Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М. Среди черт его лица можно обратить внимание на довольно крупный покрасневший нос. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. О чем это может свидетельствовать. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Этюд получился превосходный. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин мечтал вернуться на родину.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. будет затем долго работать.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Репин писал Стрепетову дважды. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости.
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Протодиакон» — примечательный этап в искусстве Репина, своего рода «зарубка». Работал весь день, не замечая времени. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу. Репин Илья Ефимович родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества. Крестьянство не пошло за народниками.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Так был раскрыт один из «секретов» предприимчивых монахов: они сделали все, что могли, для того чтобы не убывала «святая вода» в многочисленных колодцах из которых черпали ее верившие сказкам и ее «чудотворным свойствам» паломники.
Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». Герарда», «Портрет С. Ю. И вот уже перед нами не царь, а отец. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Здесь его мазок приобретает небывалую силу и пластичность. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов.
Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги.
В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Этим образом автор хочет показать натуру сильную, влияющую, но и с тем, же хитрую и небескорыстную.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем. Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины.
Среди его учеников, . Одежда на нем богатая и дорогая. 1879Абрамцево.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ). Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887). Дав фигуру протодиакона обобщенной массой с очень простым контуром, поместив лицо и одну руку «внутри» этой темной массы, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. «Протодиакон» – первый из репинских портретов, в котором так использованы руки для характеристики изображаемого.
Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. Они выяснились в 1959 году, когда здесь начались строительные работы. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И к лучшим, по выраженным в них идеям, по живописному мастерству, картинам замечательного мастера наряду со всемирно известными «Бурлаками», наряду с «Не ждали», «Иваном Грозным и сыном его Иваном», с «Запорожцами», несомненно, принадлежат и те его картины, о которых мы рассказали. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Выполняя академическую программу, Репин в то же время работал над своей собственной темой, ничего общего не имеющей ни с античной, ни с библейской мифологией. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Толпа разных сословий и состояний, собранная воедино свершением религиозного обряда, давала как бы наглядный разрез существующих в действительности отношений между слоями русского общества. Поступив в 1864 году в Академию художеств, Репин одновременно становится одним из активных посетителей «четверговых вечеров» Артели художников, где рисовали, с увлечением читали новые книги и горячо спорили о целях и задачах искусства.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа. Да ведь это целая огнедышащая гора. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Вот она вещь в уровень таланту. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. а в частности.
По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883). В 1887 году он расходится с женой. Среди его учеников, . 1872 – 1873Холст, масло, 131, 5281 смГосударственный Русский музей». Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Много учился на написании портретов близких и друзей. К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
Он пишет 7 марта 1889 года Н. В. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Он идет прямо к матери. Во имя смирения требовали послушания злу и неправде. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
На этот раз усилия художника увенчались большим успехом, несмотря на то, что созданное им произведение не является вполне портретом. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874). И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. По грязной дороге».
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный.
Ведь об освобождении узников родных оповещали. Основное место, где он живёт и работает, – Франция, Париж. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). утверждает силу жизни, выразительность человеческой плоти. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный» (Стасов). С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений – картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Ни один из них не кричит с картины зрителю: Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). до того еще не писал так широко и сочно. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес. Отец ударил своего сына жезлом в висок. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Среди его учеников, . Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репина И. Н. Крамскому от 13 января 1878года). Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
Процесс типизации есть, таким образом, прежде всего процесс изучения, наблюдения жизни, чтобы суметь увидеть в ней самое нужное и его раскрыть. По грязной дороге. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Репин считал сам эту картину красивой. Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры.
Все заняты. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. За окном летний день.
«Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877).
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Верующим людям внушали, что святая-де икона, как и «явленные» (а их немало было в царской России), появилась с помощью вышних сил — отсюда и «особые», «чудодейственные» ее свойства. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» – вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Недаром Мусоргский сравнивал репинского «Протодиакона» со своим и пушкинским Варлаамом. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. «Протодиакон» очень характерен для творческого метода демократического реализма второй половины XIX века вообще и для творческого метода Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Среди его учеников, . Его, «язычника» именно эта чувственность жизни, богатырская мощь и пленила в И. Уланове. Содержание картины оказалось, однако, богаче и сложнее. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией.
Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия – речь, видимо идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Фигура протодиакона нарисована слегка в развороте. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. Третьякову.
Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. И совсем не случайно Репин избрал именно Курский крестный ход, ежегодный, «традиционный», вызывавший возмущение всей прогрессивной России в те времена. Он заклятый враг турецкого султана, не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, что султану чихалось, точно он понюхал табаку с тертым стеклом. Репин забыл о конкурсе, об Академии.
Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Мне минутами становилось страшно». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие. Среди его учеников, .
В эту минуту в комнату вошел Христос. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. «Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, а кажется, слышен его громовой хохот.
Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего. » (Письмо И. Е. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств. Гигант Иван Уланов, чугуевский протодиакон, смотрится монументальной карикатурой на «Зевса» (Мужик с дурным глазом) Ивана Радова.
