Картина Ильи Репина Портрет художника В. И. Сурикова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок рубахи-то, рубахи. Большой известностью пользуются его картины «Последний кабак у заставы», «Старики-родители на могиле сына». За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку, с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров». Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. «Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Это портрет-памятник, портрет-монумент, произведение, можно сказать, героического звучания. Этого еще недостаточно.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Но он вернулся к краскам и на свет явилось полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом». Третьяков»109. Сурикова привлекают сильные яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа – исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине "Утро стрелецкой казни", проникнутая страстью и фанатичной убежденностью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) тесно граничит с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Реалистическая направленность и своеобразие его творческого метода заключались в синтезе исторической правды и художественного вымысла. Будучи допущенным до заседаний и выполняя подготовительные эскизы и рисунки к произведению, Репин также пользовался фотоаппаратом. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Суриков долго искал позы, долго искал, как изобразить этого народного героя. Морозова (1868), И. И. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Л. Н. Толстого».
Картины эти -- не иллюстрации к русской истории. «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы», -- говорил Суриков. Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович.
Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Не случайно эта картина пользовалась такой популярностью в среде русских революционеров. Достаточно вспомнить такие его картины, как «Приезд станового на следствие», «Чаепитие в Мытищах». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. умение показать характер человека во всей его сложности и многоплановости и одновременно строгая простота, почти аскетизм средств выражения отличают его. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Но именно этот «аполитичный» художник в годы первой русской революции писал портрет Максима Горького, рисовал карикатуры на царя и его приспешников, писал композиции «Солдатушки, бравы ребятушки. » и «Похороны Баумана», в знак протеста против расстрела 9-го января вышел из Академии художеств, отказался от должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, когда его руководство не разрешило «политически неблагонадежной» А. Голубкиной работать в мастерской училища. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. Возница с трудом пробивает путь через запрудившую улицу плотную толпу. То же «Взятие снежного городка» по началу просто не поняли и всячески осуждали.
Жена Репина, Нордман, заболев туберкулезом, уехала из своего имения в одну из зарубежных больниц. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Поэма Минского была не причиной, но лишь поводом к созданию «Отказа от исповеди». Вся центральная часть написана самим Репиным. Как писал один из исследователей, «живопись обусловлена характеристикой, характеристика достигнута живописью».
Он был рисовальщиком, вставшим в ряд с выдающимися мастерами европейского рисунка, взяв от П. Чистякова все лучшее, что создала русская академическая школа, а от И. Репина--мастерство реалистического рисунка второй половины XIX века. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В. Как он долго готовился к его разработке, как он мучился в поисках главного героя. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Однажды приехал он на Волгу писать солнце, воздух и речные просторы. Поленов получил за «Христа и грешницу» двадцать четыре тысячи рублей. Он плакал, рассказывая о смерти своей жены, слегка положив руку на мое плечо. Работа растянулась на месяц и Веруша сердилась, что Антон (так по-домашнему звали Серова) заставляет ее часами сидеть в столовой. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Эти портреты очень разные. Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ 1915, ГРМ) Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов. Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. Кто не помнит его полотна такие как «Утро стрелецкой казни» или же «Боярыня Морозова».
Так случилось и с портретом московского купца и промышленника М. А. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Жил в Италии и Франции (1873–1876).
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Но был один художник, преданно любимый Суриковым, -- Александр Иванов. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Если дело ограничивалось сходством, то художник раздраженно называл работу «Портрет Портретычем». Толстого, В. М. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Как художник, существовавший лишь своим трудом, Серов, по словам его ученика, со временем поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. как бы соприкасались два жанра – портретный и бытовой. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Художник новой эпохи, он открыл историю русского рисунка XX века.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». А к концу жизни Суриков неожиданно увлёкся портретами. Гаршина. Сомов, Е. Е.
Это всё сейчас хранится в музеях. Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Художество нужно, да, да, художество».
