Картина Ильи Репина Портрет академика И. П. Павлова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В его глазах читается печаль, тоска.
Реставраторы и художники Третьяковки, в частности И. Грабарь, с «заплатой» Репина не согласились, стёрли её и восстановили картину в тех красках и манере, в которой она была первично написана самим И. Е. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин Илья Ефимович (1844 — 1930) — один из самых известных русских художников. У реалиста И. Е. Якобы, перед кончиной он произнёс слова: – «Все кончено. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Репина. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Портрет производит яркое и сильное впечатление. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Ведь об освобождении узников родных оповещали. Его интересовали творческие люди изображенные в активном действии. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Об этом его пристрастии знали многоопытные врачи госпиталя.
Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Она была закончена только в 1891 году. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Весьма интересен образ горбуна, в описании самого художника: – "Горбун. (Цитата из заметки Е. Аникеева "Хотьковский вестник" 12 1992). Разумеется, не последней была асептическая роль чистых белых халатов.
Это качество портрета в полной мере воплотилось в работах М. В. Нестерова. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Репина они точнее (на много процентов), нежели у абстракционистов импрессионистов и тем более, авангардистов (с попыткой иронии пишу я эту фразу. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Благодарю за отмеченное Вами 100-ое попадание, как в тему, так и в её отражение. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. А в XIX веке такого количества требований к организации этого процесса просто не было.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». А иметь своё мнение. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Это, действительно, не всегда удаётся. Галерея созданных им образов — это «портрет» эпохи.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Некоторые из них называют «смертельными картинами» из-за отражения в них лиц и событий, запечатлённых художником незадолго до смерти персонажей. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Репин встречал их по средам. Вся центральная часть написана самим Репиным. У него тонкий голосок, но много характера и энергии. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Как все почти горбатые, он необыкновенно умен и скрытен".
Наталья Нордман была одержима разными идеями. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Внимание художника тяготит их. Переехав в Петербург, Репин начал часто принимать гостей – знаменитых писателей, ученых, художников.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Рассмотрим "ближний круг". В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Писатель Гаршин тоже погиб через небольшой промежуток времени после сеанса позирования. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Присутствие толпы в операционной и работа без масок и перчаток (даже у хирурга. ) кажется дикостью. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Л. Н. Толстого». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Пусть грозит глупцам и невеждам». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Путь художника он начал, расписывая церкви в своем родном Чугуеве. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Ему это было по плечу. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Страницу не листает, а рвёт. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репиным. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Всё бы ему кипеть и бурлить. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Америка—Франция—Россия.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. И. Е. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Согласившись позировать, И. П. Павлов не мог сидеть без дела: он – читал новые книги и специальные журналы. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Художник писал, что с первой встречи его мнение о ученом абсолютно изменилось. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Ах, я несчастный. ». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Пятый факт. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Как ударит кулаком об стол.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Таковы картины и портреты И. Е. ».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Наконец сел за стол, раскрыл книжку иностранного журнала. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Буду считать это моим успехом за прошедший год. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное.
Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. В своих воспоминаниях Нестеров пишет: «Я едва усадил его за стол.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Светлые тона зелени оживляют картину, но в целом композиция статична. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Ну, думаю, будет спокойно сидеть. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Публике картина понравилась. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
Они словно противопоставлены друг другу. Где там.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Но оценка видимого на портрете человека зрителем, в частности мною – врачом, так же может оказаться субъективной и читатель вправе не соглашаться со мной.
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Протодиакон не плох и не хорош – он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Спорит с ним, грозя очами, негодует. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. В это время в Швейцарии и был написан один из первых портретов Нордман, который до конца жизни художника висел в Пенатах левее портрета Званцевой. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Неуёмный старик сидеть не любил. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Несмотря на одобрение учёного и окружающих художник был не удовлетворен портретом.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В его взгляде осуждение и тревога. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Картины Репина по праву считаются вершиной русского реализма в живописи. Репина, вызвавших у меня профессиональный интерес, среди их огромного числа. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. На него можно положиться, он не болтлив и сдержит данное слово.
Восстанавливать картину пригласили из Куоккалы автора.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Впрочем, так ли.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Ну, я так и написал его с кулаками. Пенаты – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Репин дважды подавал прошения об отставке. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
К моменту создания портрета М. В. Нестеров был уже известным и немолодым художником. Приехав в галерею через несколько месяцев, художник не заметил «дерзкого поступка» своих коллег. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Современные хирурги скажут: «Репин все наврал, так хирурги не работают. » — но будут правы лишь отчасти: сейчас так действительно не работают. А они, к сожалению, не всегда понимали его. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Первый факт. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Художник, как правило, не делал заказных портретов, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Он прожил долгую интересную жизнь, окруженный семьей, друзьями и учениками.
Художнику было тогда 68 лет, а академику 81 год. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Сходство черт лица и выражение поразительны. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Вегетарианцем стал и сам Репин. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Ему было всего 42 года. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Третьяков»109. Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. С наибольшей глубиной этот идеал был воплощён в произведениях М. В. Нестерова».
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Глаза ясные и добрые. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Одним из лучших считается Отдых.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Созданный тогда портрет представляет академика читающим на веранде на фоне окна. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Общение с прежними друзьями было только заочным. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В 1930-е годы художник, несмотря на возраст, переживает новый творческий подъём создавая серию портретов, являющуюся одними из лучших его работ. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. М. Бунакову. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву.
В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Наконец уговоры достигли цели, было получено и согласие академика. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.