В отличие от картин религиозного содержания иконы непосредственно участвуют в богослужениях. Религиозная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающих в результате обобщения и синтеза религиозного опыта людей. Картины художников, выполненные в религиозном жанре прежде всего демонстрируют торжество небесного над мирским. Религиозное изобразительное искусство – это любая картина, которой поддерживается моральное послание религии.
Что же включает в себя понятие религиозная картина мира. Исключительные религиозные картины 20 века: «Христос на кресте» Жоржа Руо, «Христос в Эммаусе» Патрик Колфилд, «Распятие» Антонио Саура абстрактные работы Герхарда Рихтера. То есть, когда анализируется религиозная картина мира, учитывается наличие в нем различных религий, направлений и конфессий, межрелигиозное и межконфессиональное взаимодействие среди них. Центральное место в картинах на религиозную тематику занимают сюжеты, отраженные в Евангелии и Библии. В этом разделе размещены статьи о религиозной составляющей в творчестве русских художников, а также репродукции их картин на библейские и евангельские темы.
У нас представлен большой выбор репродукций картин известных художников писавших в Религиозном жанре. Вместе с постепенным ослаблением влияния церкви на общественную жизнь и развитием науки и техники картины жанра религиозной живописи утратили популярность среди мастеров и ценителей искусства. Позднее, в XIX столетии, жанр религиозной живописи уступил ведущее положение жанровой и исторической картине.
Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую. «Спаси меня, Господь. » — закричал он. 17:4).
По сути дела, эта картина предусматривает две, коренным образом отличные одна от другой онтологии: онтологию несотворенного бытия и онтологию бытия сотворенного. Иконография Воскресения Христова в таком изводе, который получил также название «Сошествие во ад», возникает в византийском искусстве в постиконоборческую эпоху, когда богословская и литургическая трактовка образа стала преобладать над исторической. И тем больше в сознании его учеников становятся масштабы его личности. Высокие дуги бровей изогнуты и подчеркивают остроту взгляда. На доске, близкой к квадрату (77 71 см) изображен лик Спасителя, окруженный нимбом с перекрестьем.
Неприродный и личный характер Бога предполагает его рассмотрение в таких категориях, как воля и могущество. Все имеющее причину, должно погибнуть. В Византии эта иконография называлась «Гликофилуса» – «Сладкое лобзание». Название «Нерукотворный Спас» граничит с преданием о первой иконе Христа, созданной нерукотворно, то есть не рукой художника.
Владимирская Богоматерь почитается как талисман Русской земли. Чем ближе к Богу, тем большую ценность представляет творение. Религиозный жанр – направление классической живописи, основной тематикой которого является религиозная история и изображение религиозных сюжетов, эпизодов из Библии и Евангелия. Расцвет иконописи приходится на XII-XVI века.
Большая часть которых связана со временем становления этой религии. Рассматривать её можно часами. В буддизме отсутствует дуализм Бога и мира. По краю конхи – надпись, почти утраченная: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Сразу оговорим: в этом разделе помещены не иконы, не иллюстрации к житиям святых. «Христос Пантократор» (греч.
Этим он отделяется от природы и выключается из ее причинной детерминации. Композиция располагается на восточной стене параклесия (южного придела), где стояли гробницы, чем, видимо, объясняется выбор темы.
В согласии с ними Бог и создает мир. Рассмотрим, как мастер создает образ этого светоносного явления. Русская религиозная живопись ярко представлена работами Андрея Рублева: иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и икона Богоматери Владимирской «Умиление» Успенского собора во Владимире икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря (Сергиев Посад). И на иконе Христос облачен в сияющие одежды – белые с золотыми бликами, от Него исходит сияние в виде шестиконечной бело-золотой звезды, окруженной голубой сферической мандорлой, пронизанной тонкими золотыми лучами. Религиозная картина мира исходит из различения бытия самого по себе и существования, т. е.
В древности этот образ так и называли – «Превечный совет». Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». Наиболее древнее изображение Богоматери в катакомбах Присциллы датируется II веком: Мария здесь представлена сидящей с Младенцем на руках, а рядом стоит молодой человек, указывающий на звезду (высказывают разные версии: пророк Исайя, Валаам, муж Марии Иосиф Обручник). Иоанн Предтеча предстает облаченным во власяницу и гиматий, со свитком и чашей в руке. Когда наступил вечер, Он был там один.