1877Холст, масло, 113 x 86Государственная Третьяковская галерея», «ПироговПортрет хирурга Н. И. Пирогова. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Стрепетовой. Перова. Подземные трубы связывали его с многочисленными родниками и даже с прудом и озером, которые и поныне находятся на территории бывшей обители. Это и есть выражение репинского демократизма.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Отсюда и подхалимство в советской России. В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Не доносчик ли. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В этом легко убедиться, попробовав закрыть правую руку. Берег Волги. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Глядя на «Протодиакона», невольно вспоминаются карлики и шуты Веласкеса. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. Какая трудная вещь – кончить картину. для оживления и разнообразия другую руку отставляет в сторону. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью.
Среди его учеников, . Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Он со своей большой и открытой душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, понимает, что сломлен ими. Все цвета темные и слегка отличаются оттенком. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. характерностью и выразительной силой натуры сказалось в том темпераменте, с которым написан «Протодиакон».
Здоровье шло на убыль. Сам Репин очень любопытно охарактеризовал свой живописный персонаж: «А тип преинтересный. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Убийство свершилось.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
На лице изображена гордость и какая-то напыщенность. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. А тип преинтересный. Заклинания и чад лампад вместо лекарств, дезинфекций, прививок, больниц.
Нестеров. Да ведь это целая огнедышащая гора. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вот таким образом сам образ и «выносит приговор о явлениях жизни». Горемыкина и Н. Н.
После реформы Академии он становится ее профессором. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло. Фон немного светлее, а сам портрет более темный, но с некой яркостью. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Казалось, она спит. Правда, в те времена, когда писалась картина, Репин не мог знать некоторых интересных подробностей, связанных с «чудодейственными» деяниями, творившимися в «Коренной пустоши». Конца не предвижу: туго идет.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. и в других портретах. Ряса и скуфья на голове пошиты из темного бархата. Взгляд изучающий и грозный.
Эта рука с большим посохом не только подчеркивает вертикализм общего построения портрета и его формат, но и способствует его «картинности». Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Крестный ход — против болезней. Это превратилось в школу угодничества. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать.
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника.
Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться.
Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
1885Холст, масло, 199. 5254Государственная Третьяковская галерея», такие портреты, как «ЗабелинПортрет историка И. Е. Забелина. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина.
Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Другой рукой он придерживает складень, висящий на серебряной цепи, на шее. 1882Холст, масло, 64. 7 x 53. 5Государственная Третьяковская галерея». Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2).
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина.
Среди его учеников, . В его дом каждую среду съезжались гости. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В «Протодиаконе» перед нами большой сложный образ ложно направленной искаженной социальными условиями жизненной силы. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии.
В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Торс его мощный и могучий, хотя лицо уже не молодо и покрыто густой седой копной волос. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Публике картина понравилась.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л.
Церковники уверяли, что «Курская чудотворная» — о ней рассказывали, что она чуть ли не самая древняя на Руси, — излечивает и от хвори и от недугов, что она приносит счастье тем, кто ей поклоняется, кто участвует в крестном ходе. Действие происходит в тюремной камере. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891). Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали».
Первый замысел картины относится к 1878 году. Против всего этого и поднял свой голос великий художник. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы.
Открывается персональная выставка произведений художника. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Комната небогатой интеллигентной семьи. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Однако сил оставалось все меньше.
Далее художник не раз обращается к образу революционера. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
В руке он держит длинный посох, украшенный вверху драгоценным металлом. Впрочем, так ли. Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В. А. Репина с детьми идет по меже. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества – Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова – изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва.
Вовторых, «Протодиаконом» отмечено начало многолетней работы Ильи Ефимовича над его прославленным Крестный ход в Курской губернии, картиной, где будет дана вся Россия. Сам образ протодиакона автор сделал сложным и противоречивым. Стасов присылает ему все, что он просит. Среди его учеников, . Портрет был сделан всего за четыре сеанса. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
». В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Каждая картина, портрет Репина были событием», – вспоминал младший современник художника М. В. Среди его учеников, . Вегетарианцем стал и сам Репин. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876).
А глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина.
В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Б. М. Кустодиев. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу. Среди его учеников, .
Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых. отметил в «Протодиаконе» «артистизм своего дела». Репин встречал их по средам. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. Вероятно, его владелец весьма неравнодушен к хмельным напиткам. Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Витте», 1903). Перед нами было Убиение Грозным сына. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
В этом глубокая человечность и художественная высота репинского «Протодиакона». Лучшее в картине – образ самого пропагандиста. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Чем же может быть вызвано это затруднение, художник предоставил решить зрителю. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. «В истории сакрализовали всякую мерзость под напором «царства Кесаря», под корыстными социальными влияниями.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Это осталось и сейчас, когда нет уже, слава Богу, лживого «православного государства».
Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. Правая рука, лежащая на животе, смотрится так же фронтально, как и лицо, а вместе с тем своим положением как бы продолжает трехчетвертной поворот туловища, в то время как левая рука снова выводит взгляд в сторону лица. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Его реалистические полотна составляют славу и гордость русского искусства.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Мы видим Мусоргского именно таким, каким он был в последние дни своей жизни: с отекшим от болезни лицом, всклокоченными волосами, одетым в серый больничный халат. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. «Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М.
Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Позже он писал о себе: Я человек 60-х годов я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует.
Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего». Нет таких форм рабства, деспотизма и обскурантизма, которые не были бы освящены традицией. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Так ли это – судить зрителям. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина.