Иван Павлович Репин (1917—2003)— майор СоветскойАрмии, участник ВеликойОтечественнойвойны, ГеройСоветскогоСоюза (1943). Репин Иван Иванович, генерал-лейтенант, проживает в доме Назимова по Фонтанке 426 в 4 Адмиралтейской части 5 квартал. Адрес -календарь со Штатом Российской империи за 1805—1810 года содержит информацию о Репине Иване, правителе Константиновской крепости на острове Нученке Американского поселения Аляски. Отцовская любовь, ужас, горе, раскаяние, буря чувств, охвативших его после приступа безудержной ярости, – все эти сложнейшие переживания Ивана IV переданы И. Репиным с непревзойденной экспрессией. Репин Иван записан как подполковник Воронежского Гусарского Легко-Конного полка сверх комплекта. Награда-орден св. Владимира 4- ой степени.
Иван Павлович Репин (1917—2003)— майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943). Адрес -календарь со Штатом Российской империи за 1805-1810 года содержит информацию о Репине Иване, правителе Константиновской крепости на острове Нученке Американского поселения Аляски. Он является акционером Американо-Российской компании. Репин Иван записан как подполковник Воронежского Гусарского Легко-Конного полка сверх комплекта.
Впервые мысль написать горестный эпизод из жизни Ивана IV Грозного пришла Репину в 1882 году после концерта Римского-Корсакова на Московской выставке. В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Спустя почти четверть века банкир Павел Рябушинский заказал Репину авторское повторение знаменитой картины «Иван Грозный и сын его Иван». Иван Павлович Репин родился 7 октября 1917 г. в деревне Лыстем Селтинского района УАССР в крестьянской семье.
Иван Репин родился 23сентября 1917года в деревне Лыстем (ныне— Селтинскийрайон Удмуртии). Репин Иван Иванович, генерал-лейтенант, проживает в доме Назимова по Фонтанке 426 в 4 Адмиралтейской части 5 квартал.
Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». 12 сентября 1943 года командир орудия 6-го артиллерийского полка старший сержант И. П. Позднее некоторые из них легли в основу одного из самых важных в творчестве мастера полотен – «Бурлаки на Волге».
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. 13 октября 1800 г. Репин и Кожин были отданы под суд Правительствующего сената, причём Репина император исключил из службы «с отобранием патентов» (лишением чинов).
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нем» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За оборону Сталинграда». Имя Героя увековечено на стеле у Вечного огня в сквере Победы в Ижевске.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Однако сил оставалось все меньше. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Открывается персональная выставка произведений художника. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой.
За особые заслуги по этой деятельности Репин в 1810 году получил орден св. Нападавшего признали невменяемым и отправили в лечебницу для душевнобольных. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
И не только кровью своего сына, но и кровью жителей Новгорода и Пскова, Твери и Полоцка, кровью безвестных смердов и всем ведомых «изменников». Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») — психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Репин Илья Ефимович родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы». Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Третьяков получил предписание хранить ее в недоступном для посетителей месте. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Этот тиран, деспот, убийца, одной ногой уже стоящий в могиле, весь испачкан кровью. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Владимира 4-ой степени. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Первый факт. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону историка искусств и музыкального критика Владимира Васильевича Стасова, то «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Пятый факт. Здоровье шло на убыль.
— руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников — Борис Михайлович Кустодиев и Игорь Эммануилович Грабарь. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже были написаны как академический заказ. С 1870 года Репин отправляется на пароходе вниз по реке Волга. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа.
Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нём» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Ведь картина просто поражает своей неподдельной искренностью, тщательной технической проработкой мельчайших деталей и трудоемкой прорисовкой всех действующих лиц. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. идеалистов», — свидетельствует сам мастер (в письме украинскому живописцу Николаю Ивановичу Мурашко, 1880) и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холстХолст в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Зрителей впечатляет и яркая выразительность натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.
2. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. 29-летний иконописец Абрам Балашов с криком «Довольно крови» нанес три удара сапожным ножом, повредив лица персонажей. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Репин встречал их по средам.
В апреле 1885 года по представлению обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева картина была снята с выставки. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», — писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Репин дважды подавал прошения об отставке. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Зато они настигли его в Москве. в 1765 г. зачисленный в службу солдатом л. -гв.
