Я люблю запорожцев, как правдивых рыцарей, умевших постоять за свою свободу, за угнетенный народ имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Басина, Ф. А. Лицо этого запорожца не видно, но суверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходитвокруг.
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. уменьшает высоту фона над головами, выдерживает их сравнительно более на одном уровне, нежели в картине харьковского музея. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". сделал лицо более характерное: глаз он вдвинул глубже и улыбку сделал хитрее» (речь идет об образе Ивана Сирко). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Она служит красноречивейшим доказательством полного расцвета художественных сил у Репина.
Немалую роль в их сближении сыграло и то, что Эварницкий принялся помогать Репину с большой охотой и действительно сделал для него все, что мог: позировал сам для центральной фигуры писаря, подыскивал для Репина живую натуру среди современников-украинцев, рассказывал ему исторические события тех лет, снабжал его документальными материалами, ознакомил его с коллекциями предметов запорожской старины и, наконец, предоставил в распоряжение Репина собственное собрание украинских древностей: тут были и жупаны и сапьянцi (сафьяновые сапоги) и люльки всех размеров и оружие и даже графин, выкопанный с горiлкою в могиле близ места бывшей Сечи (очевидно, этот самый графин и написан на картине перед писарем — Эварницким). Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н. С. Лесков, написавший художнику, что в «Запорожцах» нет идеи.
«Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. – Какой это труд. Но никак нельзя ограничивать тему картины гомерическим хохотом. Можно сказать, что это один из генераторов идей письма. Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел.
— Об этой картине говорили давно и ждали многого. теперь изображает ее в большом пространстве. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.
И до сих пор история создания прославленного творения Репина остается малоуясненной. К моменту знакомства с Репиным Д. И. Эварницкий (1887 — 1940) сделал уже немало для изучения исторических судеб Запорожья. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Именно эти качества работ Эварницкого и представляли для Репина неоценимую прелесть.
Среди его учеников, . Здесь Репин использовал не только улыбку Мартыновича, но и черты его своеобразного лица. Работаю иногда просто до упаду. Репин «загорелся». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вариант. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода.
Но своей пестротой они соответствуют общему настроению веселья, буйному проявлению силы жизни в этой народной, «хоровой», по выражению Стасова, картине. затем сделал ее вариант для П. М. Третьякова. «Работал над общей гармонией картины, – говорил он в одном из писем.
Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. 1880-1891. Так, например, Серко написан с генерала М. И. Пусть будет так. Совпадает этот маршрут и с поездкой историка Н. Костомарова в 1873 году по местам бывших запорожских сечей, которую он осуществил незадолго до поездки самого Репина и ярко описал в своей «Автобиографии». Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Громадная картина целиком остается в памяти зрителя.
– Какой это труд. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). В этом сюжете для большого полотна на очень важную тему – тему жизни свободного народа.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). чего только тут не было.
В ней запечатлена удивительная мощь и выразительность репинской кисти. В них видит Гоголь воплощение лучших черт национального русского характера.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он сообщал Званцевой, уже заканчивая картину: «Работал над общей гармонией картины. Общительный, великолепно знающий подлинные документальные и археологические материалы изучаемой им эпохи, Эварницкий был в истории прежде всего художником-энтузиастом: недаром украинский поэт Я. И. Щоголев называл его завзятым запорожцем.
Личность, надо сказать, уникальная. принимается писать новую картину на тот же сюжет. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, . В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно — и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было — завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея. 203 х 358 см1880-е годы в творчестве Репина отмечены высочайшими достижениями.
Тут нет краски, нет искусственного подбора цветов. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Они закрывают прорыв в глубину, сохраняя вместе с тем ощущение большого пространства. Работаю иногда просто до упаду. Шевченко в 1843 году (места бывшей Запорожской Сечи, Качановка на Черниговщине, Киев), стала и для художника своеобразным паломничеством к национальным святыням украинского народа, знакомством и общением с украинской интеллигенцией. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине.
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). В Краснодаре на пересечении ул. С огромным мастерством художник вывел мощные характеры, добиваясь яркой выразительности и глубокой психологичности образов казаков во главе с атаманом Иваном Серко, передав их вольнолюбивый дух, удаль и сплоченность. Эту привязанность можно условно разделить на следующие этапы: детские и юношеские впечатления о родине – Слобожанщине, увлечение украиникой – историей и этнографией – во время обучения в Академии в Петербурге (1864-1871), знакомство с повестями Н. Гоголя в Париже во время пенсионерского пребывания за границей (1873-1876).
Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов. Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Ну, а судьба основного варианта картины сложилась счастливо.
Был переработан и перемещен на второй план справа бурсак. По словам художника, в Украине у каждого дьячка был список этого знаменитого письма. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении.
К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Еще бы. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода.
Среди его учеников, . если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Творческая история самой картины не совсем выяснена. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цвете и в околичностях. На ней, наверное, ктотоиз воинов в свое свободное время наигрывал мелодии и пел песни о родной Украине, охрабрости и свободолюбие ее народа, о стремлении к свободе его лучшихпредставителей — запорожских казаков. Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекаетвнимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногдакажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именносмех, хотя картина посвящена реальному историческому событию.
В контексте русской культуры обращение к этой теме также неслучайно. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет. Согласно преданию, в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное требование с повелением немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». Среди его учеников, . Среди его учеников, .
Из жанровой картины возникает большое полотно исторической живописи. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 1889 – 1896Холст, масло, 174 x 265Харьковский художественный музей вариант. Лица и фигуры написаны с такой силой выразительности, с такой пластичностью, что эти детали не могут их забить.
Художник был счастлив. одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Наконец, в полотнеЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. Но ведь аксессуары и фон собственно и делают художественное впечатление, чарующее или отталкивающее». некоторое время работает над обоими полотнами.
Хлопчика художник убрал, кинув на его место какой-то пестрый кунтуш (вот так: пожертвовал сыном ради исторической достоверности. ). чего только тут не было. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году.
К ним относится и законченное в 1891 году монументальное полотно «Запорожцы (пишут письмо турецкому султану)». Мы зачитывались эпосом Украины и Серов, пробыв в киевской гимназии около двух-трех лет, уже прекрасно смаковал суть украинского языка. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Он сосредоточенно думает о том, как бы «обласкать» Мухаммеда. запись в дневнике Жиркевича от 17 августа 1890 г. ).
Опишу как-нибудь этот любопытный сеанс подробно. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Вариант.
Репина критиковали за "историческую недостоверность" картины: в основном досталось хлопчику, набивающего люльки запорожцам, которого Илья Ефимович поместил в левом нижнем углу картины (кстати, писал он его со своего малолетнего сына Юрия), а еще автор получил по первое число за "белую свитку", развернувшуюся спиной к зрителям и занявшую всю правую часть картины. Идея его создания принадлежит администрации города. Да что об этом. Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса. Эта поездка дала необходимый историко-документальный и натурный материал, который вышел за рамки сугубо утилитарных задач как своим количеством (больше 400 этюдов), так и разнообразием тематики (архитектурные зарисовки, казацкая старина исторический пейзаж). Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
Среди его учеников, . И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». С зрительной достоверностью, но без всякого иллюзионизма, чувственно-непосредственно передает Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Так ее Репин и срисовал.
Какой это труд. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди людей, позировавших ему, были многие известные личности. Киевский искусствовед Ю. Беличко предлагает другую точку зрения – заимствование у И. Крамского эмоционально-психологического, а частично и композиционного замысла его незаконченной картины «Хохот» («Радуйся, царю иудейский»). Согласно уже хрестоматийной версии, толчком к его созданию послужило знакомство с историком Д. Яворницким, выдающимся знатоком истории Запорожья.
Среди его учеников, . Холст, масло. Произошло это, — как сообщает жена Эварницкого, — в 1887 г. (в публикуемых воспоминаниях дата начала знакомства не указана). Харьковские «Запорожцы» были написаны темпераментно, в теплой красно-охристой колористической гамме.
Он начинает поиски материалов изучение источников, «вхождение» в эпоху. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он висит в Третьяковской галерее. Конечно, я не тронул главного, что составляет суть картины – это-то есть. Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. — с иронией окончил Репин разговор на эту тему.
Очень устаю». Очень устаю». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Резкими и выразительными штрихами рисует Гоголь героев Сечи.
Вокруг писаря тесным кольцом сомкнулись казаки и наперебой советуют писарь свое. Он все забыл или ничего не знает из русской истории. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В другом письме: «.
Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Эварницкий не был чужд и вопросам искусства. Рубца.
Картина имеет два варианта. Старик от души хохочет.
Вся техника художника, приобретенная двадцатилетним опытом, получила блистательное применение на этом холсте. По поводу этого Репин писал Стасову: «Он не понимает и не верит в запорожцев. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил сам государь — император Александр III. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации — если бы, конечно, его удалось разыскать. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях.
