Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). К вечеру картина, по словам Репина, была так впечатлительна, что у него проходила какая-то дрожь по спине. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Эта история получила название «бунт 14».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу.
Ведь он оставил после себя не только картины, но и проявил себя как талантливый педагог, писал мемуары, освещал злободневные вопросы. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Репин стал очевидцем казни народовольцев. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Вся центральная часть написана самим Репиным. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. и новая, формирующаяся идеи.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры.
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Глаза ясные и добрые. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В пору посмеяться, когда встречаются, – старая, отжившая идея, . Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Возвращается в Россию летом 1876 года. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Рассмотрим "ближний круг". Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Он хотел и быть и Богу свечкой и царю слугой и революционерам свой парень и публике приятным "во всех отношениях". Не доносчик ли.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Много учился на написании портретов близких и друзей. Они жили в Пенатах в течение двух недель. К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Пятый факт. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Внимание художника тяготит их.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В его полотнах часто звучали мотивы революционной борьбы или описывался быт российской деревни. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали».
В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Америка—Франция—Россия. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. На моих друзей она производила то же впечатление. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. Она была закончена только в 1891 году. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Берег Волги. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Мне минутами становилось страшно». Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»). Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
За окном летний день. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Мысль о создании картины на тему русской истории появилась у Репина во время посещения кельи царевны Софьи в Новодевичьем монастыре.
Работал весь день, не замечая времени. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Репин встречал их по средам. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Каждый персонаж переживает что-то своё. Этюд получился превосходный.
Им не важен ни стиль, ни жанр, ни талант, . И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Убийство свершилось. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Если известный русский художник И. И. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Позднее полотно было отреставрировано специалистами.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Запрет с картины был снят и она вновь стала доступной обозрению.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Память стала изменять. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Все заняты. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Художник Константин Маковский, к которому ранее обращался Пороховщиков, считал, что эти деньги не окупят всех трудозатрат и просил 25 000 рублей37. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Первый факт.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. И вот уже перед нами не царь, а отец. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Мне минутами становилось страшно. Имя Репина стало широко известным.
В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Им нужно утвердить свою идею. Вегетарианцем стал и сам Репин.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
М. Бунакову. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Л. Н. Толстого». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5.
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
В живописи его таланты проявились также широко. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, когда тело его, утомленное годами, а может быть и проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Так было во всех циклах эволюции человеческой цивилизации. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Общение с прежними друзьями было только заочным. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. общественное движение в России переживало подъём. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Она ушла из жизни в 1931 году55. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Он идет прямо к матери. Так ли это – судить зрителям. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Комната небогатой интеллигентной семьи. Третьяков»109. В его глазах читается печаль, тоска. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин считал сам эту картину красивой. художественный музей им. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В эту минуту в комнату вошел Христос.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
я работал завороженный.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах».
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Казалось, она спит. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей. В его взгляде осуждение и тревога. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Вячеслав, с Победосцевым я полностью согласен – характеристика Репина самую точку. Какбудто это даже и не Суриков.
В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Публике картина понравилась. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Они словно противопоставлены друг другу. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин забыл о конкурсе, об Академии. ни даже сам автор. Продолжая обличительные традиции Федотова, Перова, Репин изображает хозяев жизни высокомерными, чванливыми, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Поставленная перед художником задача была очень трудной.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали.
Стасов присылает ему все, что он просит. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Силу человеческого духа увидели в картине современники. О картине появилось много статей в периодической печати.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин дважды подавал прошения об отставке. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков.
Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.