Это, по существу, портрет-картина. Мне минутами становилось страшно.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Он идет прямо к матери. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Пленэрные уроки для него не прошли даром.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Перова.
Живопись это, то, что нельзя просто объяснить словами. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. С конца 70-х годов Репин работал и над картинами, посвященными революционному движению (Под конвоем, Не ждали, Арест пропагандиста, Отказ от исповеди и др. ). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Биография краткая говорит, что начиналась полная надежд юность. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Два варианта «Ареста пропагандиста» (1878, 1880-1892) c многочисленными эскизами к этой картине и «Отказ от исповеди» (1879-1885) исполнены глубокого внутреннего драматизма и потрясают своей жизненной правдивостью.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Отправившись вместе с художниками Ф. А.
Крамской. Академик Императорской Академии художеств. Вокруг него смех «расходится волнами»: от заразительно хохочущего седоусого казака до улыбающегося молодого красавца.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Портретная галерея Репина очень разнообразна. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По непосредственности выраженного впечатления искренности и эмоциональности очень интересна связанная с революционной историей Франции картина Репина «Годовой поьинальный митинг на кладбище Пер-Лашез» (1883). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Композиционный центр картины – кошевой атаман Иван Серко. Настоящая «симфония смеха», гимн свободолюбию, находчивости, братству запорожцев –историческое полотно 1891 г. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (ГРМ). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Пятый факт.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Сохраняя портретность некоторых лиц, Репин вместе с тем стремился к созданию образов типически-обобщенных.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Репин назвал этот портрет «Протодиакон» (1887).
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. В творчестве современников Репина, художников, составляющих ядро передвижничества — Г. Г. Мясоедова, К. А. Савицкого, В. М. Максимова — изображение народных масс, «целых хоров», по меткому выражению Стасова, было основой искуссва. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В 1870 году, проплывая по Волге он набросал ряд важных этюдов и набросков. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Окончание Академии художеств с золотой медалью дало право Репину как пенсионеру Академии уехать за границу совершенствовать своё живописное мастерство.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. И вот уже перед нами не царь, а отец. В «Крестном ходе» отразилось не только огромное дарование самого Репина, но и великий опып русской демократической живописи, который вобрал в своё искусство Репин и дал ему дальнейшее блестящее развитие.
Но уже в следующее мгновение -- объятия, поцелуи, слезы, расспросы. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. С наибольшей полнотой наблюдения и обобщения художника над жизнью современной ему России сконцентрировались в одном из самых капитальных его произведений — картине «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Софья интересовала Репина как человек сильного, неукротимого характера. Сюжетно она менее трагична, действие происходит не в тюрьме. Тут портреты деятелей русской культуры и науки (Л. Н. Работал весь день, не замечая времени.
Большая часть моделей для него взята из Екатеринославской губернии (писарь – Яворницкий Иван Сирко – киевский генерал-губернатор Михаил Драгомиров раненый в голову казак – художник Николай Кузнецов войсковой судья в чёрной шапке – Василий Тарновский молодой казачок в круглой шапке – его сын обладатель обширной лысины – Георгий Алексеев, предводитель дворянства Екатеринославской губернии обер-гофмейстер двора его Величества, почётный гражданин Екатеринослава и страстный нумизмат). Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало.
Он мыслился поначалу как этюд для задуманной художником большой композиции «Крестный ход в дубовом лесу» (1877-1891, ЧССР). Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Она была закончена только в 1891 году.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Вот, например, Илья Ефимович пишет сцену из Евангелия, потом воплощает на полотне сцены из народных былин, а потом обыгрывает модные нынче в народе темы. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Увлечение натурой, острое чувство неповторимости каждой личности, поразительное разнообразие живописного языка, умение выразить противоречивые внутренние движения человеческой души, её «диалектику» — вот что составляет силу и новизну репинских портретов. Бурлачество, как одно из возмутительных явлений российской действительности, низводящее людей до уровня рабочего скота, волновало в те годы многих писателей и художников, чьи сердца чутко отзывались на страдания и горе народное. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию.
Отсюда появилась идея создать картину «Бурлаки на Волге». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки.
Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Изображено радостное событие – возвращение ссыльного в свою семью. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости, показал Репин.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Умер великий художник в 1930 году и похоронен в своих «Пенатах» в Финляндии. Сама жизнь вошла в картину художника, наполнив плотью и кровью ту мысль, которая лежала в основе замысла Репина. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят.
