Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Со многими членами этого семейства, в том числе с великим актером М. С.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом. «Иван Сергеевич, – вспоминал Репин. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство. Чудное чело его с раскинутыми волосами покоилось на высокой подушке. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). С 1882 года Тургенева начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия.
Старшие сыновья: Николай (1863 – 1938) и Анатолий (1865 – 1941) пережили отца. А. П. Лосенко, 1760, ГРМ), ученых (портрет М. В. Ломоносова. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Среди многочисленных иллюстраций – работы В. Перова, П. Боклевского, П. Соколова, А. В. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
«Юпитер. » – было первое мое впечатление. Впоследствии архив писателя хранили ее дети и внуки. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Репин познакомился с ним во Франции у Поленова. Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. Художнику удалось уговорить женщину дать Василию попозировать для картины. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Дурылина к редактору журнала «Былое» В. Я. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Ф. И. Шубин, 1793, ГРМ). Ну и еще несколько фактов о слухах, затрагивающих картины русских художников.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Немногочисленные рукописи и документы включают настоящую реликвию — письмо Фета к Тургеневу с отзывом о повести «Ася», 9 его писем к А. Я. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Идея не встретила поддержки у русского царя. Энгельмайер». Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее.
Третьяков»109. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Его величественная фигура, полная и красивая. Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. Но полотно уже было приобретено и экспонировалось в Третьяковской галерее. Бонч-Бруевича к И. Г. Клабуновскому от 14–16 мая 1950 о публикации писем Л. Толстого к А. Фету беловую рукопись А. Блока с автографами четырех стихотворений, в том числе стихотворения «Сумерки, сумерки вешние. » с эпиграфом из Фета, где на свободных листах — отрывок из письма Вл. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Тем не менее портрет Гаршина не пропал: в настоящее время он находится в США в Метрополитен-музее129. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Взгляд женщины (глаза не трагически темные, а буднично покрасневшие) властно притягивает взгляд зрителя, но не отвечает на него. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Репина к С. Н. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
«Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. Прав я или ошибаюсь, но я в данном случае хотел только служить искусству. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Позже он стал прототипом одного из героев рассказа Тургенева «Пунин и Бабурин».
Полонскому (сыну поэта), письмо В. Д. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Статья Тургенева в газете «С. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Неутешное горе (1884 год)В память об умершем младшем сыне Крамской создал картину Неутешное горе, на которой изображена скорбящая женщина в трауре у гроба. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана. Богатая иконография писателя включает портреты в оригинальной технике (рисунки, акварели, живопись) – работы К. Горбунова, А. Бакунина, В. Лами, Арк. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Среди портретов XX в. – два карандашных (Н. Он первый понят ею дотла. Когда Ване было четыре года, его семья отправилась в заграничное путешествие.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». «Зачем Вы это делаете. Художник смог очень верно и точно передать всю натуральность окружающей природы, при помощи бликов луны, осветив и песчаную дорожку и дремлющий в воде камыш.
Важную роль в портрете играет характеристика среды, в которой изображает автор свою модель, ее окружение, ее время. Быстрое развитие портретного жанра в России было обусловлено решимостью Петровских преобразований, пробудивших интерес к человеку вне зависимости от рода и сана. Незаконченный пастельный портрет 1854-го работы Ранделя (Randel, 1854), приобретённый музеем в 1983 (при участии Т. Соколовой и Г. Медынцевой), находился в семье Щепкиных, что придаёт ему дополнительную ценность. Соловьева к Фету, выписанный С. М. Когда женщина увидела «Тройку», она упала на колени и стала молиться. Богучарскому на бланке «Посредника» по поводу готовящейся биографии Гаршина (1906).
Она упоминается в поэме Москва-Петушки и преследует перепуганного героя в вагоне поезда «женщина, вся в чёрном с головы до пят, стояла у окна и, безучастно разглядывая мглу за окном, прижимала к губам кружевной платочек». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Перейдём к другой картине. Лунная ночь (1880 год)Лунный свет привлекал художника, который стремился поймать луну. Писатель Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945) не был коллекционером с чётко обозначенными границами интересов.