Среди его учеников, . Вариант. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Оставил большое эпистолярное наследие. Идея его создания принадлежит администрации города. На момент позирования Репину он был командующим войсками Киевского военного округа, а позже – киевским генерал-губернатором. Все эти лица, как говорится, точно живые, точно рвутся с полотна. Он был в таких случаях крайне решителен.
Это не просто голытьба, пирующая, гуляющая, а члены «рыцарского народного ордена», каким считал запорожцев Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Он стал более похож на художника Мартыновича, чем на петербургской картине. Репин подарил его Яворницкому.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Для начала был найден исторический документ. Радуясь удачному острому словцу, они смеются над кичливым султаном. Среди его учеников, . Композиция харьковского вариантаЗапорожцы пишут письмо турецкому султану. В другом письме: «. Темой своей магистерской диссертации Эварницкий взял Историю запорожских казаков.
Центральным персонажем картины И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» является атаман Сирко. Интересен тот факт, что этот атаман является земляком живописца и родился, как и художник, в Харьковской губернии в селе Мерефа. В правом углу полотна виднеется старик, уже высохший, одетый в красную одежду, с белой шапкой на голове и с мечом на поясе. Старик от души хохочет. От смеха он едва удерживается на ногах и, видимо, вот таким образом положил руку на плечо казака, сидящего за столом перед ним. Лицо этого запорожца не видно, но с уверенностью можно сказать, что ему тоже очень нравится все то, что происходит вокруг. Смеются и другие казаки. Выделяется на картине голый по пояс казак. Это, скорее всего, большой любитель игры в карты, которые во времена Запорожской Сечи очень часто использовались в качестве главного развлечения в редкие часы отдыха. Это делалось для того, чтобы некуда было спрятать карты. Копия была сделана в XVIII веке. Основные персонажи (писарь, казак в центре с искалеченной рукой, полковник, которого в петербургской картине принято называть Тарасом Бульбой, казак без рубашки) были написаны Репиным сразу, небольшие изменения внесены лишь в детали одежды, сумки, расположение бандуры.
Разнообразие чистых, сочных тонов хорошо передает яркую красочность быта запорожцев и в значительной мере обусловливает жизнеутверждающее, оптимистическое звучание произведения. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Они начинают более окружать стол.
Сохранилось предание о том, что в 1675 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожским казакам грозное и высокомерное послание, в котором повелевал им немедленно «добровольно и без всякого сопротивления» сдаться. Неффа (1864-1871). Остап, бесстрашно поднимающийся на плаху, Бовдюг, страстно призывающий к товариществу Мосий Шило, преодолевающий неимоверные препятствия, чтобы вернуться в родную Сечь Кукубенко, высказывающий перед смертью свою заветную мечту: «Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы», — этим людям свойственна одна общая черта: беззаветная преданность Сечи и Русской земле. Так дело тянулось долго.
Она встречена общим и горячим одобрением. Колоритные строки запорожского послания и вдохновили Репина на создание картины. Мурашко первым оценил композиционное преимущество второго полотна, созданного на основе эскиза 1879 года (Государственная Третьяковская галерея), отличавшегося жанровостью и экспрессией. По этой причине ни слова нет о картине в книге Далекое близкое.
В ответ они сочинили язвительное письмо, полное народного юмора и презрения. Репин впервые услышал об этом письме в 1878 году и, покоренный образом мужественного, жизнерадостного, непорабощенного народа, тогда же сделал первый набросок будущей картины, над которой трудился в течение тринадцати лет. Скорее всего, полуголого казака написание письма так заинтересовало, что он оставил игру в карты идаже забыл одеться. К большому столу, за которым казаки пишут письмо, ктото прижал домру, традиционный музыкальный инструмент запорожских казаков. Так что повторное знакомство с его текстом только натолкнуло художника, по его признанию, немедленно взяться за картину. Сюжет картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» основан на одном из преданий.
Совет искусствоведа М. В. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Он тщательнейшим образом изучил историю и быт Запорожской Сечи, совершал поездки на Украину, собирал бытующие в народе предания о запорожцах, читал исторические труды, обращался к архивным документам.
Автор композиции— скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Фигуры изображаются поясными. Кто-то предлагает назвать султана «старшим подсвинком его свиньи», кто-то называет его «кривым братом рогатого черта». Один казак, которого рассмешили такие обращения, даже наклонился на бочку, что стоит рядом со столом. Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб – «оселедец», а одевали мальчика в запорожский костюм – желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары.