Перед нами священная трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Эта иконография, разработанная в Византии, получила на Руси название «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «елеуса» – «милостивая», так именовали многие образы Богоматери. Условия добродетели в буддизме независимы от внешних вещей. В период с VIII по IX век несколько раз получало официальное признание в Восточной церкви. Их лики похожи – будто это один лик изображенный трижды.
Некоторые женские изображения соотносятся с Богоматерью. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной вырастает дерево (древо жизни), за правым ангелом – гора (образ горнего мира), за левым – здание (палаты Авраама и образ Божественного домостроительства, Церкви). Одно из ранних изображений рыбы и корзины с хлебами мы находим в катакомбах Каллиста, оно датируется II веком. Над престолом возвышается крест, копье и трость.
3:2, 10). Иногда коридоры расширяются, образуя залы – кубикулы с нишами для саркофагов. Картины религиозного содержания присутствуют в творчестве многих художников и далеко не все из них были убежденными верующими, тем не менее, в этой тематике большинство из тех, кто обращался к данному жанру живописи, смогли ярко и полнокровно проявить свой талант и способности. Образ Спасителя уже вполне иконографически традиционен и в то же время необычен.
Эта икона когда-то была храмовой в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского. Потапов вступает в живописный диалог со своими предшественниками, кристаллизуя религиозную картину до уровня новейшей иконографии. Для кельи монахини Виктории из Свято-Николаевского женского монастыря в Мукачево в 1948-1949 годах им было написано несколько таких работ. Если сравнить работу «Иисус Христос у Марфы и Марии» Потапова с аналогичным сюжетом у Генриха Семирадского (1886), то в глаза бросается принципиальное различие в выражении лица Марии. Таков и образ Богоматери из Святой Софии, положившей начало так называемому Македонскому Ренессансу – такое наименование получило искусство Византии от середины IX до начала XI века. Иное дело религиозное представление о мире.
Живое, непосредственное выражение лица Иисуса также создается за счет энергичных мазков краски, лепящих форму. Это – Бог. Перед ним не ставится строгая задача точной передачи текста. Среди произведений древнерусского искусства, находящихся в залах Третьяковской галереи икона «Преображение» обращает на себя внимание не только крупными размерами – 184 134 см, но и оригинальной трактовкой евангельского сюжета. На золотом фоне (ныне почти утрачен) изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Функция религиозного искусства – укрепление и прославление веры. Одновременно с космическим аспектом нирваны возникает космическая концепция Будды. Свое полотно Воскрешение дочери Иаира Иван Крамской обдумывал целое десятилетие.
Он исповедует единого трансцендентного Бога. Каноничность не позволяет художнику на иконе отображать реалистичные черты.
Творческим началом является волевая психическая активность человека. Она написана на доске в технике энкаустики Энкаустика – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск, а не масло, как, например, в масляной живописи., которая издавна использовалась в античном искусстве все ранние иконы писались именно в этой технике. Но сегодня доступны лишь немногие Катакомбы Присциллы, Каллиста, Домитиллы, Петра и Марцеллина, Коммодиллы, катакомбы на Виа Латина и другие. В чаше мы видим голову тельца, символ жертвы. Мозаики и фрески Хоры созданы лучшими константинопольскими мастерами и представляют собой шедевры поздневизантийского искусства.
В катакомбах мы можем проследить, как зарождалось христианское искусство. В исламе иные представления о человеке. Например, рыба воспринималась как символ крещения и евхаристии. С этого времени начинается активное строительство и украшение храмов. Икона не очень большая, ее размер 84 45, 5 см, но характер образа делает ее монументальной.
Совершенное бытие не может быть познано рациональным путем. Творение есть акт не природы Бога, а его благодати. Имеет значение только честная, праведная жизнь. мира, обладающего бытием в силу его сотворенности. 3:1).
Удивительна по силе воздействия и картина Иванова «Явление Христа народу». 17:2). Закончена реставрация была только в 1926 году. Глаза Иисуса с любовью устремлены на Мать, а ее глаза смотрят на зрителя.
Человек скорее слаб, чем поврежден. Но слава его как пострадавшего от иконоборцев связала этот образ с его именем. Это символическое изображение, раскрывающее его особую миссию как посланника («ангелос» по-гречески – «посланник, вестник»), пророка и предтечи Мессии (Христа). Часто встречаются образы молящихся людей – орант и орантов.