Она умерла настолько неожиданно, что для него это оказалось ударом и неожиданной потерью. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Искусство Серова -- это единство и гармония этих двух начал. В «Портрете С. М. Боткиной» (1899) Серов любуется смелым и изысканным контрастом желтого платья, синей обивки дивана и потемневшей позолоты в то же время зоркость реалиста подсказала ему своеобразную композицию этого парадного портрета, в котором фигура сдвинута на край дивана, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели». Но не во внешних эффектах здесь суть. В конечном итоге Репин должен был написать ее, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие свои картины, посвященные революционно-освободительному движению 1870 -- 1880-х годов. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Таким синтезом исканий художника стал портрет великой драматической актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905). Решил Василий Суриков учиться в Академии художеств – добрался до Петербурга. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении. В тех краях он создал свои «дождливые» работы: «После дождя», «Хмурый день», «Над вечным покоем». М. Бунакову.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Золотой плес», «Вечерний звон», «Тихая обитель». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. -- говорил он. -- Конечно, это нужно, это необходимо, но этого недостаточно. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Максимилиан Волошин писал, что «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках русской истории». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Репин был величайшим реалистом. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. В его глазах читается печаль, тоска.
Но дни его уже сочтены. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. «Строгая жизнь», – отзовется Репин о суриковских квартирах. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Он перестал писать. Бенуа, К. А. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
Он прожил всего сорок шесть лет, но три десятилетия его творчества составили переломную эпоху в русской живописи. Художник не выдумал своего героя.
Именно действуют, предопределяя исход того или иного исторического события. Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Сундук. Одаренность Серова проявилась рано. Какого еще Вам свидетельства. Холод.
. Приблизились.
Он призывал художника быть человеком и гражданином, своим творчеством бороться за высокие общественные идеалы. Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В. Г. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В итоге получилось нечто потрясающее.
Они словно противопоставлены друг другу. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Внимание художника тяготит их. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. » И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику». С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветами тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Картины Перова принадлежат к лучшим образцам русского искусства.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Ему принадлежит один из лучших портретов Льва Толстого. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Классицизм (от лат.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Большое место в творчестве Серова принадлежит светским женским портретам. В многодневной битве под Искером на Иртыше в октябре 1582 года войско неприятеля было разбито, русским землепроходцам открывалась дорога к Великому океану. Чистый, не замутненный примесями цвет сливается в гармонию, в которой слышатся и сильные, точно расставленные красочные акценты, живая игра ярких солнечных пятен и глубоких теней и вариации колористических тем.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Коровина», написанного в 1891 году и до «К. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Все равно добились Романовы власти, а добившись, не забыли и пострадавшей за них родни. Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Художественное исследование исторических противоборств приводит Сурикова к его творческой вершине -- «Боярыне Морозовой». Америка—Франция—Россия. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Они свидетели его таланта, свидетели его любви к Родине. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Стасов. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины. » – как писал он впоследствии К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Он не принадлежал к какой-либо одной партии, его значение как крупнейшего русского художника было иным.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Морозова (1902). Перовым и И. Н. Идея произведения выступает в картине Сурикова не в роли «режиссера», по воле которого действующие лица образуют заранее предрешенную мизансцену, а в образах предельно достоверных и убедительных, живущих и действующих словно независимо от художника. С Суриковым мне всегда было интересно и весело. В основе его -- глубоко эстетическое отношение к жизни.
Одно из наиболее сильных произведений Крамского — картина «Христос в пустыне». Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Пожалуй, самую большую дань идейности отдал Василий Григорьевич Перов (1834—1882). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение.
Султан турецкий Мехмед IV. Портрет производит яркое и сильное впечатление. -- Только читая историю, понимаешь настоящее». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. А картины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. С той поры Верхняя Волга, заштатный городок Плес прочно вошли в его творчество.
Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства она же дала мне и дух и силу и здоровье». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Глаза ясные и добрые.
Врубель, Б. М. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887 обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Работа над картиной, длившаяся около четырех лет, потребовала от художника тщательного изучения летописей и других исторических источников, множества зарисовок, неоднократных поездок в Сибирь и на Дон, где он писал пейзажи и этюды казаков.
Кустодиев, ИЛ. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. «Не мог же я, -- добавляет художник, -- писать этот портрет с любовью и нежностью». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Нужно что-то еще.
