Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора.
Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка». Картину же отреставрировали. Так-то, коренник. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю.
Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Я счастлив, что видел эту сцену.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Его поместили в больницу. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Ну, скажите, коренной Илья Ефимович, взаправду ли Европа лучше.
Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
Он счастлив на родине. Жду с нетерпением. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Модест Петрович больше не служил. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. А Мерси дАржанто.
Как это случилось. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына».
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого».
А Пирогов. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал.
Они уже давно были знакомы через Стасова. Крамской Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. Прошло несколько месяцев.
Галерея выдающихся современников исполненная И. Е. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Портрет был выполнен за четыре дня — 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства.
Ведь он не думал о смерти. Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. так удавались портреты творческих людей.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Мусоргский влечет его к себе по-прежнему.
В своих письмах из Парижа к Стасову Репин никогда не забывает послать сердечный привет Модесту Петровичу или просто Мусорянину. Но главным для художника была жизненная правда. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Е. Репин и В. В. Стасов.
Стасов, теперь уже вопреки Крамскому (последний был тронут картиной), не отрицая талантливой экспрессии, с которой была написана Софья, отказывал Репину в умении правильно разрешить историческую тему. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пустом, выжженном по цвету пространстве было абсолютно новым для передвижнической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцентов.
Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Репин сказал мне: – А этот ваш Ор оказался пророком. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. «Искусство», 1948, стр.
Это моя задача. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Все захохотали. Но на этом трагедии не закончились. Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Репин. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
Это моя задача. 154–155). Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
О болезни композитора он узнал из газеты и, не раздумывая, сразу бросился к Мусоргскому в Петербург. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот.
Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов, человек, которого, по всей справедливости, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. «Спасибо Илье Ефимовичу. », – зло шутили Сатириконцы. В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок.
Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А.
Написал Писемского – Писемский умер. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Мусоргского (1839–1881) для потомков.
То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Печально есть. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. ».
Впрочем, так ли. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Композитору довелось пережить и разгромные рецензии на опережающую свое время музыку, смерть матери и смерть любимой женщины имя которой он никогда никому не называл и постоянную нужду в деньгах. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П. Если в сочетании внешней неприглядности и внутреннего благородства портретируемого Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана.
А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Письма».
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. А 28 марта композитор скончался. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Я попытался разрешить ее в опере». 47).
Надо сказать с глубокою благодарностью: всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, который относился к нему не только как к пациенту вообще, но еще как к приятелю, другу, к человеку с историческим значением. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. В Париже он устал, его парижские работы не принесли ему настоящего творческого удовлетворения и успеха.
Он заинтересован новой оперой Кюи Анджело и просит Стасова написать ему о ней. 63). Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. аль сам надорвешься. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.
Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Сходство черт лица и выражение поразительны. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием. Голенищева-Кутузова. В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали.
Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. «Искусство», 1946, стр. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Неужели это он. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании.
Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Действительный член Академии художеств с 1903. Среди его учеников, . Поразительны эти с таким мастерством написанные глаза гения с их одновременно и пристальным и каким-то отсутствующе-задумчивым выражением.
Ни Стасов, ни Мусоргский еще не знали самого для них важного: парижских работ Коренника. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. В 1881 году И. Репин жил в Москве. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. На этом лице живыми остались лишь глаза. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить».
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.
В середине июля 1876 г. Репин возвращается в Россию. Мусоргского. После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. В кругу кучкистов любили и исполняли Садко. Среди его учеников, . Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Стасов возбуждает большой интерес художника к этому искателю музыкальной правды. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. И. Суриков. В Европе с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Среди его учеников, . Переписка с П. М. Третьяковым».
Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Репин перечитывает их запоем, с удовольствием. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм».
Среди его учеников, . После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Мусорянин» (3). Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». А Репин мало того, что большой художник, он еще много лет был связан с Мусоргским дружбою и от всей пламенной души любил и понимал музыкальные творения Мусоргского.
создает образ большой жизненности и впечатляемости. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Слова Стасова Репин принимает как приговор.
Среди его учеников, . Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.
Скончался композитор 6 марта 1881. Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета.
В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Я попытался разрешить ее в опере».