Купить картину или постер "Мужик с дурным глазом", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По другой версии, картины Репина стали приносить несчастья после того как он написал портрет «Мужика с дурным глазом» в 1877 году. В 1877 году великий русский художник-портретист Илья Ефимович Репин написал картину «Мужик с дурным глазом».
Этими лаконичными, но действенными средствами Крамской формирует образ своего героя как человека, наделенного ненарочитым чувством собственного достоинства и внутренней благожелательной силой, «здравым смыслом, ясностью и положительностью в уме», как писал когда-то о свойствах русского мужика Белинский. С Репиным в это время он не виделся.
Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея. Только вот портрета Тютчева кисти Репина не существует. Продолжался эксперимент в течение трех дней. Если оно не тонет, то сглаза нет. Идея не встретила поддержки у русского царя.
Но на выставках изображения конкретных крестьян не случайно именовались «этюдами» : портрет все еще сохранял статус социальной привилегии. Крестьянин – представитель «безмолвствующего большинства» – не занимал сколько-нибудь заметного места в изобразительном искусстве до XIX века, до эпохи социальных революций и урбанизации, с которыми было связано формирование современных наций и конструирование их мифологии. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали.
Пятый факт. Таковы «Фомушка-сыч» Перова (1868), «Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом» Репина (оба 1877 года). Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына. Демон поверженный. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И.
Естественно, что крестьяне должны были стать важными участниками сцены. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Но происходит непридвиденное. Перейдём к другой картине. Лунная ночь (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился поймать луну.
Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. Головотяпство или мистика.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Писатель умер. 2. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Главное же – от нейтральной описательности оно перешло к социальной и нравственной оценке. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Предшествующий картине всего на один год этюд носит имя модели – «Мина Моисеев». Принести определенное зло может даже человек, не обладающий способностью сглаза. Художник смог очень верно и точно передать всю натуральность окружающей природы, при помощи бликов луны, осветив и песчаную дорожку и дремлющий в воде камыш. 15 июля 1873 года он скончался.
Эта драматическая для оппозиционной интеллигенции история побудила Репина к работе над полотном «Арест пропагандиста», занявшей почти десятилетие. В ранних эскизах пропагандист плотно окружен схватившими его местными жителями (один из них роется в чемодане с прокламациями). «Внутренняя его сущность не есть какая-то особенная и курьезная, а сущность общечеловеческая, почерпающая свою оригинальность исключительно из внешней обстановки», – утверждал в 1868 году Салтыков-Щедрин.
Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Визуальное осмысление «народного» пространства России поначалу проходило в рамках этнографии. С 1948 года посёлок переименован в Репино. Эта тенденция на свой лад выразилась в романах и публицистике Толстого и Достоевского.
Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Но Репин не успел приступить даже к работе. В центральном передвижническом полотне этого времени – репинском «Крестном ходе в Курской губернии» (1880 – 1883) – современная Россия предстала ползущей под палящим солнцем бесформенной толпой, центром которой оказываются убогие в своем самодовольстве столпы провинциального общества с чудотворной иконой, а самым привлекательным персонажем – нищий горбун, которого гонит прочь стражник. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку. Все же остальные свидетели события, включая царскую семью, теснятся на заднем плане. Впервые – после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. ИТ Чижов не раз просил обоих художников написать свой портрет. Таковы бесхитростная «Портрет неизвестной в русском костюме» Ивана Аргунова (1784) исполненное спокойного благородства «Празднество свадебного договора» Михаила Шибанова (1777) или жестоко-правдивые изображения нищих Ивана Ерменёва.
тот только что скоропостижно скончался. Новым словом на этом пути стала живопись Венецианова. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины. И если они сливались в одно пятнышко, то это значило, что сглаз имеет место быть.
Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания Незнакомки. Сходным образом можно описать устремления передвижнического реализма 1870 – 80-х годов. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Грабарь широко использует эту переписку.
Дело в том, что на картине присутствовали как живые на тот момент люди, так и мёртвые. 3.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Ходил по городским улицам, делал различные наброски и этюды. Но если во Франции или Германии той поры в образе «народа» как целого крестьянство занимало лишь определенную, хотя и важную долю, в России было два решающих обстоятельства, которые делали проблему его изображения ключевой. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. 5 факт.
Смерть Федора Васильевича Чижова. Фёдор Васильевич Чижов (1811 – 1877) – русский промышленник, общественный деятель, учёный. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). В 1870-е годы реалистическая живопись стремится не только к показу «общественных язв», но и к обретению позитивного начала в русской жизни. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Спасать картину пришлось Грабарю вместе с приглашенными из Эрмитажа реставраторами Дмитрием Федоровичем. Богословским (1870 -1939), кстати уроженцем города Вольска Саратовской области и И. И. Васильевым.
Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова). К закатному облаку. Драматическое социальное различие меньшинства и большинства одновременно было различием культурным: дворянство жило «по-европейски», а подавляющее большинство народа в той или иной мере следовало обычаям предков, что лишало две части нации общего языка. Разброс дат смерти изображенных на картине 81 персоны довольно-таки приличен: от 1901 года, ведь Владимир Михайлович Маркус (1826 -1901) умер еще до завершения картины, до 1944 года, когда умер последний из изображенных на картине Александр Григорьевич Тимрот (полное имя Александр Рейнгольд Карл Лионель, 1865 — 1944).
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Поверх нее наброшен армяк, на локте левой руки висит уздечка. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку. Но ориентированное на универсальный античный идеал «высокое» искусство было не в состоянии решить эту проблему. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Рок, случай, фатальность. Современный психиатр Александр Олимпиевич Бухановский (1944 -2013) известен широкой публике как эксперт по серийным убийцам, в частности в этом качестве он выступал в деле маньяка Чикатило. Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана.
Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя. Затем отправил ребёнка в Москву к своему другу художнику -пейзажисту Киселёву Александру Александровичу (1838-1911), о котором Репин хорошо отзывался, говоря, что Киселёв: с одинаковой любовью, восторженно поёт красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности и роскошный Кавказ и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
На волне общественного подъема, вызванного Великими реформами 1860-х годов (прежде всего освобождением крепостных), русское искусство вслед за литературой включило в поле своего зрения исключительно широкий круг явлений повседневности. После этого сын перестал общаться с отцом. Профессор – сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей). Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок.
Но встречи двух великих людей не состоялось, весной 1873 года Репин уехал за границу, успев посмотреть лишь две фотографии поэта, предоставленные родственниками. Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. Мужчины смогут найти подтверждение того, что не только они единственные (как пример) пьют пиво перед телевизором, гордо выставив на всеобщее обозрение совсем чуть выпирающий животик. Помимо научной ценности каждого из исследований в отдельности, помимо исключительной содержательности переписки, все литературное наследие И. Э. Грабаря — это интереснейшая страница истории русской культуры. Илья Репин и его жизнь и деятельность – тема в творчестве И. Э. Грабаря, которая имеет весьма примечательную историю.
Во «Взятии снежного городка» Сурикова (1891) праздник народной удали не имеет никаких примет времени: он может происходить и в XIX и в XVII столетии. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Художник спешит к Чижову, захватив с собой альюом и кароандаши. Первый факт.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Если мы учтем, что бурлаки представлены на фоне речного простора, за ними изображено влекомое ими судно (старый символ людского сообщества) под русским торговым флагом, то придется признать, что перед нами собирательный образ народа, предстающего одновременно в отчаянной нищете и первозданной природной силе. На скамейке сидят молодой празднично одетый подвыпивший мастеровой с модной гармошкой и приехавшая к нему на свидание из деревни жена с младенцем: это одно из самых острых в русской живописи изображений необратимого взаимного отчуждения, вызывающее в памяти образы «одиночества вдвоем» Эдгара Дега (например, его «Абсент», 1875 – 1876). Положение изменилось в XIX веке, когда человек «от сохи» стал восприниматься носителем духа нации. Написанная картина стала центром скандала. «Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» – писал Третьяков. Ну и еще несколько фактов о слухах, затрагивающих картины русских художников.
Этот прием в его форсированном варианте применяли барочные портретисты, чтобы сообщить своим героям впечатление величавости. Так, например, реализм исповедуемый членами самого влиятельного художественного объединения второй половины XIX века – Товарищества передвижных художественных выставок, – вряд ли может быть понят как прямая аналогия народническому пониманию крестьянства. Это не самообольщение, так как я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики» – рассуждал художник. Эскиз картины «Это не картина, а реальная действительность» – восхищался Репин изображенной глубиной чувств. Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. 4.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Незнакомка вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Этот обобщенный характер образа осознавался самим Крамским. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. 2 факт. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались.
Смерть сына стала ударом для Врубеля, вот таким образом он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный». Перед нами былина, дума, старинная сказка. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре.