И прежде всего попа-расстригу Канина. Прекрасно умел передавать чувства своих персонажей. Стасова и многих других), поэтические детские образы (преимущественно детей художника), блестящие изображения светских дам (баронессы Икскуль, графини Головиной) и т. п. И все же при всем этом многообразии преобладают образы передовой русской интеллигенции изображения людей незаурядных, одаренных. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. В каждом из них раскрывается душа художника, его внутренний мир.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. География работ Репина не ограничивалась только родной Россией. Целый ряд картин Репина конца 70–80-х годов написан на историко-революционную тему. Изменив композицию, Репин выразил смену настроения, отражающую общие процессы народнического движения 70-х и 90-х годов. ) Затем «Отказ от исповеди» (1879–1885) и, наконец, знаменитая картина «Не ждали» (1884–1888, все – ГТГ). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Картина «Воскрешение дочери Иаира» была названа лучшей за всю историю существования академии. Все лучшее сосредоточено в его глазах – задумчивая печаль и скрытая мука.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». К портретному жанру Репин обращался на протяжении всей жизни.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Рисует Ильи очень и очень хорошо, вся округа заказывает у него работы.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Примерно в 25 лет он нарисовал портрет своей будущей жены. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
По грязной дороге». Третьяков»109. В эту минуту в комнату вошел Христос.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В 1877 году здоровье художника пошатнулось. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Работа над картиной длилась несколько лет и была завершена только в 1883 году. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В Академию, так как он был не знаком с техникой рисования, его не приняли.
С 13 лет начал учиться живописи в своём родном городе у иконописца И. М. Бунакова. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
При всех достоинствах нельзя не признать определенного «педалирования», чрезмерного «пафоса обличения» в этом произведении. В академические же годы проявилась важная черта творческого метода художника. Она произвела на меня неотразимое впечатление. Им были созданы первые крестьянские портреты-типы (Мужичок из робких и Мужик с дурным глазом), написаны первая картина на революционную тему Под жандармским конвоем и довольно живые и острые, но не слишком глубокие обличительные сценки В волостном правлении и Экзамен в сельской школе.
Так ли это – судить зрителям. Публике картина понравилась.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Вегетарианцем стал и сам Репин. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Его интерес к познанию человека был неисчерпаем.
Мусоргского, автора всемирно известных опер Борис Годунов и Хованщина. Но первой работой, которая вызвала бурную реакцию общественности, была картина «Бурлаки на Волге» (1870–-1873, ГРМ). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. В бытовой живописи Репиным создано монументальное полотно «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883, ГТГ). К концу 70-х –к 80-м годам относятся и основные произведения Репина исторического жанра: «Царевна Софья» (1879, ГТГ), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ).
В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В первом варианте героем картины была женщина, а не мужчина, отношение присутствующих к ее приходу было менее определенным. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Америка—Франция—Россия. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Л. Н. Толстого». Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Это была первая работа художника, экспонированная у передвижников. Но что-то гнало меня к этой картине и я работал над ней.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина — «энциклопедия пореформенной России». Пришлось пойти на хитрость. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе. Сочетание мрачных коричнево-черных и серо-зеленых, землистых тонов кажется зловещим. Уже ранние портреты художника заявили об их авторе как о незаурядном мастере.
ну и народец же. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Переписка. Илья Репин родился на Украине в 1844 году и всю жизнь любил родную землю.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Это совершенство форм, красок. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Народ «осмотрительно» отделен в этой толпе от «чистой публики» становыми, урядниками и пр.
Сегодня Императорская академия художеств носит его имя. Неласково его приняла столица в 1863-м.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года, Репин окунулся в самую гущу народной жизни. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
За картину «Иов и его друзья» Илья был удостоен малой золотой медали, но это было только началом его карьеры. Куликова. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Во всей полноте эти качества репинского дарования раскрылись в наиболее значительной из революционной серии его картин «Не ждали» (1884). Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Сын солдата, в юности работал иконописцем. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Репина не интересует ни мир его чувств, ни его личные качества. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Репин, сдав квартиру, вышел из Академии и уехал в Ясную Поляну. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. В его мастерской в разное время у него учились Ф. Малявин, Б. Кустодиев, И. Билибин, В. Серов. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Илья Ефимович Репин (24 июля 1844, Чугуев, Российская империя — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник-художник. Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. (Заметим, что первый вариант композиции 1880г. С 1894 г. Репин преподавал в Академии. Конечно же, ехать в Санкт-Петербург и поступать в Академию художеств. М. Бунакову. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Колорит раскрывает общее настроение происходящей сцены. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. За окном летний день. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Первые проблески еще недоверчивой радости. На ряду с большими картинами Репин с увлечением пишет множество пейзажных этюдов. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 15 лет И. Е. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Не доносчик ли. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот – Павлу Третьякову. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Мастерство Репина-портретиста в полной мере выразилось в одном из последних его значительных произведений –«Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), – исполненном Репиным с помощью его учеников Б. М.