Бородина с воспоминаниями о критике папка Луначарского с бумагами, касающимися судьбы Чембара, в связи с 75-летием со дня смерти Белинского автограф статьи о критике Г. Чулкова юбилейные материалы разных лет, начиная с 1898 (пригласительные билеты, программы, газетные вырезки). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Первой моделью художника была Анна Попова (жена Менделеева), а потом для картины позировала Елена Матвеева (жена Третьякова). Обеспокоенные родственники Бестужева добились, чтобы брак был аннулирован. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Дмитриевой (1908) и программа её лекций о писателе (1913), машинопись (с правкой и рукописными вставками автора) публичной лекции Н. Н. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Интересно, что для картины позировали две дамы. Среди немногочисленных архивных документов – записка Гаршина к знакомой, письмо И. Е. В рукописных фондах хранятся письма Белинского к родным, письмо к приятелю – И. И.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове абсолютно ложно. 3. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. П. Виардо была достойной подругой Тургенева, равновеликой ему по масштабу дарований. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Глаза Гаршина, «лучистые и кроткие, необыкновенно добрые и грустно-проницательные», «могли бы служить моделью для глаз вдохновенно написанного Христа». Заседания объединения (по сути дела литературного салона) проходили в ее квартирах: в Москве, потом в Ростове-на-Дону, затем снова в Москве.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Внизу подпись тушью «П. Профессор – сам псих (даже приводились факты, что его действительно лечили заграницей).
Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал. Отдала некоторые его книги. Я зарыдал и вышел вон. Самая значительная часть коллекции Виссариона Григорьевича Белинского (1811–1848) и по количеству и по художественной ценности, – иконография критика.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. После этого было опять минуты две молчания.
Но происходит непридвиденное. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Растроганный, художник написал для женщины портрет ее сына. Демон поверженный. Есть также изображения Белинского в группах: «Кружок Н. В. Многие фотографии аннотированы.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Женщина, молча смотрит на гладь воды, она печальна и стремиться к уединению, ведь даже ветерок не смеет тревожить освещенный луной парк.
А. П. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Энгельмейера (1895), на обороте паспарту которой наклеен лист с машинописным текстом: «Полина Виардо дает урок пения Марии Энгельмайер в 1895 г. в квартире своей (boulev. Рок, случай, фатальность.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. 1. S-t Germain prs de la Chambre des Dputs).
Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. тот только что скоропостижно скончался. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго.
Среди них: И. Я. Вишняков и А. П. Антропов, И. П. Аргунов и Ф. С. Рокотов. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Маститый художник (из-за плохого здоровья он не переносил суровой русской зимы, что вынудило его с 1873 года обосноваться в Париже) был не только куратором молодых живописцев и скульпторов, оканчивавших Петербургскую Академию художеств с золотой медалью, дававшей право на продолжительную заграничную поездку для усовершенствования на казенный счет. Это не самообольщение, так как я искренне сочувствовал материнскому горю, я искал долго чистой формы и остановился, наконец, на этой форме потому, что больше 2-х лет эта форма не возбуждала во мне критики» – рассуждал художник. Эскиз картины «Это не картина, а реальная действительность» – восхищался Репин изображенной глубиной чувств. Легенда о призрачной женщине в черном, потерявшей ребенка быстро распространилась в фольклоре. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Любительские портреты П. Виардо из архива Званцова, разлучённые с его «Письмами» и оставшиеся в ГЛМ, являются своеобразным дополнением, как бы иллюстрациями к ним. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Среди изобразительных материалов, не считая 15 изображений Фета (фотографий и литографий), особенную ценность представляют: акварельный портрет его матери и живописный портрет жены, М. П. На 4 визитках – Виардо в ролях.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Варвара Петровна питала к Франции особую любовь и презирала все русское. Уникальная книга (двухтомник Фета, 1863) в красном кожаном переплете с золотой гравировкой на обложке «Молодому поэту от старого друга. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Своеобразным продолжением истории книги являются письма вдовы А. Н. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Ко второму приезду Виардо в Россию в 1853 (и частично ко времени первого пребывания певицы в Петербурге) относятся интереснейшие материалы из архива музыкального критика Константина Ивановича Званцова (1825–1890), приобретённые Литературным музеем в 1935: несколько рисунков и акварелей (изображения Виардо и других актеров, в частности Рубини, Тамбурини и Лаблаша), ноты с её музыкой, «Письма о г-же Виардо-Гарции» К. И. Званцова и другие рукописи. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Полину Виардо писали очень многие художники. Писатель умер.