Серов говорил, что «нужно, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое». Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Нерасторжимое единство идеи и образов картины, сюжета и композиции, колорита и всех других выразительных средств ставит «Боярыню Морозову» в число шедевров русской реалистической живописи. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Далеко не всегда Серову доводилось писать такие модели. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Портреты кисти В. А. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Послушался его совета переехать в Москву, начать с заказа для храма Христа Спасителя, а там заниматься одной исторической живописью. Ист живопись, портрет.
Кроме того, он написал достаточно много эскизов ко многим своим полотнам. Вот лохмотья. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В картине «Сельский крестный ход на пасху» художник показал русскую деревню в праздничный день, нищету, беспробудное пьянство, сатирически изобразил сельское духовенство.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Каждый из них -- личность, яркий рельефный характер и все вместе образуют главного героя картины -- многоголосый и многоликий образ русской деревни той поры, всего русского общества. Лансере, Л. С. Небо, вода, песок -- и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, -- дымок парохода). Они жили в Пенатах в течение двух недель.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Художник был несправедлив к себе: его «мало» включало несовместимость со всякой неправдой и цинизмом, приспособленчеством, сделками с совестью, выспренними декларациями, «романтическим» позерством и богемой -- этим «мещанством навыворот». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.
В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). «Портрет художника В. И. Сурикова» (1877). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Грабарь и др. ).
Но картина Репина -- не живописная иллюстрация к поэме. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Левитана были созвучны с французской школой импрессионизма.
Да и брат Глеб не оплошал – жену взял с соседнего кремлевского двора князей Сицких. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные.
В его взгляде осуждение и тревога. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Наступает кабала портретиста, кабала до самой смерти. Я уже тогда написал «Бурлаков» и «Дочь Иаира» и явно демонстративный взгляд мне, столь известному тогда не только в академическом коридоре, но и дальше его, показался обидным.
В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» -- нелегального органа русского революционного народничества. Билибин и др. ).
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Те же самые мучения изыскания и наконец, кропотливая работа над образами. Кисти Перова принадлежит ряд портретов его знаменитых современников (Островского, Тургенева, Достоевского). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Дружинники не суетятся, нет ни лихой бравады, ни показной храбрости, тем более нет страха. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. На рубеже XIX-XX вв.
Это сделано мастерски. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л. Н. Толстого» (1873) и «Н. А. Некрасова» (1877 ГТГ). В изобразительном искусстве появились новые направления.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Эта большая историческая и нравственная проблема занимала в свое время Ал. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Свистят стрелы, гремят выстрелы -- есть уже и раненые и убитые. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Возрождая традиции русской живописи XVIII века, художник в последние годы жизни создает тип импозантного парадного портрета-картины «большого стиля», настойчиво ищет выразительности цельных и плавных линий», разнообразных и содержательных композиционных решений, включавших нередко сложную обстановку интерьеров, отражения в зеркалах и так далее. В 1891 году Суриков, окончив сцену из современного ему сибирского быта «Взятие снежного городка», приступает к осуществлению сокровенного замысла -- картины «Покорение Сибири Ермаком». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Поражает своим драматизмом, безысходной скорбью одна из лучших картин Перова — «Проводы покойника», которая рассказывает о трагической судьбе семьи, оставшейся без кормильца. Нет здесь героев и толпы, всем и каждому ясна цель и свой ратный подвиг они совершают как обычное для них дело.
Архипа Ивановича Куинджи (1841 —1910) привлекала живописная игра света и воздуха. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Глубокий психологизм, т. е. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» -- это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. И тут на подмогу пришла любовь дочерей. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Идейным вождем Товарищества передвижных выставок был Иван Николаевич Крамской (1837—1887)—замечательный художник и теоретик искусства. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии.
Рассмотрим "ближний круг". Вскоре после этого он вместе со своим братом совершил сибирское путешествие и там снова родился шедевр «Взятие снежного городка». Сейчас «Последняя исповедь» известна лишь немногим, полузабыт и Минский, а картина Репина осталась жить как одно из самых волнующих произведений художника. Художник иной эпохи, Суриков ищет решения «проклятых» вопросов не в философии евангельских легенд, а в самой жизни. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Мы все его полотна помним и знаем. «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Его лучшее произведение — «Три богатыря». столько вообще неколоритных живописцев. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Портретов кисти В. Серова много, около двухсот.