Репина находился на огневых позициях. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Заново отстроенный дом с мастерской был назван им «Пенаты».
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев.
Публике картина понравилась.
Известный искусствовед Н. М. Молева считает, что начало всему положила первая часть драматической трилогии А. К. В 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии (со старшинством с 6 июля 1806 года) и откомандирован для приготовления к походу тридцати башкирских и десяти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Францией Тильзитского мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 все — Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) — с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, — удивляет своим загадочным аллегоризмом. Четвёртый удар ему помешал сделать служитель музей.
Сведения об этих зверствах дошли до Павла I и вызвали его возмущение. Первый замысел картины относится к 1878 году. В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. 1 ноября 1958 года уволен в запас в звании майора по болезни.
В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. По возвращении с места военных действий, Репин отправился в г. Пензу для свидания с родными и здесь, во время поднявшегося Пугачевского бунта, был выбран дворянством на службу, в силу манифеста, дававшего такое право желающим офицерам, находившимся в отпуску или в отставке за это Р. 29-го октября 1774 года был произведен из сержантов гвардии в капитаны армии и определен в Черниговский пехотный полк. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Алая кровь, текущая из раны на виске царевича красные, похожие на кровь тени в складках его кафтана темно-красная лужа крови на красном ковре – все это создает напряженность колорита, находящегося в гармонии с изображенной на картине трагедией. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров.
Портреты Элеоноры Дузе (1891, ГТГ), В. А. Серова (1901, ГТГ), М. К. Тенишевой (1898, ГТГ), И. С. Остроухова (1913, ГТГ) и другие отличаются крепким красивым рисунком Наступают годы широкого общественного признания Репина. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. С начала битвы на Орловско-Курской дуге расчёт И. П. Величие характеров, любовь к свободе хотел запечатлеть художник в запорожцах, «удальцах» и «даровитейших людях своего времени», как говорил о них Репин. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). После Великой Октябрьской революции «Пенаты» оказались отрезанными от родины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Наконец, 16 февраля 1816 года ему повелено было присутствовать в Правительствующем сенате, во 2-м департаменте, а в июле того же года было особо Высочайше повелено «казённых денщиков оставить при нем» 6 сентября 1817 года Репину повелено было присутствовать в Межевом департаменте Сената. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осуждёнными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на Указ Правительствующего сената от 21 августа 1800 года, в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Она отмечает у него попытку увидеть в легендарной личности смертного человека со всеми страстями и слабостями его. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Битье началось при восходе солнца и продолжалось до 2 часов пополудни. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Среди них были футуристы и приверженцы авангарда. Дочь бывшего малороссийского генерал-губернатора князя Николая Григорьевича Репнина (Волконского) и княгини Варвары Алексеевны, урожденной графини Разумовской, она детство свое провела в Полтаве, где архимандрит Сильвестр преподавал ей Закон Божий, К. И. Левицкий—русский язык, M-lle Вильдермет — историю, географию и арифметику, Аккерман—немецкий язык, Гауптман—музыку, Д. А. Шпицмейстер—рисование и танцы. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. С июля 1931 по май 1933 года работал счетоводом в колхозе «Танк» Старозятцинского района Удмуртской АССР. А для головы царя, уже во время работы над холстом, И. Репину позировали художник Г. Г. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Кусок новой репинской живописи заплатой лег на старую картину.
В мае 1799 г. Репин был назначен командиром Ольвиопольского гусарского полка и уже в октябре был произведен в генерал-лейтенанты, а в 1800 году, 4-го марта, уже с чином генерала от кавалерии, снова был отставлен от службы, но в июле месяце того же года, по Высочайшему указу, был послан на Дон для ревизии атаманских дел и Войсковой Канцелярии сверх того, ему было поручено наблюдение за ходом и ускорение окончания возникшего тогда дела Грузиновых, обвинявшихся с товарищами в государственном преступлении для этой же цели вместе с ним был послан генерал Кожин. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Стар. " 1897 г., кн. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Иван Грозный у И. Репина страшен. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. «Я человек 60-х годов, .