Эти указания ясны и понятны для людей. Ни один египтянин не уцелел. «И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян и колесницы и всадников. » Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось.
Разные представления о Боге неразрывно связаны с разными взглядами на человека. Само слово ислам может быть переведено как покорность. Порядок клейм таков: рождение Елевферия, будущего митрополита Алексия приведение отрока во учение сон Елевферия, предвещающий его призвание как пастыря (согласно Житию Алексия, во время сна он услышал слова: «Аз сотворю тя ловца человеков») пострижение Елевферия и наречение имени Алексий поставление Алексия в епископы города Владимира Алексий в Орде (он стоит с книгой в руках перед ханом, сидящим на троне) Алексий просит у Сергия Радонежского дать ученика его Андроника на игуменство в основанный им в 1357 году Спасский (впоследствии Андроников) монастырь Алексий благословляет Андроника на игуменство Алексий молится у гроба митрополита Петра перед отъездом в Орду хан встречает Алексия в Орде Алексий исцеляет ханшу Тайдулу от слепоты Московский князь с боярами встречает Алексия по возвращении из Орды Алексий, чувствуя приближение смерти, предлагает Сергию Радонежскому стать его преемником, митрополитом Московским Алексий готовит себе гробницу в Чудовом монастыре преставление святителя Алексия обретение мощей далее чудеса митрополита – чудо об умершем младенце, о чудовском иноке-хромце Науме и другие.
У каждого персонажа на картине – есть своя история. Разные системы представлений о человеке предполагают и различия в этических ценностях. В нем ощущается гармония, но она во многом строится на диссонансах.
Это полотенце (убрус) слуга отнес Авгарю и царь был исцелен. Перед ней выбирали митрополитов и патриархов, венчали монархов на царство. Колорит иконы (речь идет о ликах) построен на сочетании прозрачных охр и цветовых подкладок с тональными переходами, лессировок (плавей) и тонких белильных мазков света, что создает эффект нежнейшей, почти дышащей плоти. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Если вы впервые увидели (или увидите) это произведение в Третьяковке, вы, безусловно, обомлели от масштаба этой колоссальной работы. Основатель христианства не добился никакого видимого успеха и погиб рабской смертью. Что же так поразило апостолов, вызвав целый спектр эмоций, от испуга до восторга. Порядок сотворенного космоса отражает порядок создавшей его премудрости: порядок вещей отражает порядок идей.
Эта смерть была его основным деянием. Здесь нет никакого действия, нет дополнительных деталей, только лик, нимб с крестом и буквы – IC ХС (сокращенное «Иисус Христос»).
В былые времена, когда людям запрещали выражать свое мнение или убеждения публично (или считалось грубым выставлять на всеобщее достояние свои истинные чувства), картины и скульптуры были подходящим объектом, которые творцы использовали, чтобы донести до людей какие-либо сообщения. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода и горы исчезли под водой.
Житийная икона Алексия, митрополита Московского, написана Дионисием, которого за его мастерство современники называли «философом пресловущим» (знаменитым, прославленным). 1:29 Мф. Над Спасителем белыми буквами по темному фону надпись «Анастасис» (греч. Эти открытки выглядят особенно наивными, когда их темами становятся криминал, проституция и наркоторговля (у драгдилеров и других преступников даже есть свой покровитель — не признанный церковью святой Хесус Мальверде). Действующая личность трактуется как единственно достойная внимания реальность. «Это призрак. » — закричали они в страхе.
Традиционно иконописцы изображали «Гостеприимство Авраама» как бытовую сцену, в которой зритель только догадывался, что три ангела символизируют Святую Троицу. Большие, широко открытые глаза Христа смотрят чуть влево, но при этом зритель ощущает, что находится в поле зрения Спасителя. В то же время Марфа более активно стремится вмешаться в их общение, чем вызван и более энергичный жест Спасителя, ограждающего свою слушательницу. Ещё большая напряжённость, сопровождающая трансляцию Евангелия, воплощена в образе самаритянки с работы «Иисус Христос и самаритянка». Она держит перед собою младенца Христа, восседающего у нее на коленях, как на троне.