Растянувшаяся под хмурым небом процессия, месящая ногами весеннюю грязь, позволяла показать срез деревенского мира, где порок захватил каждого – от священника и зажиточных крестьян до последних бедняков. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. В 1888 году Мясоедов забрал Ивана в своё имение под Полтавой и, будучи натурой вспыльчивой, давал Ивану тумаки без раздумий и не соразмеряя силу удара. Федор Васильевич Чижов скончался 26 ноября 1877 года в Москве. Вместо немого укора образованным классам «простой» человек становится моральным образцом для них.
Наиболее впечатляющий пример – «Полдень в деревне» Петра Суходольского (1864). Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. На секунду замершая бабочка передает мимолетность остановленного мгновения. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы. Московский памятник Репину установлен на Болотной площади лицом к Третьяковской галерее. Нет, это не портрет конкретного человека. Ее появление санкционировала литературная традиция, восходящая к поэме «Георгики» римского поэта Вергилия, в котором тяжелый труд земледельцев выступал залогом гармонии с природой.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. В письме к предпринимателю Терещенко, который позже приобрел картину, художник писал, что он предлагает «этюд русского мужичка большой, в том виде, как они обсуждают свои деревенские дела». В свою очередь, восточные люди вредными считают голубые глаза. Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. С чувством выполненного долга удалился восвояси. Но самая трагическая история с портретом Федора Васильевича Чижова. Илья Ефимович Репин.
Зритель смотрит на него словно немного снизу. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве. Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К. Но могут смоделировать или усилить психологическое состояние, в котором находится человек.
Вторым услышанная 15 августа 1882 году на Всероссийской художественной выставке в Москве симфоническая сюита Антар композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, которая написана по мотивам красивой сказки Осипа-Юлиана Ивановича Сенковского (Барона Брамбеуса), рассказывающей о трёх сладостях жизни — мщении, власти и любви. Интересно, что для картины позировали две дамы. Во второй части сюиты звучит музыкальная картина кровавой мести главного героя.
С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Поверим специалистам. 1. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Григорий не поверил и не признал Ивана сыном, а усыновил его как усыновляют любого другого чужого ребёнка. Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. При чём на самом деле они вместе не собирались.
Первая оформилась в Венеции в XVI веке. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Неутешное горе (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину Неутешное горе, на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба. Лишь в 18 лет лет Мясоедов сообщил сыну, что тот не приёмыш, а родной сын. И оказалось, что проклятых картин, после написания которых натурщики умирали или их постигали различные несчастья, у Репина неожиданно много, гораздо более, чем у других.
Максимов не раз в дальнейшем обращался к деревенской жизни, наиболее заметные его произведения повествовали о тяжелой народной доле («Больной муж», 1881 «Слепой хозяин», 1884). Всё бы это выглядело смешным, если бы не было грустным, а порою и трагическим. Перед нами легенда. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Глядя на полотно, мы можем прочитать характеры и происхождение бурлаков: от стоического мудреца попа-расстриги Канина (коренника человеческой упряжки) до словно бы сопротивляющегося своей участи юного Ларьки (самая светлая фигура в центре этого мрачного ряда – молодой бурлак, поправляющий лямку).
Например, если он в депрессии, то картина может ее усилить. Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Ведь у памятника, если обратите внимание, в левой руке мольберт и кисти. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. «Запорожцы» (1880 – 1891) Репина или «Богатыри» (1881 – 1898) Васнецова находятся именно в этом ряду: свобода и сила ассоциируются с «простым» народом, но возможны они лишь в легендарном прошлом. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Бог послал ему легкий конец – он умер на руках у друзей и учеников от аневризма аорты. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Провал «хождения в народ» – кампании революционной пропаганды в деревне, разгромленной правительством в 1877 году, – показал иллюзорность народнической надежды на социалистические и коллективистские начала русского крестьянства. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились. Эти памятники должны были появиться в Чугуеве и Санкт-Петербурге. В творчестве художников-передвижников оно воплощается в пейзаже (Саврасов, Шишкин) и портретах интеллигенции (Крамской, Перов, Репин). А Григорий Мясоедов мол чуть не убил своего малолетнего сына, которого звали Иваном. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
А разбросанные по квартире носки являют собой неотъемлемую часть быта мужчин. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Именно патриотический подъем впервые поставил задачу зримого воплощения нации.
А вот немцы уверены, что сглазить могут люди, у которых густые сросшиеся брови. Однако такой сглаз слишком большой беды не навлечет. Она упоминается в поэме Москва-Петушки и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Желание закончить полотно переросло в одержимость. Рекомендуем к просмотру смешные картинки про мужиков для самой широкой аудитории. Это фактически групповой портрет людей, находящихся на самом дне русского общества. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Старшие сыновья: Николай (1863 – 1938) и Анатолий (1865 – 1941) пережили отца. Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Первое – произошедшая при Петре вестернизация элиты. Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Но заслуживающим упоминания исключением является картина Репина «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве 5 мая 1883 года» (1885 – 1886), заказанная Министерством императорского двора. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1862 году по настоянию Синода с постоянной выставки Общества поощрения художников была удалена картина лидера нового художественного поколения Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861). Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Репин познакомился с ним во Франции у Поленова. Это не важно, что простонародный зипун на могучих плечах, что мы не видим открытого, как в Элладе, торса. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В его «Семейном разделе» (1876), словно на театральной сцене, в присутствии представителей общины совершается семейная усобица – дележ имущества. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Почему-то не упоминается изображенный на этой картине Пётр Иванович Саломон (1819—1905), который «Скончался от воспаления легких и старческой дряхлости.
«Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» – писал художник. Но в общественном сознании России XIX века крестьянство заняло абсолютно особое место: оно стало фактически синонимом понятия «нация», а сельский труженик превратился в моральный эталон для различных политических и интеллектуальных движений. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Реакция на неё была бурной и неоднозначной. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. С 1882 года Тургенева начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия.
Другой конфликт, продиктованный социальными трансформациями эпохи, представлен в картине Владимира Маковского «На бульваре» (1886). Красивая и жуткая одновременно аналогия вырисовывается. Наиболее совершенным воплощением этого подхода к народному типу стал «Крестьянин с уздечкой» Крамского (1883). В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Написание картины про Ивана Грозного стало идефиксом для Репина, он стал одержим. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Когда по заказу хозяина гостиницы Славянский базар Александра Александровича Пороховщикова (1833—1918) в 1872 году Репин создал картину Собрание русских, польских и чешских композиторов, то картина получила много комплиментов, а её автор — массу похвал и поздравлений. Никакого профессора не было, а вся история – гениальный флэшмоб. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Произошло это 5 августа 1944 года в день столетия со дня рождения живописца.
Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Если снова взглянуть на даты, то всё не так просто.
А милый слабый пол, может лишний раз восхищенно полюбоваться теми, кто на протяжении всей жизни демонстрирует настоящую защиту и опору для них. Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». В какой-то из таких моментов ему показалось, что он убил сына. Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной. Только 11 июля 1885 года запрет на показ картины был снят.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин отказался от первоначальной мысли столкнуть городское «чистое» общество на пикнике с «промозглыми, страшными чудищами» – от изображения эпизода, свидетелем которого он был сам. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Художник Иван Николаевич Крамской восторгался: Как написано, Боже, как написано. Не случайно в эту пору в живописи отчетливо доминировал бытовой жанр. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет.
Он застает Чижова, сидящем в кресле за столом. Но решения Совнаркома никто не спешил исполнять. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. Крестьянство было пока лишь одним из объектов интереса художников – правда именно сцены из сельской жизни позволили появиться произведениям, в которых обличительный пафос «шестидесятников» проявился с наибольшей отчетливостью.
Это протокольно точное изображение конкретной местности – деревни Желны Мосальского уезда Калужской губернии: разбросанные без видимого порядка избы и сараи с вечно дырявыми крышами (лишь на заднем плане различимо строительство нового дома), тощие деревья, заболоченный ручей. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В 1813 году Василий Демут-Малиновский создал статую «Русский Сцевола», которая воспроизводила малоправдоподобную историю, распространенную патриотической пропагандой. И когда по истечении этого срока ученые исследовали состав каравая, то оказалось, что в хлебе присутствовали токсичные вещества.
Перелом в отношении к народным образам связан с «Бурлаками на Волге» Ильи Репина (1872 – 1873), героями которых стали именно люди, с корнем вырванные из привычной почвы. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева.
Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Новыми тенденциями отмечены 1880-е годы. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Таковы, например, картины 1820-х годов «Спящий пастушок» и «Жнецы» : мать и сын с серпами в руках, замершие на мгновение, чтобы не спугнуть севших на руку крапивниц. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой – обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь и там – тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта) – писал критик Владимир Порудоминский. Эскиз картиныКрамской передал картину в дар галерее Третьякова.