Картина «Под конвоем» стала дебютной в репинской галерее положительных образов разночинной революционной интеллигенции.
Вместе с братом устраивал домашний театр, в семь лет написал свою первую пародию – «Обед с министром». Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества. Картиной «Всюду жизнь» художник-гражданин заявил народу, что за решеткой не злодеи и преступники, а жертвы самодержавного строя царской России, которых загнали в тюремный вагон бесправие, произвол и тяжелая жизнь.
Основное внимание Якоби концентрирует на группе около умершего арестанта и следовавших за ним по этапу родственников, сидящих у верстового столба. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. 1. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). В первоначальном варианте на эту же тему Репин изобразил неожиданное возвращение в свою семью революционерки-курсистки («Не ждали», 1883-1898).
С другой стороны, он явно шаржирует облик стрелецких солдат, участвовавших в подавлении восстания, о чем свидетельствуют шутовские колпаки на их головах вместо военных уборов. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Художник показывает обстрел монастыря из трех пушек, штурм стрельцами крепости, выход оставшихся в живых монахов из ворот монастыря навстречу Мещеринову с иконой и крестами в надежде на его милость, жестокую расправу с участниками восстания – виселицу, мучения игумена и келаря, замороженных во льду иноков, болезнь царя Алексея Михайловича и отправку гонца с письмом к Мещеринову о прекращении осады, встречу царского и мещериновского гонцов у «града Вологды». Вернувшийся дан в пустом пространстве комнаты. Затем Михай поехал в Будапешт. В мае 1899 года в поселке Куоккала Репин на имя своей жены приобрел дом и участок земли около двух гектаров, буквально на следующий день у ворот дома появился шест с табличкой «Villa Penates».
Этим объясняется особое внимание к ней Александра II, который повелел в каталоге против произведения Флавицкого «Княжна Тараканова» сделать отметку, что сюжет заимствован из романа и не имеет никакой исторической истины. Жизнеописание: Суриков родился в Сибири, в Красноярске. Над картиной «Всюду жизнь» Ярошенко много работал, о чем свидетельствуют многочисленные эскизы, этюды и рисунки к картине. Казнён на Смоленском поле в Петербурге.
В 1865 г. отправился в Вену, где в течение года учился в Академии художеств. По грязной дороге. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Оттого так неуверен и робок шаг героя картины.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Финляндия впервые стала независимым государством. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». В центре листа – крупная фигура с поднятой саблей в правой руке: «Воевода царской Иван Мещеринов». Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного.
4 апреля 1866 г. стрелял в императора Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Это было мучительное время поисков. Стремление Репина к психологическому решению темы заставило его избрать кульминационный момент в развитии действия, запечатлеть ту паузу, которая возникла в результате внезапного появления на пороге комнаты отсутствовавшего долгие годы дорогого для всех человека, по-видимому, бежавшего из ссылки (о чем говорят как одежда вернувшегося -- потрепанный армяк, стоптанные сапоги, -- так и неожиданность его прихода). Стасовым. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать.
В 1888 г. удалось поправить образ, не вернув все же присущей ему ранее силы характера. Не показав ни лица, ни жеста, самим балансом этого креста относительно фигуры Репин передал интонацию священника, который обращается к арестанту без настойчивости, нерешительно и даже как будто деликатно, как человек, уже знающий, что от героя-народника не следует ожидать покаяния, в то время, как в фигуре и в лице заключенного присутствует момент эгоистической надменности. В 1864 году его принимают в Академию, там Репин сближается с И. Н. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий.
Осенью того же, 1893 года Репины – Илья Ефимович с сыном Юрием – отправляются в полугодовое заграничное путешествие. Начинал Репин цикл небольшой картиной «Под конвоем. Учился в Псковской гимназии, затем в Императорском училище правоведения в Петербурге. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Участники этой сцены переданы точно: жандармы филер (старое название полицейского агента) следователь, читающий бумаги дворник (недавний крестьянин), который держит за плечи юношу студента.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Стасов опубликовал письма к нему Репина из-за границы. С того дня, по словам Стасова, от Репина все стали ждать «чего-то необыкновенного: так были поразительны этюды масляными красками, привезенные им с Волги». Зарождение и распространение в среде старообрядческого населения Севера и центра России искусства рисованных листов религиозно-нравственного содержания можно трактовать как своего рода ответ на определенный «социальный заказ», если применить современную терминологию.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Они любуются жизнью. Здесь он встретил свое тридцатилетие и создал одно из лучших произведений своей молодой поры «Нищая». – Ведь он мне совсем не нравится. К творческой удаче можно отнести многое из того, что было создано Репиным в последующие годы, в частности, полная драматизма картина «Дуэль». И если в своих монументальных полотнах с изображением народа («Бурлаки», «Крестный ход») Репин выступал прежде всего как мастер остросоциальных характеристик, то в картинах на революционную тему («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и др. ) интерес, который он разделял и с писателями и с некоторыми своими коллегами-передвижниками, говорил, прежде всего, о жизненной активности его творческой позиции, о его социальной чуткости.
А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Репин проживет в «Пенатах» сначала осень, потом зиму. В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. С ним этот мир человеческих страданий, бедствий и унижений врывается в комнату, расширяя рамки изображения и напоминая о той жестокой жизни, которая царит за пределами этого маленького «островка». В 1890-х здоровье художника пошатнулось.
Поездка в Палестину предваряла работу над картиной «Искушение Христа» («Иди за мной, Сатано»). Он стремился в сюжетах «Притчи» к жизненной достоверности, правдивости, опирался с этой целью на опыт западноевропейского искусства.
25 ноября 1893 года И. Е. Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Яворницким, дружбу с которым сохранит до конца своих дней. В других случаях он, скорее, бедолага, попавший в дурную компанию.
С 1908 г. по 1911 г. Евреинов руководил драматической студией, воспитывая артистов «Театра будущего». Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. биографии Лескова, Ключевского. ). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Верховным уголовным судом приговорён к смертной казни через повешение.
Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. И первым делом ново образовавшееся финское государство закрыло границу с Россией.
Противопоставления необычайно разнообразны. Художник изобразил в произведении неожиданное возвращение в семью ссыльного революционера. Вернувшись из поездки, Репин не отходит от холста, мало спит, не откликается на письма. Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.
В 1885 г. Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, где жил и работал вплоть до самой смерти. В 1884 г. картина была экспонирована на XII передвижной художественной выставке. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.
Художник готов был немедленно приступить к полномасштабному осуществлению замысла. Ему надо сделать несколько шагов навстречу близким, надо почувствовать, что они приняли его, рады встрече с ним.
В конце 1868 г. Суриков отправился в Петербург, поступать в Академию художеств. Посетив сначала Германию, он проехал в Швейцарию, а затем жил в Париже, Неаполе и Риме. Желание быть в курсе новых художественных течений заставило Репина сблизиться с декадентским объединением «Мир искусства» и дать согласие на сотрудничество с одноименным журналом. Это в первую очередь и определило успех картины.
Через год после того окончил академический курс со званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за исполнение программы «Дети Иакова продают своего брата, Иосифа». Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Подкупает вещественность, обжитость, абсолютная правдивость интерьера. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Наиболее всесторонним и глубоким выражением передовых устремлений венгерского национального искусства было социально насыщенное творчество Михая Мункачи (1844 – 1900).
Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Так, за спиной рыжебородого стрельца, «злого, непокорного», в котором «пышет пламя бунта», – сокрушенная великой скорбью мать, оплакивающая сына. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Перед нами было Убиение Грозным сына.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. По грязной дороге» (приложение 11). (приложение 15), в нескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый раз особый человеческий смысл, свою интонацию. В 1922 г. и 1923 г. ему удалось выезжать в Берлин и Париж. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Судя по эскизам к картине, арестованный – это Каракозов Дмитрий Владимирович.
Затем отправился в Италию. Перед нами почти этюд, хотя достаточно емкий и по смысловым ассоциациям и по общему поэтическому содержанию. Даже один и тот же сюжет, «Арест пропагандиста» в двух вариантах-- 1878 и 1880--1892 гг.
Некоторое время Репин увлекается новым своим положением – занимается пристройкой к дому мастерской и другими хозяйственными делами. Возможно, что замысел сюиты как-то эволюционировал. В них нет ни злобы, ни ожесточения, а скорее скрытое сочувствие казнимым. В них зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагические моменты истории. Похоронен близ «Белой Виллы», в недалеко от Собора Николая Чудотворца. Ссыльный в момент, представленный в картине, еще противостоит всей семье. Это не Андрей Рублёв и даже не Брюлов.
Положив в основу своего замысла легенду, в которой ярко выступает жестокость правителей, художник пробуждал в зрителе мысль о деспотизме самодержавия. Первый факт. Бывший арестант. Она будит светлые, гуманные чувства у зрителя.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Позднее Репин неоднократно возвращался к картине. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Далее художник не раз обращается к образу революционера.
Отец ударил своего сына жезлом в висок. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Для конкурсной работы на большую золотую медаль была определена единственная тема – «Воскрешение дочери Иаира». В картине «Арест пропагандиста» главный герой – молодой революционер, схваченный жандармами. Так, Петр I ввел в список официальных казней аркебузирование или расстрел. Картина словно пронизана серебром. В ее основе – непосредственное натурное впечатление, что нетипично для цикла, в составе которого полотна более сложные по сюжету и композиции.
Репин, приехав в Нормандию, в приморский городок Вёль. В качестве псевдонима художник выбрал название своего родного города. Художник напишет несколько замечательных портретов Натальи Борисовны. В 1887 году он расходится с женой. Стала болеть и слабеть правая рука. На первый план выдвигается задача разрешения социальных противоречий, все более обостряющихся с развитием капитализма в условиях пережитков феодального строя.
Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. Картина вызывает сочувствие к людям, оторванным от жизни.
Основная психологическая тема картины зазвучала в полную силу. Пол усыпан бумагами, вспорота подкладка чемодана Прообразом главного героя был студент-естественник Николай Вентцель (несколько эскизов к картине с его изображением выполнены карандашом и маслом).
Он словно готов разразиться пламенной обличительной речью. Менее чем через год, 8 мая 1865 года, эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» приносит ему серебряную медаль и соответственно звание свободного художника избавляющее от податного состояния военного поселянина. Дело дошло до царя. Необычайно актуальной и задевающей за живое была и прямая тема картины. Жизнеописание: Родился в семье инженера путей сообщения и обрусевшей француженки. В 1875 г. В. В.
Позже он поступил учиться в частную иконописную мастерскую и, став в свои неполные пятнадцать иконописцем, разъезжал по далеким селеньям, выполняя работы. Какая трудная вещь – кончить картину. Так, в одних листах героем был купеческий сынок-забулдыга, отданный «для исправления» в солдаты. Композиция картины оригинальна. Получив от Академии установленные серебряные медали за рисунки и этюды с натуры, был в 1854 г. награждён малой золотой медалью за написанную по конкурсу картину «Суд Соломона». Картину не хотели разрешать к показу. Портрет Веры Ильиничны Репиной.
1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. Это исполненный глубокого трагизма образ русского революционера рубежа 70-80-х гг.
В «разбойничьих» сюжетах этот образ ассоциируется с изгнанниками, бросившими вызов существующему обществу. Жизнеописание: Родился в Полтаве в 1846 г. Военный по образованию и по службе. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Все остальные члены семьи оттенками своих чувств, своего отношения к происходящему дополняют рассказ о постигшей их трагедии: оробевшая девочка, пригнувшаяся к столу и в страхе исподлобья глядящая на пришельца, не узнавая его (деталь, свидетельствующая о его долгом отсутствии) мальчик-гимназист, весь охваченный единым порывом и настолько потрясенный возвращением отца, что кажется -- из глаз его вот-вот хлынут слезы молодая женщина у рояля, бледное измученное лицо которой искажено сложным выражением растерянности испуга, радости. Художник талантливо показал одиночество героя среди людей, во имя которых он отдал свою свободу. Под конвоем. Как на источники отдельных сюжетов иногда указывают на сатирические серии У. Хогарта, с которыми русскую публику знакомил В. А. Жуковский иногда – на бытовые картины «малых голландцев».
Однако подлинно русский художник должен был бы не только бичевать социальные язвы, но и глубже понимать их духовную природу, средства их излечения и ответственность за них того социального круга, к которому принадлежал сам Илья Ефимович. Жизнеописание: Михай Либ родился в семье сельского чиновника в городе Мункаче, тогда находившемся на территории Австро-Венгрии (ныне Закарпатская область, Украина). Жизнеописание: Якоби – сын помещика. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Вернулся в Россию в 1862 г. На академической выставке в 1864 г. находилась картина Флавицкого «Смерть княжны Таракановой», за нее он получил профессора. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. О, это чувство, когда засыпаешь в одной стране, а просыпаешься в другой.
В окне вагона старик крестьянин, рабочий, молодая мать с ребенком на руках. Вот она вещь в уровень таланту. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Пятый факт. Дескать, не стоит вскрывать эту тему. – писал он в одном из них.
Весь живописный строй картины, ее колорит с землисто-серыми и черно-коричневыми тонами, темная камера смертника оказывают сильное эмоциональное воздействие. Варианты, наброски композиции, перемены в числе действующих лиц бесчисленны. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Весной 1866 г. прибыл в Петербург для совершения покушения на царя. Истинное наслаждение испытает И. Е. Соловецкое «сидение», на протяжении которого монастырь оказывал сопротивление осадившим его царским войскам, продолжалось восемь лет и закончилось его разгромом. Возвратился в Санкт-Петербург в 1869 г. И через год после этого, за картину «Арест герцога Бирона», был возведен в звание профессора, а в 1870 г. стал членом академического совета.
Это также подтверждает грязная дорога, по которой едет повозка. В общей сложности над картиной художник работал 14 лет. Это главный носитель зла, он выделен и масштабом и суровой застылостью позы. Вы молодые, шутливые, вам всё легко. Илья Ефимович давно нуждался в отдыхе и мечтал оказаться где-нибудь в деревенской глуши.
Критики называют Репина «виртуозом разных техник», немало его наиболее удачных графических работ исполнены углем или графитным карандашом. «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а вовсе не казнь».
«Отказ от исповеди перед казнью», в темную, холодную камеру пришел поп. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». В эпоху Петра I широко применялись различные виды казней. Отдельные группы были объединены еще несколько механически. Весь июнь и июль 1898 года Репин путешествовал по Востоку.
В его дом каждую среду съезжались гости. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). За решеткой сгрудились разные по возрасту, но объединенные общей участью люди. Через некоторое время Флавицкий заболел чахоткой и умер.
Это Выго-Лексинский монастырь и прилегавшие к нему скиты (Карелия), район Верхней Тоймы на Северной Двине, Кадниковский и Тотемский районы Вологодской области, Великопоженское общежительство на реке Пижме (Усть-Цильма), Гуслицы в Орехово-Зуевском районе Подмосковья. Ярошенко срезает все лишнее, ненужное: сверху, снизу, слева и справа. В. Стасов, М. Е.
1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Расстрел не считался позорным наказанием и не покрывал бесчестием имя расстрелянного. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Он стоит неподвижный, как сундук. Первым учителем живописи у Михая был художник Элек Самоши. Стасовой: «У меня просто переутомление, должно быть, всех нервов: почти работать не могу Только мысли мрачные вследствие недомогания. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Так же, как в 1874 г., «из всех городов и весей» России начался беспрецедентный по своей массовости поход народников в российскую деревню, так годом позже последовал не менее массовый своз из российских деревень сначала в губернские остроги, а затем и в петербургские тюрьмы сотен и сотен арестованных пропагандистов.
Это произведение, привлекающее обаятельным образом главной героини (переписанное в 1890-е гг. ), не давало психологически сложного решения темы. Композиция имела статичный характер. 1879Абрамцево. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Как, например, Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891) и др.
Да ведь это целая огнедышащая гора. В 1856 г. в Санкт-Петербурге посешал классы Академии художеств. Мункачи скончался в 1900 г. в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна). Художник незаметно повышает горизонт в той части комнаты, где стоит вошедший. Вероятно, талантливый художник стал заложником социальной и художественной среды, в которой жил и работал (и он был не единственным таким деятелем: см.
С течением времени приговоры стали пространнее часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: «debita animadversione puniendum», то есть «да будет наказан по заслугам». В картине царит напряженная тишина. В. А. Репина с детьми идет по меже.
Начало знаменитым репинским «средам» было положено 18 августа 1904 года. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году. Вешали при подавлении бунтов, восстаний и крестьянских волнений.
а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. В дальнейшем он уточнял и обогащал первоначальный замысел в плане психологической разработки сюжета. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Его картины почти всегда были социально-критичны была серия картин даже с симпатией к революционерам: Под конвоем (1876), Арест пропагандиста (1880–1889), Отказ от исповеди (1879–1885), Не ждали (1884). «Что вам сказать о пресловутом Риме. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории инквизиция не применяла. При этом художник использует традиционный академический прием, выделяя светом главных героев картины, группируя их в духе классических «пирамид».
В картине «Всюду жизнь» художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Только один Моисей Микеланджело действует поразительно. Серебристый свет заливает картину.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Он трижды переписал голову входящего революционера и при этом заметно ухудшил ее (черты лица стали менее волевыми).
Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. В 1907 г. вышел первый сборник его драматических произведений. – выступлению монахов Соловецкого монастыря против реформы патриарха Никона, против ведения службы по новым исправленным книгам, вылившемуся в ходе борьбы в антифеодальное народное восстание. Но несколькими ненавязчивыми моментами (как-то, восторженная экзальтация мальчика, свидетельствующая о том, что в семье чтут память об отце, а также висящие на стене портреты Некрасова и Шевченко -- борцов за народное счастье) художник дает почувствовать, что годы долгого ожидания, забот и тревог не сломили этих людей, не убили в них веры в справедливость того дела, которому отдал все свои силы близкий им человек. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Содружество это продлилось недолго: после появления в данном журнале статьи, порочащей имена художников Верещагина и Маковского, Репин разорвал всякие отношения с «доморощенными декадентами». Кругом стоит промозглая осенняя погода. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Его отчужденность, необычность всего его вида подчеркивают драматизм происходящего.
Во время поездки Репин знакомится с историком Н. И. Все члены семьи, за исключением ссыльного, даны на фоне и в окружении вещей (мягкое кресло, стол, накрытый скатертью, рояль), которые создают атмосферу семейного уюта. Это позволило Репину перейти к работе над большим полотном, которое он писал используя в качестве натурщиков родных и знакомых (женщина, сидящая за роялем, написана с дочери Д. В. Стасова и с жены художника Веры Алексеевны, старуха мать – с тещи Репина Шевцовой, девочка – с дочери Репина, мальчик – с Сережи Костычева и т. д. ).
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. уже достаточно укорененный в живописи и бесконечная вытянутость горизонта, предвосхищавшая серовскую «бабу в телеге» и образовавшая в искусстве второй половины XIX – начала ХХ в. как бы выразительный архетип придавленности деревенского российского мира. Гордо поднятая голова осужденного, открытая грудь и вся его взятая в энергичном повороте фигура освещены скупым серебристым светом, который, пронизывая полумрак камеры, выхватывает из темноты зловеще поблескивающий крест.
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Остальные ссыльные обрисованы суммарно, мрачными силуэтами. Распространял написанную им рукописную прокламацию «Друзьям-рабочим», в которой призывал народ к революции. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Появление полотна «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» совпадает с работой Сурикова над рисунками из истории Петра для Московской политехнической выставки 1872 г., организованной по случаю 200-летия со дня рождения Петра I. Возможно, об этом произведении Суриков вспоминал в период работы над «Утром стрелецкой казни». «Villa Penates» стала этаким райским островком для художника.
Состоя в ней учеником, он прошёл её курс чрезвычайно быстро и получил одну за другой все награды, установленные для полного его окончания, а именно малую серебряную медаль в 1858 г. за картину «Разносчик фруктов», большую серебряную медаль в 1859 г. за картину «Татарин, продавец халатов», малую золотую медаль в 1861 г. за картину «Светлое Воскресенье нищего» и большую золотую медаль в 1862 г. за картину «Привал арестантов», Вскоре по получении большой золотой медали, Якоби отправился за границу. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Справа на фоне пейзажа – покосившаяся верста, слева – уходящие вдаль телеграфные столбы. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Остальное и с Рафаэлем во главе, такое старое, детское, что смотреть не хочется. Однако у академиков на этот счет имелись свои взгляды.
Судя по некоторым письмам, отношение Репина к Церкви было брезгливым. Костомаровым, летописцем запорожского казачества Д. И. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Конца не предвижу: туго идет.
» Гость ушел и отец рассказал сыну легендарную историю из жизни Запорожской Сечи. Повешение во времена Петра представляло собой позорный вид смерти. Датировка листов свидетельствует, что сюжет привлекал внимание художников и в начале и в конце XIX в. и на протяжении этого времени не иссякал интерес к книге С. Денисова «История об отцех и страдальцех соловецких» (1730-е гг. ), послужившей основой и источником для написания этих картинок. Но родные «Пенаты» не отпускали Репина, сюда съезжались гости – писатели, музыканты, художники, ученые, представлявшие широкий круг российской интеллигенции. Это представитель того духовенства, «в котором ни на одну иоту не полагается ничего духовного» – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » И навстречу ему поднято гордое, умное лицо бесстрашного человека, находящего высшую поддержку в силе освободительных идей даже перед лицом самой смерти. Отражая в своих картинах существенные стороны современности, Репин не мог пройти мимо той борьбы, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годов революционеры-народники. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876).
Вместе с тем Флавицкий смело изображает в картине столь «низменные» и необычные для исторических картин академистов атрибуты как овчинный тулуп, краюху черного хлеба, плесень стен и т. д. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Салтыков-Щедрин и др. ). Затем еще около года занимался в Мюнхене, еще год в Дюссельдорфе. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Это не то.
Сюда лучше не лезть. Крамским, критиком В. В. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).