Критика это полотно оценила много позже, публика ещё позже. Суриковы -- старинный казачий род. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей».
«Я хочу, хочу отрадного. », писал он двадцатилетним юношей. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
«В нем был не столько художник, сколько искатель истины», -- утверждал К. Коровин. Зайдет солнце и снова взойдет, а битва еще не кончится, но исход ее предрешен. Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880 -- 1883). Ни одной мастерской за всю свою жизнь он не имел.
Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице. Похоже. Баталист. Хотя публика, для которой он писал, не всегда благосклонно принимала его труд. Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, -- писал И. Грабарь.
Словом, более близких отношений у меня не было ни с одним товарищем». Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Но этот портрет был абсолютно новым явлением в русском живописном искусстве.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы.
Его последними словами перед смертью были слова: «Я исчезаю». Большие исторические полотна. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.
Были моменты, когда он даже плакал (человек сентиментальный сказал бы: «на моей груди»). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично. Значительно искусство Сурикова-портретиста. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Критический реализм участников товарищества, заявленный в этом почти революционном посыле, в полной мере проявил себя в изображении жанровых, а именно в изображении бытовых сцен. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
«Впечатление от картины, -- писал И. Репин, -- столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». Крамской боролся против так называемого «чистого искусства». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. «Крестьянин с уздечкой» (1883). Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Художник не писал их на заказ.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Чистякова (1861), Н. А. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
А ведь был период, когда он абсолютно отошёл от живописи и не прикасался к краскам. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств).
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. А его полотно «Степан Разин». Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Впрочем, сходство -- одно, но не главное качество полотен Серова. Серова и пейзажи И. И. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Перед ним тюремный священник с крестом в руках. В числе этих портретов встречаются и интимные портреты, например овальный портрет Е. П. Олив (1909), захватывающий изяществом формы и рисунка, утонченными вариациями серо-голубоватых тонов. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой. 62, 5 x 54 см. Такие же сложности были и с полотном «Покорение Сибири Ермаком».
Гоголя, Л. Н. Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Суриков за «Морозову» ограничился пятнадцатью. Но главное он работал. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Скупо запачканная красками палитра. «Франческо Таманьо» -- словно вспышка бурного, огненного темперамента, пронизывающего и образ итальянского «короля певцов», его горделивую осанку с поднятой головой и горячий красновато-коричневый колорит и сам мазок, нервный, торопливый, энергичный. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом.
Но ведь всё-таки приняли. Самое сильное и интенсивное пятно -- лицо актрисы. Кошелева (1866) все – в ГРМ.
Федор Александрович Васильев (1850—1873) прожил короткую жизнь. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Холст, масло.
Но заботы о двух дочерях и работа над полотнами, можно сказать придало ему сил. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Не менее очевидны и различия между ними.
Рерих, И. Э. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
К тому же Сицкие продолжали родниться с Романовыми. Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва «Вид на Московский Кремль, Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Это далеко не единственные его работы, просто перечислять бессмысленно.
Репин не забыл того впечатления, которое произвела на него «Последняя исповедь». Воспитание венценосцев – дело непростое. Можно представить каково это было, ему знаменитому, тому самому кто написал «Меньшиков в Берёзове», да ту же «Боярыню Морозову» Депрессия в самой тяжёлой форме захлестнула мастера.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Тонким юмором и лиризмом, любовью к природе проникнуты картины «Охотники на привале», «Рыболов». Крамской И. Егопортреты – портреты-обобщение, в кот. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Там же были написаны умиротворенные вечерние пейзажи: «Вечер на Волге», «Вечер. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох (XVIII – начала XIX в. ), а также популяризации западноевропейского искусства.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) сумел показать красоту и тонкий лиризм простого русского пейзажа. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. «Передвижники» совершили подлинные открытия в пейзажной живописи. И он вернулся и вернулся триумфально. Он и раньше писал портреты, но в основном это были исторические портреты.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Творческое наследие И. Е.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Портретисты находили подлинно народные характеры в образах лучших представителей русского народа – писателей, ученых, худ-ов, музыкантов, общ-ных деятелей. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Это случилось сразу после того, как он внезапно потерял жену.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. В. Суриков (1848-1916). Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.
