Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр.
«Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Серг. 101. «Пахарь» (II, стр. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г.
Академический сторож Ефимов, 1871. 37), 1884.
Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам».
И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). Известный большой портрет углем, находящийсявТретьяковской галерее и писанный в темные петербургские ноябрьские — декабрьские дни. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». Мне везловславе» 20.
Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. 7). Гр.
Большой эффектный портрет на холсте, углем. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. Но вот портрет окончен. Он сохранил всю цельность своей натуры, все очарование увлекательного и разнообразного собеседника и спорщика. 75. В.
Так как он писался в различной обстановке, на различных фонах и при не вполне тождественном освещении, то это бесконечно усложняло и без того трудную задачу. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. Мерси дАржанто (II, стр.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. Суворин. Это — единственный портрет «стриженого Репина». Художника, видимо, более интересовалачистоживописнаязадача — отношение темного мундира с золотыми погонами и пуговицами, чернымбархатным воротникомифуражкистакимжебархатнымоколышем, к светлому фону, — нежели лицо, написанное явнобезувлечения. Такойжехарактерэтюда носит и парный ему портрет, написанный в то же лето 1876 г. с жены Шевцова.
Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Н. и С. А. Толстые (II, стр.
«Сютаев» уже был куплен 13. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14.
22. 115. М. О.
Рисунок уверенный, лепка твердая. 17. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. 140. В.
Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Он до жуткости похож и до жуткости живой. На все он имел свой оригинальный взгляд. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее.
Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. Тут же можно было в концертах с интересной программойвсегдавидетьвысокиефигуры длиннобородыхВ. В. иД. В. Стасовых, Кюи иногдаРимского-Корсакова, режеБалакирева. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Хорошо написана голова и рука.
Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин.
В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. На столе книги и серая шляпка. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888.
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. иоконченв1883г. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Робость его на самом деле только кажущаяся. Репин так и не смог, несмотря на две серьезных попытки создать портрет Тургенева, который удовлетворил бы и самого писателя и заказчика его художественного изображения.
90), 1893. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте.
225. Л. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Это было сказано по поводу моих же грехов. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде.
Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. 71. «Отдых». Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид.
Потомок стрельцов, заставший как многих классиков литературы, так и приход советской власти, Репин гениален: он был топографом, писал иконы, делал головы из гипса, но больше всего известен как художник. 17), 1881. 113. А. Был приобретен в 1913 г. О. Д.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Портрет принадлежал проф. В.
39. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. 127. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887.
Репин очень точно изобразил, характер И. С. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. А это бывает.
Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. 56. А. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Так как я жил недалеко, то Ив.
87. В. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888.
Н. Герард, юрист (II, стр. Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. 73. Е.
Ведь какой взгляд. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении.
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. И. С. Тургенев, писатель, 1874, вПариже. Портретпродолжаетлинию культа старых мастеров, обозначившуюся у Репина в конце его пребывания в Академии и выразившуюсявнесколькоусловномколорите. Фигура Тургенева не окутана воздухом, жестка по форме, черновата и красновата по цвету. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. 21. 147. Автопортрет в куртке (II, стр.
Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». 28. Лучший репинский женский портрет. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа.
Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. 14.
Поколенный. Сидит на диване в черном платье, облокотившисьправойрукойостол, покрытойкраснойс золотом скатертью, в левой руке сложенный веер, которым упирается в диван. То, что художнику удалось одолеть путем настойчивой и упорной работы долго не дававшийся портрет, с одной стороны, говорит о том, что и великим мастерам не все дается с легкостью, а с другой — это именно обстоятельство может служить утешением и бодрящим стимулом для любого художника, теряющего веру в успешность своих усилий над данной работой. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. Справана фоне цветы.
К. Сютаев, крестьянинВесьегонского уезда Тверской губернии, основатель евангельской секты, 1882. Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. 62.
Можете ли вообразить его в весеннюю пору, вечером, в слякоть, в его блузе, без шапки, бегущим по аллее сада, шлепая туфлями, отыскивая экипаж, в котором вы к нему приехали. 180), 1913. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву».
Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. 47). Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
132. В. Но история начинается в Париже в 1874 году. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Поколенный портрет молодой девушки, сраспущенными волосами, сидящей в кресле, в повороте вправо от зрителя, читающей журнал, который держит перед собою обеими руками.
Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. Он так же хорош по форме, как и по живописи.
Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее.
Третьяков недоволен портретом и просит Репина не ставить его на выставку тот не слушается и выставляет на XII Передвижной 1884 г. Увидев на выставке свой портрет, Третьяков в письме от 28 февраля этого года снова советует снять его и, уж, кстати, снять и портрет Тургенева, возвращенный автору Третьяковым в результате совершившегося уже ранее по обоюдному соглашению обмена портретами. 20. 46. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта.
Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. 84. 183-184. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. 206), 1907.
Метко и зло характеризован. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. М. Фофанов, поэт (II, стр. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости.
Речь, конечно же, о Третьякове, портрет, которого, кстати, кисти все того же Репина, порадовал исполнителя значительно больше, чем обсуждаемое творение. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. 36.
145), 1913. 261. 77. П.
На художнике куртка, без воротника. Было от чего прийти в отчаяние. Репин не согласен: он считает портрет удачным.
Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму.
Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.
Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна.
По живописи они довольно слабы и черноваты. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
47. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности.
В. А. Серов (II, стр. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве.
Такой обобщенности и связанной с нею упрощенности форм не приобрела, однако, голова, наименее свободно трактованная часть портрета. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. И. Введенский, критик 1888.
55), 1888. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.
В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. Руки очень нравились самому Тургеневу. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. 114. К.
Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Дальнейший шаг на пути овладения формой. 195. «С черным вороном», 1901.
91. Г. Так его и изобразил Репин, писавший свой портрет, хотя и по фотографиям, но в зале Дворянского собрания, с подысканного им человека, нескольконапоминавшегофигуройзнаменитого композитора. Таким образом И. Е.
С этого рисунка вближайшие дни он у себя в мастерской написал небольшую картину по впечатлению, которую подарил С. И. Мамонтову. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». Очень слабо нарисованы руки.
Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. 37. 60. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка.
Галерея портретов кисти И. Репина огромна и всеохватывающая – он рисовал писателей и академиков, дворян и писателей итальянских натурщиков и бурлаков на Волге Никто из художников с мировым именем не может презентовать столько портретов, ровно как никто не может передать в этом жанре дух эпохи, который меняется год за годом. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. 100. Портрет был. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. 9), 1882.
В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Сейчас в Толстовском музее в Москве. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. 217), 1901.
С портретом Страхова, т. е. красками же, меня постигла вопиющая неудача, но добрейший Николай Николаевич не замечал, что я уже гибну в моей неудаче и как ни в чем не бывалотольковесело похваливал. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. И. Е. Забелин, археолог. Микешин, художник и скульптор, (II, стр.
И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя.
207). Д. Спасович, юрист (II, стр. После смерти последнего, в 1910 г., он был перенесен в помещение общества Куинджи, откуда во время революции поступилв Русский музей. Писан в 1894 г. в Неаполе.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. 95). Чуковскому. и я убийственно страдал.
32. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. 107. Я. 53), 1888.
Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. Авторегоне оченьценил, ноонтемне менее значительнаявехавеготворчестве. ЭтопервыйобстановочныйпортретРепина, какие вслед за тем. Бородинобычностоял, опершисьоколонну. МертвыйФ. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. 12.
59), 1890. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.
часто сталипоявлятьсянарусских выставках. У него были драгоценные перлы искусства. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей.
195). Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Поколенный. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких.
Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Н. Н. Ге, художник. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина.
Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. 16. Читающая девушка, 1870. 108. А. «Мужичок из робких», 1877.
87), 1891. В. Чижов, 1877. 215), 1907.
А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге.
61). А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. в Цветковской галерее.
228—229. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам.
40). Этюд красив по живописииизященпо фактуре. 255. В. 110. Е. Ф. Писемский, писатель, 1880. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух».
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец.