12. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. После революции Репин больше ни разу не был в России. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Летом 1918-го в России вспомнили, что за границей оказались Репин и писатель Леонид Андреев. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Стасов присылает ему все, что он просит. Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Много учился на написании портретов близких и друзей. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Публике картина понравилась. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Он идет прямо к матери.
Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Жил в Италии и Франции (1873–1876). От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. По словам биографа Репина Софьи Пророковой, художнику долгое время не удавалось зафиксировать то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи, вот таким образом голову героя художник переписывал многократно.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Подробность шекспировского комизма. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Берег Волги. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Репин дважды подавал прошения об отставке. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вот она вещь в уровень таланту. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Этюд получился превосходный.
Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Открытый, обаятельный Илья Ефимович распахнул перед гостями двери своего дома – всякий вечер в его гостиной было шумно. Репин начал часто принимать гостей – знаменитых писателей, ученых, художников. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Она ушла из жизни в 1931 году55. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Убийство свершилось. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Казалось, она спит. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Нужно сказать, что Репин обращался к фотографии не раз, особенно при выполнении официальных заказов. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Комната небогатой интеллигентной семьи. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». Крамской. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна».
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Она была закончена только в 1891 году. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Почти со всеми его связывали дружеские отношения.
С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»). Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Работал весь день, не замечая времени. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам – жалости к отцу и прощения. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
М. Бунакову. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Реализм получить требуемый снимок.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Но он мечтает о большем. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Общение с прежними друзьями было только заочным. Каждый персонаж переживает что-то своё.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался.
В эту минуту в комнату вошел Христос. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни". Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Более всего в творческой практике он ценил непосредственное свое впечатление от виденного, а подсобный изобразительный материал высоко ставил как средство для наиболее правдивого и полного отображения реальной натуры. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Восторгу маленького Ильи не было конца, когда он увидел, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный, алый арбуз с черными семечками. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Следом за ним, меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, спокойно шагает длинный, как жердь, бурлак в шляпе. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. "Я родился военным поселянином. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Первый факт. Пятый факт.
Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Третьяков»109. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. «Пенаты» стали его малой родиной. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Хотя и плохой, неясный. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Так ли это – судить зрителям. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Отец ударил своего сына жезлом в висок. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Вегетарианцем стал и сам Репин. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года. Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Источник назвали «Колодец Посейдона».
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. И вот уже перед нами не царь, а отец. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры.
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). За окном летний день. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Общественность начала сбор пожертвований. Репин встречал их по средам. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Через 10 дней после этого композитор скончался. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Америка—Франция—Россия.
Л. Н. Толстого». Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Все заняты. У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Репин считал сам эту картину красивой. Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты». Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами.
Не доносчик ли. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Возвращается в Россию летом 1876 года. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.