Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Первый факт. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Репин считал сам эту картину красивой. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Этюд получился превосходный. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Все заняты. За окном летний день.
Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине Вечорнищ (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу пореформенная Россияне социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции Крестный ход в Курской губернии (1880-1883, ГТГ). В его взгляде осуждение и тревога. К тому же и погода благоприятствовала работе. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Внимание художника тяготит их. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. Работал весь день, не замечая времени. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Убийство свершилось.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Вот она вещь в уровень таланту.
Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин забыл о конкурсе, об Академии.
В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. На моих друзей она производила то же впечатление.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Л. Н. Толстого». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть.
"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую.
М. Бунакову. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. О картине появилось много статей в периодической печати.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Каждый персонаж переживает что-то своё. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Автор концентрирует внимание зрителя именно на лице композитора, словно пытаясь передать секрет гения Мусоргского. Не доносчик ли. Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным.
Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Тщательно выписано сверкающее серебром оружие, кувшин с вином, небрежно брошенная на край стола колода карт, перо в руке писца. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Рассмотрим "ближний круг". Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. А свеча становилась ниже и тени менялись.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами).
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Она была закончена только в 1891 году.
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. я работал завороженный. Но он мечтает о большем. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична.
Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
«Как. Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Глаза ясные и добрые. Большая светлая комната с высокими окнами, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом. Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. м) Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года (1901-1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России.
Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Написан портрет вдохновенно. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Имя Репина стало широко известным.
Америка—Франция—Россия. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Репин встречал их по средам. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
И вот уже перед нами не царь, а отец. Стасов присылает ему все, что он просит. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Много учился на написании портретов близких и друзей. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Она ушла из жизни в 1931 году55. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Это вы сами. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. О картине появилось много статей в периодической печати.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Это лучше всех ваших академических работ.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
-— И. Г. ), они много смеялись». Отец ударил своего сына жезлом в висок. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Казалось, она спит. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Не случайно большинство портретов его работы поражают воплощенной в людях энергией и волей. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Вся центральная часть написана самим Репиным. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Возвращается в Россию летом 1876 года. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Репин стал очевидцем казни народовольцев. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Эта история получила название «бунт 14».
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Они словно противопоставлены друг другу. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Что за людская мозаика со всех концов России, – писал В. В. Стасов. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Мужа постоянно отправляли в далекие походы, а Татьяна Степановна, живя с детьми в военном поселении, чтобы прокормить семью, была вынуждена много трудиться на самых тяжелых и грязных работах. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ).
Силу человеческого духа увидели в картине современники. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Берег Волги.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В его глазах читается печаль, тоска. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Труд — вот что определяет и украшает человека.
— Да это превосходно. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Общение с прежними друзьями было только заочным. Он идет прямо к матери. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В то время как на Западе живопись неуклонно шла к упадку, мельчала и вырождалась, теряла глубокую идейную значимость, в России появлялись подлинные богатыри, могучие таланты, с Репиным во главе.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Мне минутами становилось страшно».
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Третьяков»109. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Мне минутами становилось страшно. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Имя Ильи Ефимовича Репина – одно из самых великих среди имен русских художников. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе.
— И. Г. ) посидеть мне смирно. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». Репин Илья Ефимович – великий русский художник. "Я родился военным поселянином. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Выставленная в марте 1873 года картина Бурлаки на Волге (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Крамской.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Публике картина понравилась. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Так ли это – судить зрителям.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. — сказал Крамской.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. художественный музей им. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Рисунок уверенный, лепка твердая. Подробность шекспировского комизма.
Имя Репина стало широко известным.
Пятый факт. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.