А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Первое документальное упоминание о полотне датировано 26 июля 1878 года. приходилось порой приносить большие жертвы. Среди его учеников, .
Я, султан, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель гроба Господня, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан — повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападками не заставлять беспокоиться. Я люблю поляков за их культурность – теперь. Репин подарил его Яворницкому. Среди его учеников, . Идея его создания принадлежит администрации города. Существует миф, что Дядя Гиляй изображал хохочущего толстяка в белой папахе.
Вся композиция приобретает компактность. В «ближнем» к зрителю кругу видна фигура казака с люлькой, нависшим над писарем. В нем словно «звучат» разные оттенки смеха, служащего выражением горделивого чувства внутренней независимости. В Краснодаре на пересечении ул. И Яворницкий и Мурашко пишут об одновременной работе над двумя вариантами – петербургским и харьковским, называя их «двумя большими картинами на одну тему».
Смеются и другие казаки. Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Учитывая тот морально-этический запрет на заимствование тем и сюжетов, существовавший в художественной среде, можно объяснить окончание картины уже после смерти И. Крамского в 1887 году. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» привлекает внимание своей красочностью, она так искрится положительной энергией, что иногда кажется, что на знаменитом полотне главным незримым персонажем является именно смех, хотя картина посвящена реальному историческому событию. Все персонажи произведения известного живописца создают впечатление не только удали и веселой бесшабашности, но и какой-то необычной внутренней силы, которая была свойственна только лучшим сыновьям украинского народа — представителям Запорожской вольницы. Среди его учеников, . Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях.
Среди его учеников, . Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова— «История казачества в южнорусских песнях и былинах». Картину свою на прежнем холсте, говорил, совсем вот-вот должен был кончить. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Показацкой традиции казаки, прежде, чем играть в карты, должны были раздеваться допояса.
По непроверенным сведениям, при совершении этой сделки протекцию Илье Ефимовичу составил не кто иной, как Михаил Иванович Драгомиров (что, в общем-то, не удивительно, учитывая откровенные украинофильские настроения генерал-губернатора). В такой трактовке исторической картины как массовой сцены Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины.
С полной мощью проявился в этом произведении талант живописца. По окончании в 1881 г. Харьковского университета он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре русской истории (чтения курса по истории Украины тогда не допускалось). С чего же все началось. стремится к экспрессии и достигает замечательных результатов. В Краснодаре на пересечении ул. Об этом нам удалось разыскать драгоценное свидетельство Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Выделяется на картине голый по пояс казак. Картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1889-1896) принадлежит к периоду расцвета творческой деятельности гениального мастера. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Следующий по часовой стрелке – запорожец, который подавился смехом, потом – человек, который чуть ли не падает со стула от хохота, а полуголому казаку доставляет удовольствие «смаковать» нецензурный текст. Он почувствовал огромные возможности. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Но Гиляровский был много моложе, ему было чуть более 30 лет. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Группа кажется шумной толпой, которой присущ украинский национальный колорит: чубы-«оселедцы», усы, рубахи и шаровары, а писарь готов написать следующую порцию площадной брани, которая выплеснется на турецкого султана. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава, страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Работая над полотном, Репин вспоминал своих любимых художников – Веласкеса и Хальса. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Гиляровский. Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках.
А он вдруг под наплывом новых впечатлений начал на новом холсте и вышло две картины. В связи с этим, вероятно и возникает второй эскиз. более или менее заканчивает в 1893 году ее ранний вариант. Эскиз. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.
В работе над «Запорожцами» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Бруни и Т. А. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел. «Тарас Бульба» Н. Гоголя и «Запорожцы» И. Репина – наиболее известные произведения, отображающие этот период украинской истории. С технической стороны картина написана бесподобно. В литературе неоднократно отмечалось богатство разного рода оттенков смеха, показанных в этой картине, – от открытого веселого хохота до сумрачной усмешки, от злой иронии до задумчивой улыбки. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху.
Репин ответил: «Я и в «Запорожцах» имел идею. Общеизвестно, что в результате вдохновенной работы над патриотической темой из истории запорожского казачества, которая продолжалась почти два десятилетия, Репин создал два больших полотна. Для этого пожилого казака с трубкой позировал профессор Александр Рубец.
Крамского, в Академии художеств у П. В. Красной и Горького по мотивам картины установлен памятник. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий.
«Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Среди его учеников, . 1880-е годы отмечены высочайшими творческими достижениями Репина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.