Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком.
Остен-Сакен, А. А. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. И, действительно, он работал до упаду. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Вернулись мы около 12 часов, к завтраку и в саду навстречу шла нам Софья Андреевна, жена Л. Н. Она высокая, полная, еще красивая женщина, очень моложавая.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. –. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать.
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Все кажется неотразимо, как сама истина. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Но Крамскому удалось убедить писателя. Очень много зарисовок ко всем картинам.
Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Игумнова, П. И. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Портрет, созданный Репиным, сильно отличался от обеих работ и живописными свойствами и самим пониманием толстовского образа.
Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу.
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Толстой босой» или же «Л. Н. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». С И. Е.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Работ очень много.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Москва была началом этой дружбы именно здесь она зародилась и окрепла в 1880-1882 годах. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. кто может, пусть следует благородному Прометею.
– И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И. Н. Очертание всего рта было классически прекрасно. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Чем же объясняет художник свою неудачу. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда.
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Так, например, у меня с П. М. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. У него самая большая серия портретов писателя. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Салтанова, И. Я.
Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Сам художник говорил, что портрет должен в первую очередь отображать то в человеке, за что его любит вся Россия. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Чертков, А. К.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Леонид Пастернак много рисовал писателя.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу».
Третьяков»109. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека.
Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Башилова, С. Н. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Выражение победы духа над страстями».
Гинцбурга, П. П. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Он погружён в работу и ничего не замечает. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин вернулся на прежние позиции.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Нет. Черткова, Ю. И. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В комнате сумрак. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Пастернака, М. С. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А 1906 году он нарисовал портрет углем. Очень популярна картина, на которой писатель изображен лежащим под деревом в лесу и читающим книгу.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. А несколько позже, уже в Петербурге, он говорил по этому поводу своему приятелю А. В. Жиркевичу: «Я смотрю что «Крейцерова соната» — признак упадка в духовном мире Толстого. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Среди них – выдающиеся работы И. Н. Подымать.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Это барельефы и силуэты Ф. П. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»).
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Картина строга и проста.
И тут – «куда, куда девалась ее красота. Весь день поглощена она этим. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Наша страна богата изображениями великого соотечественника.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. «Вырубленный задорно топором, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. ну и народец же. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Очертание всего рта было классически прекрасно. Третьяков, узнав о создании портрета, но еще не видев его, в письме к Стасову высказывал надежду, что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рост и непременно на фоне пейзажа — только такая композиция представлялась Третьякову подобающей великому писателю.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
«Не молчать перед правдой царицею». Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Крамского, И. Е. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Ох, нет, не могу да я даже и волноваться не могу особенно.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Наиболее известными из них стали работы И. Н. Л. Н. Толстого».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Толстого, Д. Н.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Репинский Толстой, устроившийся в кресле за чтением, проще – и как художественный образ и как человеческий тип, но это простота особого рода, непосредственно ассоциировавшаяся в сознании мастера с представлением о большом запасе нерастраченных жизненных сил. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. – писал Репин Стасову. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Сухотиной-Толстой.
Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Нет.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. Америка—Франция—Россия. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Ге. Репина, Н. Н. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Выдающийся подбородок. Стаховичей. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света.
«Не молчать перед правдой царицею». Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. У М. В.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Репин и Н. Н.
Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Погрязнуть с ними навсегда — жертва.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. М. В.
Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Но вот тут-то для меня и беспокойство: то ли сделано, что мне казалось необходимым и что можно сделать было только Вам. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Чертовский народ. История создания такова. Фальшивые, бездарные — Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков). В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репина, живописные, графические, а также скульптурные.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Так, Репин писал в 1893 году Т. Л. Толстой: «О боже мой. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. После смерти Крамского Репин написал воспоминания, в которых назвал художника своим учителем19.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Художник настолько был увлечен работой, что закончил первое полотно за три сеанса, второе удалось завершить еще быстрее. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Цвета полотна очень сдержанны. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. и С. А.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Бирюков, Н. Л.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
Ге, Л. О. Ге. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Крамскому удалось передать в портрете состояние сложной натуры Толстого – его демократичность и простоту в сочетании с мощным интеллектом. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Подымать. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. С. А. Толстая в своих воспоминаниях говорит, что Лев Николаевич рассказал Репину о своем намерении написать «Крейцерову сонату», навеянную бетховенской музыкой и предложил художнику сделать картину-иллюстрацию к этой повести.
В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Выражение победы духа над страстями». Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В 1890-е гг. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам.
Художнику Л. О. Нет. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Лев Толстой лично участвовал в переписи, посетил ряд домов по Смоленскому рынку и по Проточному переулку, где жила московская беднота, босяки, видел страшные сцены нищеты, голода и, по окончании переписи, принялся писать трактат «Так что же нам делать. », в котором хотел подвести итоги виденному им во время переписи.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Нет.
М. Бунакову. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887).
В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Крамского и Н. Н. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Предполагалось, в связи с этим, напечатать статью за границей. Прочтя толстовскую статью в рукописи, данной ему другом Льва Николаевича, В. Г. Чертковым, Репин сделал к этому трактату серию иллюстраций, показывающих и самую перепись и участие в ней Льва Толстого. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры.
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Подымать до себя, давать жизнь — вот подвиг». Портрет запечатлел на века спокойный взгляд уникального человека, передающий и простоту и мудрость одновременно. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Кроме того – у них 23 внука. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Все кажется неотразимо, как сама истина. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Оболенский и др. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Менялись только тени от солнца да посконная рубаха его становилась все темнее и темнее особенно на груди, на лопатках и плечах от пота и черноземной садившейся туда пыли». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Его портрет имел большой успех».
Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Очень известна работа Н. Н.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей.
Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. Эти семнадцать дней были такие чистые, свежие, ясные, наполненные интересным трудом и симпатичным, отрадным отдыхом. Черткова, М. А. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней.
П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Кустодиевым и И. С. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
По ночам же – до 3-х час. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. –. Портрет был показан Репиным на XVI Передвижной выставке в 1888 году и приобретен П. М. Третьяковым.
И потом, уже переселившись из Москвы в Петербург, Репин каждую поездку свою в Москву (а приезжал он сюда почти ежегодно иногда и по два раза в год) использовал для посещения Льва Николаевича или в Москве, если писатель жил в это время в своем московском доме или в Ясной Поляне. кто может, пусть следует благородному Прометею. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Толстого. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Эти иллюстрации датированы художником 1885-1886 годами. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Репин писал, что «очень любопытно, просто и сильно написано хотя, конечно, останется гласом вопиющего в пустыне или сведется в конце концов на ту же филантропию, которой он (Толстой) не любит». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Выдающийся подбородок. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Общение с прежними друзьями было только заочным. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
.