«Сходство. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Я как-то написал об этом Репину. Они создали свой, особый тип портретного изобр.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Морозова, конечно, главный герой картины, но и другие -- отнюдь не второстепенные. Движение, построенное по диагонали и подчеркнутое оглоблями и розвальнями, колеей на рыхлом снегу и бегущим за санями мальчишкой в зипуне, увлекает народ вслед за боярыней в глубину улицы. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. К концу XIX в. влияние передвижников упало. С Меншиковым трое его детей. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Здесь «настроение» —как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем — окончательно превращается в абсолютно особый компонент образа это метко фиксирует И. Н. Крамской, когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву, 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах». "Утро стрелецкой казни", "Меньшиков в Березове", "Покорение Ермаком Сибири", "Переход Суворова через Альпы", "Боярыня Морозова" – лицо Морозовой выражает высокое фанатическое напряжение, "Взятие снежного городка" – единственная бытовая картина. Замечательные портреты-типы были написаны И. Е.
В движении нестройной толпы открывается целостный замысел художника, обладающего даром проницательного и ироничного наблюдателя и изобразителя жизни, не указующего назидательным перстом на язвы и пороки жизни, но воссоздающего ее во всей полнокрасочности и непредсказуемой многогранности и лишь ненавязчиво, деликатно направляющего зрителя к верным выводам и оценкам. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Конечно, же при создании полотен делались этюды, зарисовки. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Но солнца не было, по небу ползли бесконечные тучи, не прекращались унылые дожди. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое».
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия Илья Репин так отзывался о Василии Сурикове: «Я был уже на выезде за границу, когда Суриков стал выдвигаться и готовился быть «конкурентом». Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872 обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Валентин Серов был одарен сверх меры. Илья Репин. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Иванова, но В. Суриков решает ее на ином материале и ином уровне. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Певцом русского леса, эпической широты русской природы стал Иван Иванович Шишкин (1832—1898). Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. И все это на дивном фоне великих шедевров (конечно, в воображении. ), которые окружали нас излюбленные, бессмертные, вечные. Бакст, Н. К.
Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» – картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. Битва в разгаре. Да, для Сурикова это была не простая задача писать портрет и конечно трудно было угнаться за великим Репиным, который в написании портретов заметно преуспел. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Волошинский портрет очень точен. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) — причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Должны были. Крамским.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Общение с прежними друзьями было только заочным. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды.
Художник создал впечатляющий жизненный образ. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Репин дважды подавал прошения об отставке. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, по-детски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем» -- задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Знакомство это состоялось только в 1877 году в Москве. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. «Полесовщика» (1874, ГТГ). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм. Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816), Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777) в архитектуре – Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым (1738-1812) в живописи – Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858) – авторами соответственно таких известных полотен, как "Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу". а из сторон не выходит победительницей. Нравственная оценка событий и человека – основной нерв искусства мастера. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. «Нет ничего интереснее истории, -- говорил Суриков. В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России.
В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Он ушёл, они остались. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Портрет Н. Лескова, углубленный и трагически напряженный, о котором сын писателя сказал, что «безупречное, до жути острое сходство потрясает». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Некоторые работы Перова проникнуты подлинным трагизмом («Тройка», «Старики-родители на могиле сына»). Мир нужды, бесправия и гнета -- такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Всю жизнь онписал многочисленные церковные и портретные заказы, служившие для него источником заработка. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Но Сурикова интересовал не только исторический жанр, он прекрасно работал и как пейзажист.
Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Крит реализм. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Герой произведений – русский народ. И, наконец, цвет, его гармония и диссонансы, контрасты и оттенки. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Так выполнены известные портреты художников А. И. «Каждый портрет для меня целая болезнь», --признавался художник.
«Отказ от исповеди» он подарил поэту Н. Минскому, написавшему поэму. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг.