. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Репин вернулся на прежние позиции. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Наиболее известными из них стали работы И. Н.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Толстой босой» или же «Л. Н. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Художнику удается создать ощущение действия, которое словно происходит на глазах зрителя. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу Только мысли мрачные вследствие недомогания. В 1863 году некоторые выпускники Академии отказались создавать программные картины. Картины его словно воплощались в своеобразную художественную летопись данной эпохи. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Репин встречал их по средам. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Первый успех к Репину пришел в 1873 году на выставке в Вене с работой «Бурлаки на Волге». При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Казалось, она спит.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки. Отец ударил своего сына жезлом в висок. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Перед нами было Убиение Грозным сына.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. 114 x 67 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1899 году Репин сочетался вторым браком с Натальей Борисовной НордманСеверовой. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Мы горячо поздравили его и, выполняя высказанное им пожелание, я взял Пушкина и начал читать.