Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова». Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина.
Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Соколова, «Разносчик» В. И. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Третьяков дальнейший вектор развития галереи. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности.
Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Они словно противопоставлены друг другу. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Другой дочери— Александре— онкак-то писал: «Мне, например, ужасно непонравилось увас желание иметь американский инструмент, хотя янежалел расходов навашу обмеблировку инебуду жалеть, если увас что-нибудь недоделано можно желать иностранную вещь совсем унас непроизводимую, нокогда сотни тысяч богатых людей ездят врусских экипажах икогда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют нарусских инструментах, тоодинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так иамериканские инструменты». В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей.
Крамского «Неутешное горе», Н. А. «Портрет А. П. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Пил кофе. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.
Д. И. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Перову, И. Е. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Ге и другие.
Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
Островского (1871), В. И. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Крамской работал над портретом Л. Н. Крамской, В. М. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным.
Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Художник работал над картиной втечение 20 лет вИталии.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ). Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.
Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Но бывали случаи, когда приходилось заказывать и приобретать сразу несколько живописных портретов одного лица. Пукирев отблагодарил приятеля заидею изобразив его справа заспиной невесты. Третьяков»109.
Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Сихры и С. Н. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир. Вся центральная часть написана самим Репиным. Л. Н. Толстого». Репин сказал, когда ему этот этюд показывал С. И. Мамонтов, что он, Коровин, пишет и ищет что-то другое, но к чему это — это живопись для живописи только. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Перов, В. Д.
Константин Коровин». В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Павел Третьяков жил размеренной испокойной жизнью.
В его глазах читается печаль, тоска. Салтыкова-Щедрина. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Алябьева или А. Л. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Каминский. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей».
Таким образом, полотно делится надве смысловые части, какбы олицетворяющие добро изло. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. П. М. Третьяков высоко ценил талант И. Н. Крамскому (последние два – отказались). В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Репину, К. Ф. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Левитана, А. М. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Верещагину, И. П. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. «Портрета В. М. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Тургенев, П. И. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.
Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Всю свою жизнь онносил двубортный сюртук сбелым галстуком-бантом (делая исключения для фрака поособо торжественным случаям). «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра».
В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В семье все любили друг друга. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет.
Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Погодин, наряду с ним Ф. И.
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Общение с прежними друзьями было только заочным. Но это не означает, что формирование портретной галереи проходило гладко, согласно заранее продуманной программе. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Серов еще не писал в это время портретов. Заказы портретов становятся единичными. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Даргомыжского (1869), Ф. И.
Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Вплотную к созданию портрета он приступил только в 1886 году и закончил его в следующем году. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Погодина (1872) и других. Строгих правил или канона не существовало.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Погодин, а после его смерти – И. С. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В это время художник жил у Третьякова в доме в Лаврушинском переулке, где писал портрет Веры Николаевны Третьяковой. Таким образом, художник хотел изобразить скромность этого великого и благородного человека. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Об этом достаточно сказано в литературе. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица».
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Чехова». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Тогда Пукирев инаписал себя вместо него. Вставал ровно вшесть. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В его взгляде осуждение и тревога. Крамскому удалось его уговорить. Даже домашние непредставляли, сколько таких пальто ишляп пришлось заказать портным. Глинки12.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии и др. Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Даля (1871), Ф. М. Даргомыжского11. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Фон – стены любимой им галереи картин. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Стернина, «довольно специфического состава» 21.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига.
По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А.
Серова исполненного И. П. Возглавляемые Н. Г. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя.
Кроме того, полотно оказалось незаконченным. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав. Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Америка—Франция—Россия. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М.
В доме художника бывала и старшая дочь Толстого Татьяна Сухотина, которая также стала моделью художника. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Остроухова. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Раздосадованный Третьяков писал: «Что заблажь. Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат наВере Мамонтовой— двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить ктетке вПариж.
Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Лишь в 1873 году И. Н. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора. Первую значимую картину набиблейский сюжет Александр Иванов написал в1834 году.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. И. Репин.
Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Клодта. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Внимание художника тяготит их. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Аксаков. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. 1898). Померкам людей его достатка, это был едвали спартанский образ жизни. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Размер портрета обычно приближен к натуре. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Браз. Толстого (1874), П. А. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
«. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Своей главной миссией Комитет полагал решение просветительских и благотворительных задач, что означало способствовать образованию славян и обеспечивать всестороннюю поддержку православной церкви на славянских землях. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. Третьякова. Гончарова (1869), А. Н.
Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
Впрочем, так ли. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Продолжается пополнение музея художественными произведениями.
Рассмотрим "ближний круг". Были годы чрезвычайно «урожайные». Но не это главное.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Келером-Вилианди в 1870 году. Поленова, И. И. В те времена доля солдатской жены была нелегкой.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887).
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Васнецов, В. Г. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Достоевского (1872), А. Н. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Чайковский, А. Г.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. 15 августа 1893 года состоялось открытие Московской городской галереи имени братьев Третьяковых.
Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса. В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Однако полотно всеже прибыло вСанкт-Петербург, где было выставлено водном иззалов Академии художеств. Впроцессе создания полотна онсделал более 500 этюдов иэскизов.
В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Третьяков с упоением участвовал в сложении портретного образа, который должен был отвечать его представлениям. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Практически спозднего младенчества онисповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое отобщества вернулосьбы также обществу». Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. В галерее появляются картины В. Д. Тот хорошо знал нравы состоятельных ивлиятельных людей, для которых браки порасчету были обыденностью.
Майкова (1871), А. Ф. 19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован.
Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
У Третьякова было несколько графических портретов М. И. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Это портреты А. Н. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С. Это было еще в 1880 году.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Анненковым.
Портрет не был исполнен. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Репин, И. Н. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Затерявшись в толпе посетителей своих выставок, он мог, оставаясь неузнанным, услышать их искренние отзывы. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вместе с братом Сергеем, собирателем западноевропейской живописи, занимался он и благотворительностью, поддерживая начинающих русских художников и скульпторов. В 1874 году коллекция была уже столь велика, что для неё рядом с домом Павла Третьякова в Замоскворечье выстроили двухэтажное здание по проекту Александра Каминского, а в 1881—м галерею мог посетить любой человек, независимо от рода и чина. В 1892 году, после смерти брата, Павел Третьяков передал свою коллекцию, в которую также входила западная живопись собранная Сергеем Михайловичем — Москве. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Якоби, «Последняя весна» М. П. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. В Москве деловые отношения, сложившиеся между Репиным и Третьяковым, постепенно переросли в дружеские. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами.
И живопись этого этюда находили непонятной. Тютчева (1873), А. К. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.
Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Келеру-Вилианди, А. Г.
Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Рубинштейн, И. Е. Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы.
Кроскоши Павел Михайлович был равнодушен. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Онбыл человеком традиции или, если хотите, привычки. Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Серова (1870), А. С. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
Ровно в12 завтракал. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В Галерее работает детская студия. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня.
Залы сообщались с жилыми помещениями. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Иуже через три года, в1837-м, онприступил ксозданию главного произведения своей жизни— эпохального полотна «Явление Христа народу». Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г.
Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны. Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Ровно вшесть ужинал. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Причем священник оказывается настороне зла. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Причем друг Пукирева всилу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать натом неприятном для себя венчании именно вкачестве шафера. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
Гуну, И. Н. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Писано на балконе в общественном Коммерческом саду.
У него было 6 детей. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Глаза ясные и добрые. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.
Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. И. Репин. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. Однако была идругая, куда более веская причина. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Максимова и другие. Худякова.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. ». Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин дважды подавал прошения об отставке. С тех пор началась дружба семьями. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Васнецова, И. С.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Через 10 дней после этого композитор скончался. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. И. Репин. А произошло это так.
А. В. Некрасова сатирика М. Е. Говорят, что лучше идешевле, аяговорю— платите захудшую вещь дороже дадома».
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Писемского (1869), М. П. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». М. Бунакову.
В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером». Но Кустодиев был не только портретистом. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование.
Глинки (1869), И. А. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Горавскому, В. Г. Он требовал большего.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Поставленная перед художником задача была очень трудной. Когда И. Н. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.