3 октября 1943 года при форсировании реки Днепр был ранен и контужен. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Репину Ивану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда ( 1686). После выздоровления из полевого госпиталя 5 ноября 1943 года был направлен командиром орудия 28-го зенитного полка 4-й Армии 1-го Украинского фронта. В 1830 году Репин был уволен в отпуск до излечения болезни. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. 13 октября 1800г. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Сначала она находилась в коллекции Рябушинского. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Это, пожалуй, главное отличие от произведения изТретьяковской галереи. Третьяков»109. Проблема героя всегда была важнейшей в русской исторической живописи. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репин скончался. В 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии (со старшинством с 6 июля 1806 года) и откомандирован для приготовления к походу тридцати башкирских и десяти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Францией Тильзитского мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 1789 году он был послан на передовые посты против десанта, сделанного Королем Шведским в Биоркэ и здесь, с 22-го мая во 23-е июля, был ежедневно в делах с неприятелем, за что и был награжден, 23-го мая 1790 года, орденом св. М. Бунакову. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Как бы там не было версия сыноубийства была принята Репиным положительно. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. И. Н. Крамского повезло — у них есть возможность увидеть вариант картины «Иван Грозный и сын его Иван» знаменитого Ильи Репина.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В 1922-1925 И. Е. Боголюбова, близкого ко двору, запрет был снят. Большая золотая медаль дает Репину право на поездку во Францию. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т. е.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Погиб командир батареи и старший сержант И. П. Мне минутами становилось страшно». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1830 году Репин был уволен в отпуск до излечения болезни.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Общение с прежними друзьями было только заочным. Особенно привлекала художников личность Ивана Грозного. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. 19 мая 1799 года Репин был назначен командиром Ольвиопольского гусарского полка и уже 29 октября был произведён в генерал-лейтенанты, а 4 марта 1800 года снова был отставлен от службы с производством в полные генералы, с ношением мундира и пенсионом полного жалования но в июле месяце того же года, по Высочайшему указу, вновь был принят на службу в чине генерала от кавалерии и послан на Дон для ревизии атаманских дел и Войсковой Канцелярии сверх того, ему было поручено наблюдение за ходом и ускорение окончания возникшего тогда дела Грузиновых (Евграфа и Петра), обвинявшихся с товарищами в государственном преступлении для этой же цели вместе с ним был послан генерал Кожин.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Илья Ефимович подозревал, что безумца подговорили совершить злодеяние художники так называемого «нового искусства». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Из детских воспоминаний" (1888, 5), "Из воспоминаний" (1889, 5), "Из письма к издателю" (1889, 12) "Из воспоминаний о Гоголе" (1890, 10), "Воспоминание о бомбардировании Одессы в 1854 г. " (1891, 11), "Из автобиографических записок" (1897, 7) Переписка с Шевченко—"Киевск. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины «Парижское кафе» (1875, частное собрание, Стокгольм) и «Негритянка» (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно «Садко» (1876, ГРМ). Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Вскоре после окончания работы у художника начала сохнуть правая рука. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Далее, в 1805 году, Репин был пожалован землею, но, по невозможности населить ее, просил принять ее обратно в Казну, за что было Высочайше повелено видать ему 16000 рублей. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью. Чуковский после смерти художника выпустил в 1937 году сборник его мемуаров и статей об искусствеИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. при Высочайшем рескрипте и был сделан Шефом Бакинского гарнизонного полка. В селе Селты Удмуртской республики на Аллее Героев установлен бюст.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Каждый из портретируемых изображен ярко-индивидуально, с теми неповторимыми чертами, которые особенно полно раскрывали существо и характер человека. Она была закончена только в 1891 году. порождение и понимание текстов. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21 августа 1800 года, — в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом». В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
Давал также частные уроки В. А. Серову. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Это было то, что нужно для моего царевича. Возможно, вот таким образом картина не выглядит такой устрашающей, как классическая версия.
Под псевдонимом Лизварской княжна Репнина издала "Письма к молодой женщине о воспитании" (СПб. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком., — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.
В Воронеже картина пережила эвакуацию во время Великой Отечественной войны, а потом снова вернулась в постоянную экспозицию. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В поездке копилка мастера пополняется многочисленными зарисовками и эскизами.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. — «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, там же).
