Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. «запорожцы» (1891 год)Кроме того, в процессе работы над «Запорожцами», помимо сотен эскизов и карандашных набросков, Илья Репин написал три масляных варианта картины. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли». "бурлаки на Волге" – всемирно известная картина Репина, которую Достоевский назвал "торжеством правды в искусстве".
Предлагаем всмотреться в семь картин Репина, на которых жизнь предстает во всем ее многообразии. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы. Если рассматривать картину с современных позиций, то возможно совершенно другое восприятие картины, так как итоги революции далеко не так радужны, как представлялось в свое время Репину и его единомышленникам. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репин изобразил в картине несение чудотворной иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление к верующим.
Картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», Репин приезжал писать в прилегающую к Екатеринодару (Краснодар) станицу Пашковскую, так что чуть менее половины морд на полотне принадлежит кубанским казакам конца XIX века. Картины Репина с названиями помогают узнать, кем же были эти жители девятнадцатого века. Не похожа на первые две третья историческая картина Репина — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург).
Немецкий искусствовед Норберт Вольф провел параллель между картиной Репина и процессией проклятых из «Божественной комедии» Данте. За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство. Замысел второй исторической картины появился у Репина в начале 1880-х годов под влиянием кровавых событий, захлестнувших Россию.
Сюжет картины Репину навеяла музыка Николая Римского-Корсакова. И о том, что картина «Сыноубийца» не эскиз, как может показаться в начале, говорит почти стершаяся надпись «Илья Репин 1909 год». В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Картины великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (24 июля 1844 – 29 сентября 1930) считают магическими и загадочными. Но Репин убедил, что Третьякова, как замечательного человека, патриота, создателя первой национальной картинной галереи, должны знать именно в лицо.
Эту картину Репин написал в Париже, где он страстно тосковал по Родине, ему казалось, что в картине Садко он выражает эту тоску. В процессе работы над картиной Репиным были написаны этюды-портреты ее персонажей. Дело не в качестве картины: с задачей Репин справился достойно.
Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист. О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства. Говоря о том, какие есть картины художника Репина с названиями известными всем, невозможно не вспомнить об этой. Так, Ф. А. Бруни, занимавший в то время должность ректора Академии художеств, назвал творение Репина «величайшей профанацией искусства», в то время как В. В. Стасов поставил его в один ряд с «самыми замечательными картинами русской школы».
Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Репин изобразил Софью в Новодевичьем монастыре, в келье, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие в стрелецком бунте против Петра I. Чтобы картина была более живой, художник изучал все особенности той эпохи, костюмов, обстановки. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Не доносчик ли. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Общение с прежними друзьями было только заочным. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Стасов присылает ему все, что он просит.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель.
Казалось, она спит. Немногие детали — растрепавшиеся волосы Софьи, ее расширенные горящие глаза, складка между нахмуренными бровями, сдвинутый стул и смятая скатерть, покрывающая стол, — говорят о том, что лишь минуту назад погасла вспышка ярости, охватившая царевну. Берег Волги. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение.
Но за всем этим очень яственно видны чистые, как родниковая вода, печальные, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Убийство свершилось.
Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе.
Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург).
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. За окном летний день. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Мне минутами становилось страшно. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Работал весь день, не замечая времени.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и на территории Санкт-Петербурга одновременно.
Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Церковные заказы позволяли Репину заработать немного денег и, скопив сто рублей, в 1863 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств. Рассмотрим "ближний круг". Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Репин встречал их по средам. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. На моих друзей она производила то же впечатление. Репин стал очевидцем казни народовольцев. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. С историческим документом — письмом запорожцев Махмуду — Репина и других художников, входивших в Абрамцевский кружок, познакомил ученый Д. И. Яворницкий, занимавшийся историей Украины. Вся центральная часть написана самим Репиным. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. 2. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. В его взгляде осуждение и тревога. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В эту минуту в комнату вошел Христос. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Так ли это – судить зрителям.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Она ушла из жизни в 1931 году55. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Все заняты.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Пятый факт. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. А, может Впрочем, у каждого может быть свой ответ и своя трактовка этого непридуманного сюжета, в основу которого художник положил собирательный образ русских революционеров.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Он идет прямо к матери. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе, где он оказался лицом к лицу со своими врагами. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». — 25 лет – большой срок и для искусства и для жизни самого художника, вот таким образом и картина получилась иная, — отмечает Наталья Бакина. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение. Они словно противопоставлены друг другу. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Этюд получился превосходный. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Америка—Франция—Россия. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Публике картина понравилась. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. В 1878 году, гостя в Абрамцеве, Репин услышал рассказ украинского историка о том, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Первый факт. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Запорожцы, возмущенные такой наглостью, ответили султану посланием, полным грубоватого юмора. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Возвращается в Россию летом 1876 года. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что абсолютно отвечает истории». Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Репин считал сам эту картину красивой. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Посетителям воронежского художника музея им. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Полотно Илья Ефимович создавал в Париже, где в то время завершал свое художественное образование. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В его глазах читается печаль, тоска. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Репин никуда не делся.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Глаза ясные и добрые. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины. М. Бунакову.
О чем эта история. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Л. Н. Толстого». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Внимание художника тяготит их. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Она была закончена только в 1891 году. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Много учился на написании портретов близких и друзей.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.
Эта история получила название «бунт 14». Третьяков»109. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.