К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Тогда им была написана небольшая, но прекрасная по своему исполнению картина «Под конвоем. К таким удачам можно отнести небольшой этюд «Дорога на Монмартр в Париже» (1876), написанный свободно, построенный на красивом и благородном соотношении серебристо-серых тонов. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Убийство свершилось. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. С. 126).
Первая мысль о написании подобной картины зародилась летним днём 1868 (в некоторых источниках 69) года. Что же делать молодому талантливому художнику для дальнейшего развития. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Васильевым и Е. К. Репин вложил в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках, в которых ничего духовного уже не осталось.
Сам художник говорил, что написал картину под впечатлением событий 1881 г. («Кровавая полоса прошла через этот год» – Репин подразумевал казнь народовольцев, а не цареубийство). изображал революционера, еще окруженного единомышленниками. В итоге получилась картина, в которой мы находим самые разные характеры и типы: в первой четверке –расстрига Канин, послуживший главной моделью Репину, сильный, умный, похожий на «народного философа» в следующей группе – юноша Ларька (выделенный красным пятном рубахи), пытающийся бунтовать, сорвать лямку, как писал о нем Стасов, – воплощение протеста «могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарства геркулесов, шагающих вокруг него, впереди и позади». Общение с прежними друзьями было только заочным. Каждый персонаж переживает что-то своё. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Илья Ефимович был разносторонним художником, может именно в этом заключался его гений. Репин становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Живопись Репина очень свободная, широкая, темпераментная, сочная (чего нельзя сказать о «Бурлаках»), но неуловимо меняющаяся в зависимости от портретируемой модели. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Крамской считал этот сюжет золотоносной жилой. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Илья Ефимович Репин настоящий гений своего дела. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. И сам Репин чувствовал, что он тоже часть этой силы. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Нет, кажется, жанра, в котором бы он не заявил о себе: портреты, портреты-типы, портреты-картины, стоит вспомнить только образ дьякона Ивана Уланова из родного села Чугуево, которого мастер, обесмертил в своем «Протодьяконе» (1877, ГТГ) и о котором писал: «ничего духовного –весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев. » (И. Е.
Каждый персонаж несет свою смысловую и пластическую нагрузку. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Первый факт. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Был исполнен портрет чугуевского протодиакона Ивана Уланова – Протодиакон. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Казалось, она спит. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. На каждой выставке Товарищества передвижников, членом которого становится художник, появляются его работы. В 1873 году он путешествовал во Францию, где заинтересовался работами импрессионистов. Создавая ее, Репин ездил на Волгу искал модели исполнял этюды.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Чертовский народ. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. В том грандиозном поиске, который происходил в искусстве второй половины ХIХ века, Репину-портретисту принадлежит одно из самых важных мест. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Художник правдив. Живой непосредственностью, свежестью, сочностью живописи привлекает исполненный также в Париже портрет двухлетней дочери Веруши (1874).
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Оттого-то так убедителен созданный им образ. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Так закончилось детство, когда покинул родные места Репин. Илья рано проявил способности к искусству, что первой обнаружила его мать. Стасов присылает ему все, что он просит.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Биография краткая рассказывает, что там он заинтересовался живописью Э. Мане. Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. «Судья теперь – мужик, а потому надо воспроизводить его интересы. », – писал он Стасову.
Поездка имела для Репина большое значение. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Он был разносторонним: писал портреты, писал картины на исторические, революционные темы. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Молодая В. А. Шевцова ему нравилась и он ей уделял особое внимание. Как писали современники, которые у него занимались, педагог он был плохой, но учитель – великий.
Репин задумал написать большое полотно Бурлаки на Волге. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В ней он выразил свои мысли и творческие принципы. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Третьякова, крайне показателен для реакции на нее зрителей. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Осенью 63-го года, получив деньги за работу в сиротинской церкви, И. Е. Здесь в высшей степени выразилось режиссерское мастерство художника. Кустодиева и Н. С. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
«Рассказать» о них – в этом Репин видел гражданский долг художника. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Основное место, где он живёт и работает, — Франция, Париж. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Профессор — руководитель мастерской (1894—1907) и ректор (1898—1899) Академии художеств, преподаватель школы-мастерской Тенишевой среди его учеников — Б. М. Кустодиев, И. Э. Грабарь, И. С. Куликов, Ф. А. Малявин, А. П. Остроумова-Лебедева, Н. И. Фешин.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны» (1877), «Проводы новобранца» (1878), «Вечорницы» (1881), крестьянские портреты. Перегруженность сказалась даже в названии произведения: «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». М., Л., 1949.
В первом в упрек Репину можно поставить чрезмерное увлечение костюмами, антуражем, хотя образ самой Софьи, «тигрицы в клетке», неукротимой, как и ее державный брат, очень выразителен. На нем темный крестьянский армяк, в руках шапка, лицо бесконечно усталое и в то же время радостное и тревожное – как-то его примут. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Сказывается практический опыт, приобретённый в Чугуеве. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Репин и И. Н. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Материально он старался помочь нуждающимся и найти им заказы. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники покушения на царя были приговорены к смерти. ) Я работал завороженный. Работа над «Запорожцами» была начата еще в 1880 г., когда Репин в первый раз совершил поездку в Запорожье, после которой писал Стасову: «. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Между тем попытки сделать его рупором поколения предпринимались в 1920-х годах весьма активно. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Изучив такого прекрасного художника, хочется в действительности посмотреть его работы. Мусоргского, В. В. Дед будущего художника был казаком и владел собственным постоялым двором. Репин отправился в Петербург.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В этот период он познакомился с братьями Мамонтовыми и часто бывал у них в мастерской.
Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Среди учителей присутствовал Р. К. Жуковский.
Репин встречал их по средам. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. На картине художника ожили десятки характеров и судеб, в позах и выражениях лица чувствовалась огромная сила.
Я вспомнил о царе Иване. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Остается надеяться, что его и его творчество не забудут. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. С этого времени ребенок не знал покоя. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. И, собрав все деньги, которые он заработал написанием икон, отправился в столицу.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Стасова – признанных вождей нового, демократического искусства. Многие люди восхищаются этим поистине великим не только художником, но и человеком. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Нестеров. Родился 5 августа1844 года в городе Чугуеве (Харьковская губерния), в семье служивого человека.
Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.
Репин считал сам эту картину красивой. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Увлекшись выразительностью натуры протодиакона, Репин вложил в его изображение весь свой темперамент, всю глубину своего творческого прозрения, все свое мастерство. В этих картинах проявляется мастерство Репина-психолога, умеющего передать динамику образа, Репина — мастера драматической режиссуры, разрабатывающего сложнейшие конфликтные ситуации. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Это прежде всего «Арест пропагандиста». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Крамского и В. В. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Этюд получился превосходный. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. В 1873 году он закончил первую такую картину и назвал её «Бурлаки на Волге». Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Эпизод, происшедший в связи с картиной Иван Грозный в галерее П. М.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. За работу «Садко», написанную в Париже, получил звание академика Репин. В 1869 году получает свою первую серьёзную награду – Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. К революционной теме Репин возвращался на протяжении многих лет своей творческой жизни.
Каждая картина несет в себе чувства и взгляды на мир художников разных эпох. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Но не это главное.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Кажется, нет таких тем, сюжетов, жанров, которые были бы не по плечу Репину. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Он написал книгу «Далёкое близкое». м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти: так напряженно, с такой мукой ожидания смотрят родители девочки на Христа. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Много учился на написании портретов близких и друзей. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Берег Волги. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Несколько лет подряд он работал в той же мастерской, а затем попытался поступить в петербургскую Академию художеств, но безрезультатно. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. К тому же он развелся с женой. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Так, в год окончания Академии Репин пишет конкурсную программу на обязатальный евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, ГМР) и в это же время его полностью поглощает работа над картиной «Бурлаки на Волге» (1870-1873, ГРМ), которая стала началом его духовной творческой зрелости.
В портрете брата, В. Е. Репина (1867) исполненном художником в академические годы, он без какой-либо оглядки на признанные автаритеты решает задачу создания портретного образа, привлекательного своей юношеской естественностью и жизненностью. Толстого, М. П. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин дважды подавал прошения об отставке. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Этюды к «Государственному Совету» открывают новый метод портретирования, они написаны очень общо, эскизно, в них выделена лишь одна, но самая характерная черта модели, позволяющая создать острый, почти гротескный образ. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Удивление. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Такой подход к творчеству оценил не каждый. По пути 31 октября первый раз побывал в Москве. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Бруни отзывался о ней как о «величайшей профанации искусства». В мае 1873 года Илья Ефимович отправился в отложенную командировку. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В поисках более типического Репин заменил женскую фигуру мужской. Поначалу он отказался позировать с затылка. Иногда даже кажется, что это настоящие живые люди. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. располосовал его ножом в нескольких местах. Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина. Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. С 1877 года художник проживал в Москве. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Затем в 1863 г. поступил в Петербургскую Академию и в 1872 г. завершил обучение в ней дипломной работой «Воскрешение дочери Иаира», за которую получил Большую золотую медаль. Все заняты. Вот как сам художник рассказывает о возникновении ее замысла: Как-то в Москве, в 1881 года, я слышал новую вещь Римского-Корсакова Месть.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Яворницкий (Эварницкий), послуживший моделью для писаря, много помог художнику в сборе материала.