Репин неоднократно называл Бунакова самым лучшим из чугуевских мастеров. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». За особые заслуги по этой деятельности Р. в 1810 году получил орден Анны -ой степ. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах.
Бларамберг. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Большого мастерства Репин достиг в области графического портрета. Пятый факт. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Похоронен в Киеве на Городском кладбище Берковцы. Награжден орденом Ленина (16. 10. 1943), орденом Красного Знамени (04. 1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (11. 03. 1985), тремя орденами Красной Звезды (22. 03. 1943, 29. 08. 1943), медалями, в т. ч. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Поза сына похожа на фигуру Христа в полотне Эль Греко «Снятие с креста». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом., композицию — общей драматической задаче.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург.
Мальчик рано начал увлекаться искусством. Первые шаги на пути решения художественных образов И. Репин сделал с помощью своего единственного учителя – П. П. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Н. И. Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В этом бою его батареей было уничтожено 15 танков и 400 вражеских солдат и офицеров.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог.
За эти отличия Репин был награжден орденом св. Репину обезображенные лица пришлось восстанавливать практически заново. Портрет Ивана СеченоваРеализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Посетителям воронежского художника музея им. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Сам Репин никогда не верил, что Балашов является психопатом – одиночкой.
22 июля 1808 года он был назначен комендантом в город Баку (из Кавказского календаря на1889г. (Тифлис, 1888). Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». После реформы Академии он становится ее профессором. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. 22 июля 1808 года он был назначен комендантом в город Баку (из «Кавказского календаря на1889г» (Тифлис, 1888)в чине генерала от кавалерии)и, сверх того, ему поручено было управление Бакинской, Дербентской и Кубинской провинциями, а также ведение политических сношений с соседними ханствами. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1917 году Илья Репин написал новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор., — эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, — от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Она была знакома с Гоголем и Т. Г. Шевченко, вела с ними переписку и напечатала о Гоголе интересные воспоминания. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же несколько портретов Николая II, 1890-е годы).
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Правда, через три месяца, по ходатайству художника А. П. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Сведения об этих зверствах дошли до Павла I и вызвали его возмущение.
Авторское повторение «Иван Грозный и сын его Иван» попала в воронежский художественный музей в 1926 году. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Член ВКП (б)/КПСС с мая 1943 года. Жил в Киеве. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Толстого. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Она ушла из жизни в 1931 году55. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Осовременивая мотивы отечественной истории, Илья Репин превращал картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Америка—Франция—Россия. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
В 1823 году княжна была назначена фрейлиной, в 1850-х гг. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Илье Ефимовичу даже приписывают такие слова: «Иван Михайлович был поистине невероятным художником и занимал место в одном ряду с Гольбейном». Восстановить живопись должен был сам И. Е. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Работал в Киевском государственном университете.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Кроме того, приведение приговора в исполнение совпало с днём тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги наследника престола (то есть с одним из государственных праздников, в который все приговоренные к телесным наказаниям и казни традиционно получали помилование, чего Репин и Кожин не могли не знать). Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Орудие Балашов достал из сапога. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Растущий социальный разлад, волна антимонархического террораТерроризм (террор) (от французского terreur — страх, ужас) — термин вошел в употребление в конце 18 века для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Они призывали «сбросить с парохода современности Пушкина, Достоевского и прочую всяческую мертвечину». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год я работал завороженный. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Имя Ильи Ефимовича Репина — одно из самых великих среди имен русских художников. Купивший ее П. М. Но Репин и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осуждёнными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на Указ Правительствующего сенатаот 21 августа 1800 года, в котором было повелено «Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом». Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. А синеватый полумрак палаты и проникающий в нее из небольшого окна холодный рассеянный свет еще больше усиливают драматическую напряженность изображенной сцены. Но Р. и Кожин задержали повеление до тех пор, пока казнь над осужденными не была приведена в исполнение, — опираясь в своих действиях на предшествовавший указ — от 21-го августа 1800 года, — в котором было повелено "Евграфа Грузинова, полковника гвардии, за измену (его обвиняли в непочтительных отзывах о Государе), лиша чинов и дворянства, нещадно бить кнутом". Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Хранитель галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Более двенадцати лет работал он над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891, ГРМ). Но Репин создал на базе многочисленных натурных этюдовЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное) исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Острое чувство современности было определяющим в творчестве Репина.