Различие это имеет первостепенное значение для понимания этого подхода. Красиво очерченные губы написаны киноварью трех оттенков. Искупительной жертве Христа посвящена и композиция на обороте иконы, где изображен голгофский крест, на котором висит терновый венец. Десницей (правой рукой) Христос благословляет, в левой руке держит Евангелие в драгоценном, украшенном золотом и каменьями окладе. Бессмысленно спрашивать, почему Бог сотворил мир. «Воскресение»).
Действительно, видно, что икона написана зрелым мастером, владеющим и монументальным стилем (размер иконы 197 152 см) и миниатюрным письмом, что заметно на примере клейм Клейма – небольшие композиции с самостоятельным сюжетом, расположенные на иконе вокруг центрального изображения – средника. Рыба символизировала также самого Христа, поскольку греческое слово «ихтюс» (рыба) прочитывалось первыми христианами как акроним, в котором буквы разворачиваются во фразу «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» ( o ). Сегодня все эти скрытые символы являются для ученых предметом изучения. 40:3). Как и пророки Ветхого Завета, Иоанн призывал к покаянию, он пришел перед самым пришествием Христа, чтобы приготовить Ему путь («Предтеча» и значит «идущий впереди») и к нему относили также слова пророка Исайи: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Ему» (Ис.
Образ величественный, даже триумфальный и вместе с тем необычайно притягательный. В «Сказании о святых иконописцах», составленном в конце XVII века, говорится, что икона была написана по заказу игумена Троицкого монастыря Никона «в память и похвалу преподобному Сергию», сделавшему созерцание Святой Троицы центром своей духовной жизни. Лик обрамляет голубой с темно-синими складками чепец, очерченный почти черным контуром. К сожалению икона не очень хорошей сохранности по данным реставрационных работ 1918 года, она была многократно переписана: в первой половине XIII века после Батыева разорения в начале XV века в 1514, в 1566, в 1896 году. «Иди», — сказал Он. Они относятся к немногим и несложным (вот таким образом они и должны исполняться неукоснительно) ритуальным предписаниям и относительно разработанным уже в Коране правовым нормам, касающимся брака, развода, наследования, наказаний за преступления.
Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Из новозаветных – поклонение волхвов, беседа Христа с самарянкой, воскрешение Лазаря. Исследователи по-разному объясняют этот эффект.
В фигуре Богоматери ощущается царское величие и вместе с тем истинно женская грация. Они с одной стороны очеловечили их, приблизили к представлению простого народа о Боге. Такая смерть считалась недостойной свободного человека. На холсте изображен сюжет произошедшего, а внизу он точно описан в тексте.
Головы ангелов склонены, словно они ведут безмолвную беседу. «Успокойтесь, это Я. Не бойтесь. » — тотчас заговорил с ними Иисус. и пурпурный плащ – одеяния императоров. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег и ковчег поплыл. Христианство за две с лишним тысячи лет своего существования подарило людям массу сюжетов.
На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Сейчас она находится в Государственной Третьяковской галерее. В росписях пещер-катакомб соединялись античные мотивы с христианскими тайными символами. Это, конечно, свет, который исходил от Христа.
уезжает в Германию. Если сравнить работу «Иисус Христос у Марфы и Марии» Потапова с аналогичным сюжетом у Генриха Семирадского (1886), то в глаза бросается принципиальное различие в выражении лица Марии. У Матфея читаем: «И преобразился пред ними и просияло лице Его, как солнце и одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.
Сюжеты Ветхого Завета (это древнейшая часть Библии) изображались реже. Человек, осмысливающий мир как нечто самодостаточное, верит в возможности разума. С древних времен наиболее распространенные типы религиозного искусства — живопись и скульптура, но наиболее ярким проявлением жанра являются архитектурные сооружения. Образ восходит не только к Евангелию, где Иоанну уделено большое внимание, но и к пророчеству Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего и он приготовит путь предо Мною» (Мл. Все эти сюжеты являются прообразом изображения Христа и Его воскресения.
Христиане нередко переосмысляли и языческие образы. Тем не менее образ сохранил свое очарование и высокий духовный накал. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).
Историческая картина использует тексты Ветхого Завета значительно чаще. Но были в эпоху Возрождения и такие художники, которые оставляли для будущих поколений так называемые «пасхалки». Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился. » Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32).
Все это свидетельствует о высоком мастерстве создавшего этот образ художника. Так, певец Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей, победивший чудовище, — со святым Георгием Змееборцем. Лик Христа торжественен и сосредоточен. Во всяком случае, художники стремились к этому идеалу. Все это многоцветие делает икону праздничной.
Ислам также предполагает веру, но это несколько иная вера. Образ лаконичный, сдержанный, очень емкий.
В лике Иоанна, аскетическом, с глубокими бороздами морщин, видны мука и сострадание. Как правило, он частично или полностью использовал композиции известных его заказчикам мастеров 2-й половины XIX – начала XX века, однако принципиально перерабатывал их, создавая собственные авторские версии. Раннехристианское искусство пронизано глубоким символизмом. Справа от Него – Моисей со скрижалью, слева – пророк Илия.
Предание это гласит: в городе Эдессе жил царь Авгарь, он был болен проказой. На стенах и сводах этих залов, на плитах сохранились росписи и надписи. «Сорок дней длился потоп.
с золотым ассистом Ассист – в иконописи штрихи из золота или серебра на складках одежд, крыльях ангелов, на предметах, символизирующие отблески Божественного света., часть охряного с золотым ассистом хитона Иисуса и виднеющейся из-под него рубашки, кисть левой и часть правой руки младенца, остатки золотого фона с фрагментами надписи: «МР. У». Всего в Риме насчитывается свыше 60 катакомб их протяженность около 170 километров. Многократно изображенная Рафаэлем Санти Мадонна на первый взгляд – обычная женщина. Средник обрамлен двадцатью клеймами жития, которые следует читать слева направо. Наиболее известные иконописцы Руси – Алипий и Григорий.
Сюжетом для иконы послужила 18-я глава Книги Бытия, в которой повествуется, как однажды к праотцу Аврааму пришли три путника и он устроил им трапезу, затем ангелы (на греческом «ангелос» – «посланник, вестник») сообщили Аврааму, что у него родится сын, от которого произойдет великий народ. Вот она, одетая по современной (для того времени) моде на лоне природы играет с ребенком – маленьким Иисусом. Буддизм приходит к признанию высшего духовного начала.
На престоле, покрытом красной, украшенной золотым орнаментом с золотыми каймами тканью, лежат гвозди, терновый венец и книга в золотом переплете, а на ней – белый голубь с золотым нимбом. Правой рукой святитель благословляет, в левой держит Евангелие с красным обрезом, стоящее на светло-зеленом убрусе (платке). Постепенно оформились местные школы иконописи – Новгорода, Пскова, Киева, Чернигова. четко лепят форму, показывая объем и трехмерность пространства.
Владимирская икона двухсторонняя, выносная (то есть для совершения различных шествий, крестных ходов), на обороте написан престол с орудиями страстей (начало XV века). Внизу горы – три апостола, они повержены на землю, Иаков закрыл глаза рукой, Иоанн отвернулся в страхе, а Петр, указывая рукой на Христа, как свидетельствуют евангелисты, восклицает: «Хорошо нам здесь с Тобой, сделаем три кущи» (Мф. mandorla – «миндалина») – в христианской иконографии миндалевидное или круглое сияние вокруг фигуры Христа или Богоматери, символизирующее их небесную славу. Пусть и в вашем доме поселится кусочек общемирового наследия.
Так, лидирующим жанром религиозная живопись была во времена Средневековья и Возрождения. Этот образ Богоматери – один из самых прекрасных в византийской монументальной живописи.
По сторонам от креста стоят поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Крест оставался святым знаком во время иконоборчества в Византии (726—843 гг, ), когда были запрещены фигуративные-сюжетное и изображения. Иконография образа кажется необычной: Иоанн Предтеча изображен с ангельскими крыльями.
На одеждах пророков и апостолов также лежат блики голубоватого света. Вода все прибывала и затопляла землю. Его воля, будучи свободной, согласуется с Его разумом, волею и благостью. в руках, а также солнце и луна – два лика в круглых медальонах. Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. В картине художник свободен от церковного канона.
Совершивший такое деяние – не человек. Неважно, кто вы – князь или крестьянин. Мастера пишут свои картины преимущественно на заказ. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24). Все несовершенны.
Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. «Вседержитель») – самая известная икона доиконоборческого периода Иконоборчество – еретическое движение, выразившееся в отрицании почитания икон и гонениях на них.