Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина.
Выдающийся подбородок. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Кустодиевым и И. С.
Выражение победы духа над страстями». что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Через 10 дней после этого композитор скончался. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. У него самая большая серия портретов писателя. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. У М. В. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. Здесь кончается каноническое литературоведение. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Это барельефы и силуэты Ф. П. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Первая встреча, столь важная для Толстого (и «Анны Карениной»), состоялась в 1868 году.
Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Чертков, А. К.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит».
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее – переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.
Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Оболенский и др. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Очертание всего рта было классически прекрасно. М. В.
Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Все сложнее и гораздо интереснее. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет казаться, между лицом и личиной, маской.
Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Толстого, Д. Н.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В 1890-е гг. Она послужила типом Анны Карениной Он сам признавал это». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
«Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. А 1906 году он нарисовал портрет углем.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя. Правда, Толстые — в других 40 процентах.
Очень известна работа Н. Н. ну и народец же. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам.
Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. Репинский Толстой, устроившийся в кресле за чтением, проще – и как художественный образ и как человеческий тип, но это простота особого рода, непосредственно ассоциировавшаяся в сознании мастера с представлением о большом запасе нерастраченных жизненных сил. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Выдающийся подбородок.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Стаховичей. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Черткова, М. А. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. «Не молчать перед правдой царицею».
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Его портрет имел большой успех». и С. А. Нет. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Гинцбурга, П. П. Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни».
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200.
Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя.
Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Игумнова, П. И.
В голове великого автора имела места некая корреляция генетических признаков. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей. Наиболее известными из них стали работы И. Н. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Подымать. Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений.
– писал Репин Стасову. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.
– И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887).
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Собирательный образ писателя, каким он складывался из многочисленных репинских изображений – от беглых набросков до законченных живописных композиций, – вполне отвечал представлениям о Льве Толстом как о человеке-легенде. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений.
Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой длябогатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он непонравится писателю. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Крамского, И. Е. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Жена Толстого вспоминала, что сеансы сопровождались оживленными беседами, спорами обискусстве. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба.
ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Портрет написан позаказу П. Третьякова. И. Н. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.
Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. –.
Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина.
На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. Толстого. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен».
Первый портретировал писателя в 1873 году, то есть почти за пятнадцать лет до упомянутой репинской картины, второй – в 1884-м – всего за три года до ее появления. Общение с прежними друзьями было только заочным. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Бирюков, Н. Л. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. И. Репин. Еще в 1908 году, в канун празднования 80-летнего юбилея Толстого, они задумали создать музей его имени.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг».
Творец часто посещал имение писателя в Ясной Поляне. Репин сам в своих воспоминаниях сказал, как создавались подготовительные материалы к картине и какой жизненный факт отобразил он. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. А при виде яснополянских обитателей в черных, грязных избах, с тараканами, без всякого света, прозябающих по вечерам у керосинового издающего один смрад и черную копоть фитиля, мне делалось больно и я не верю в возможность светлого, радостного настроения в этом Дантовском аду.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Все кажется неотразимо, как сама истина. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. И. Репин. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Это была самая простая, самая обыкновенная и очень молчаливая дама Этюд вышел очень заурядный, неинтересный», – вспоминал Репин. Я провел сним несколько дней и, признаюсь, был все время ввозбужденном состоянии даже. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.
Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Остен-Сакен, А. А. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». «Не молчать перед правдой царицею». Очертание всего рта было классически прекрасно.
Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. Кроме того – у них 23 внука.
Салтанова, И. Я. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). История создания такова. Крамской изобразил Толстого вореоле его проповеднических идей: всвободной синей блузе, сумными, проницательными глазами, взгляд которых, повоспоминаниям современников, так трудно было выдержать– они словно сверлят зрителя насквозь.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. По ночам же – до 3-х час. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов. Выражение победы духа над страстями». Судьбы детей Репина сложились по-разному. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Башилова, С. Н. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Черткова, Ю. И. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Ге.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Мария Гартунг повлиять на внешний облик еще и Наташи никак не могла. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Так, например, у меня с П. М. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Третьяков»109.
Толстого, брата писателя, тетушек А. И. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича. Чертовский народ. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Нет. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. кто может, пусть следует благородному Прометею. Ге.
Толстой босой» или же «Л. Н. Что отразилось в цвете волос, характерах.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г.
Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Очень много зарисовок ко всем картинам.
Их надо осветить, пробудить от прозябания. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Но к тому моменту первые главы «Войны и мира» с чернокудрой и черноглазой Наташей были уже три года как опубликованы. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Среди них – выдающиеся работы И. Н. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Актриса Мария Федоровна Андреева Мария Андреева была не только одной из самых известных актрис начала ХХ в., но и одной из самых красивых и пленительных женщин – из тех, кого называют роковыми. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Он создаёт галерею портретов современников, работает как исторический художник и мастер бытовых сцен.
Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин и Н. Н. У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. А всё потому, что рисовал его известный художник Илья Ефимович Репин. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Ге, Л. О. В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Нагения смахивает».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Америка—Франция—Россия.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь».
Образ дальнего родственника, героя 1812 года, несомненно лег в копилку Льва Николаевича. В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Репин вернулся на прежние позиции. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Она ушла из жизни в 1931 году55. Дальше предлагаю следующую литературно-психологическую гипотезу: «сцепленные признаки».
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Л. Н. Толстого». Работ очень много. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала.
В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг. Крамского и Н. Н. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. М. Бунакову. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Сухотиной-Толстой. Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни.
Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. И тут – «куда, куда девалась ее красота. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Чем же объясняет художник свою неудачу.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Весь день поглощена она этим.
Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Художнику Л. О.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Фамилию Остерман (и гигантское состояние) ему добавила Екатерина еще в 1796 году, а вот от деда Бибикова он заимствовал «черкесский, татарский» (тогда это особо не разделялось) смуглый облик. Пастернака, М. С. –.
Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.
Репина, Н. Н. Но Крамскому удалось убедить писателя. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. И. Репин.
Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Портрет П. М. Третьякова, 1883 и фото галериста Все, кто лично был знаком с писателем А. Ф. Писемским, утверждали, что Репину удалось очень точно запечатлеть определяющие черты его характера. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Это единственный портрет в творчестве Репина, где он использует такую портретную композицию, тем самым подчёркивая уникальность Толстого. Колорит картины сдержанный в благородной колористической гамме. С И. Е. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. И, действительно, он работал до упаду. Похоже, накопление примеров сформировало у Толстого ощущение: предки брюнеток вероятнее были связаны с какими-то приключениями, походами, пленениями — со времен половецких еще. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.