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера», но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Русский.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Старший сержант И. П. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Критики хорошо отозвались о проделанной работе. Репин мечтал вернуться на родину. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Вегетарианцем стал и сам Репин. действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ефремовича Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя подарил в советские музеи свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями (такими, как Исаак Израилевич Бродский и Корней Иванович Чуковский).
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Каждый персонаж переживает что-то своё.
Спустя 28 лет в 1913 году в Третьяковской галерее на нее было совершено покушение. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др. ) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. Репин и Кожин были отданы под суд Правительствующего сената, причём Репина император исключил из службы «с отобранием патентов» (лишением чинов).
Л. Н. Толстого». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Чистякова.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин принял командование на себя. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Репин, специально для этого приехавший из Куоккалы. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Л. Н. Толстой (1887, ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ).
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В цветовом построении картины И. Репина преобладает интенсивный красный цвет. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Окончил восемь классов, затем – курсы счетоводов в районной колхозной школе.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. За особые заслуги по этой деятельности Репин в 1810 году получил орден св. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
По словам В. И. Яковенко, "она имела благотворнее влияние на Шевченко он называл ее своим "добрым ангелом" и благоговел перед нею, хотя она и не могла отвлечь его от "полтавских и черниговских безобразников": тут нужно было кое-что посущественнее хорошего, доброго, участливого слова". В его мастерской учатся молодые художники: И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Б. М. Кустодиев. Иван Грозный убивает своего сына картина написана Ильей Репиным в 1885 году. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Возвращается в Россию летом 1876 года.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. Однако не только у него эта картина вызвала неподдельные эмоции. Его решение по своей смелости было просто дерзким. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Уже в возрасте тринадцати лет он занялся живописью. Создается впечатление, что кровавое пятно расплывается на все пространство картины.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. поселилась в Москве, где и жила до смерти. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаИлья РепинГоды жизни: 05 августа 1844 — 29 сентября 1930Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникИлья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев.
Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). В руках прислуги были зажженные фитили. Уже в 1807 году Репин вновь был принять на службу генерал-лейтенантом по армии и откомандирован для командования и приготовления к походу 30-ти башкирских и 10-ти калмыцких команд, расположенных в нескольких внутренних губерниях но, по заключении с Франциею мира, войска эти были распущены, а Репин получил Высочайшую благодарность. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Время, отведенное для этого путешествия, художник использует с пользой для творчества. не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
И. Грабарь насухо стер положенные И. Репиным краски (художник к тому времени уже уехал) и «заправил», как выражаются специалисты, потерянные места акварелью, покрыв их потом лаком. Через несколько месяцев И. Е. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Был профессоромПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Мясоедов и композитор П. И. для меня еще не умерли идеалыИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. «Тургенев»Кисть Ильи Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.
Уже религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869 «Воскрешение дочери Иаира», 1871 обе — Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа — уроки старых мастеров, рисунок, цветЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Скончался 16 июля 2003 года.
Репин не отступил даже тогда, когда остался один на один с врагом. Репин написал едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. — сенатор дворянин по происхождению, он родился в начале 1750-х гг. 1866) все остальные ее заметки-воспоминания напечатаны в журнале ("Русский Архив": "Из воспоминаний о прошлом" (1870, 8—9), "Письмо к издателю" (1872, 10), "Генеалогическое подтверждение о князьях Репниных" (1877, 7), "К биографии Шевченко" (1887, 6), "Письмо к издателю" (1887, 9), "Встреча с Императором Александром Павловичем. Стоит заметить, что его создание осуществлялось на заказ самого князя В. Александровича.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Кроме того, приведение приговора в исполнение совпало с днём тезоименитства Великой княгини Елизаветы Алексеевны, супруги наследника престола (то есть с одним из государственных праздников, в который все приговоренные к телесным наказаниям и казни традиционно получали помилование, чего Репин и Кожин не могли не знать). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.