В первом издании перевода Овидия – автограф стихотворного посвящения Фета «Душевноуважаемому и строгому Сотруднику Графу Алексею Васильевичу Олсуфьеву». С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Слева ее рабочий столик.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Наибольшую ценность представляет дагерротип 1850-х (в кожаном футляре вместе с дагерротипом с портрета Малибран) и подписная фотография П. К. Аввакумова, 1941 и Н. Жукова, 1948), гравюра П. Павлинова, офорт О. Дмитриева «Белинский за работой» (1948). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств. «Никитинские субботники» — писательское объединение, с перерывами существовавшее с 1914 по 1972 год.
«Я не спешил приобрести эту картину в Петербурге, зная, наверно, что по содержанию она не найдет покупателей, но я тогда же решил приобрести ее» – писал Третьяков. «Абсолютно справедливо, что картина моя «Неутешное горе» покупателя не встретит, это я знаю также хорошо, даже, может быть, лучше, но ведь русский художник, пока остается еще на пути к цели, пока он считает, что служение искусству есть его задача, пока он не овладел всем, он еще не испорчен и потому способен еще написать вещь, не рассчитывая на сбыт. Смерть сына стала ударом для Врубеля, вот таким образом он сконцентрировался на своей последней картине «Демон поверженный». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. 1846–1903». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Спустя несколько лет Перов снова встретился с этой женщиной.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник.
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. В двух книгах – стихотворные послания Фета. Фотографии (14 ед. Теперь ружье и ягдташ экспонируются в доме Тургенева в музее-усадьбе Спасское-Луговиново. Щепкиным, был хорошо знаком и тесно общался Тургенев. Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными».
О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом. Несчастные владельцы утверждали, что картина высасывает из них все жизненные силы.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Впервые Похитонов увидел Тургенева, по-видимому, на «вторниках» у Боголюбова. В глубине зеркало.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Никитина, Д. Дмитриева-Оренбургского, Э. Липгарта, А. Харламова, И. Астафьева, Н. Чехова, А. Бенуа и др., множество гравюр, литографий и фотографий (из них 13 с автографами). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Америка—Франция—Россия. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Неизвестный художник. Москва» подарена Ан.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Есть среди них и изображения в ролях, в том числе Амины в опере Беллини «Сомнамбула» со знаменитого рисунка К. Брюллова и в роли Фидес в опере «Пророк» Мейербера. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Художественно одаренный человек, Тургенев всегда серьезно интересовался искусством, в молодости даже учился живописи, писал о нем, приобретал картины, был частым посетителем музеев и выставок, так же, как и А. П. Боголюбов, дружил с братьями Третьяковыми. Выдающаяся певица, наделённая ярким драматическим талантом и сценическим темпераментом («не играй так страстно, умрёшь на сцене», – говорили ей), превосходная пианистка, даровитый композитор и незаурядный педагог, талантливая рисовальщица (её портретные зарисовки Тургенева принадлежат к числу самых удачных его портретов), человек всесторонней образованности и культуры, женщина колдовского обаяния. 1886. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже. Рояль Pleyel.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Они объехали многие города Швейцарии, Германии, около полугода прожили в Париже. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Остальное – лица из окружения писателя, виды мест, похороны и могила. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время.
Григорьева с автографами биографа Фета Г. П. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. второй этаж называется там entresol и за этаж не считается».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Приобретал вещи, которые будоражили его творческую фантазию, помогали реализовывать его творческий принцип «для того чтоб писать, я должен видеть». и В. Е.
В этот период над его портретами работают В. Г. Перов, К. Е. Маковский. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Я боготворил его, да не я один, а мы все.
Л. Н. Толстого». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. – сказал он тихо. 4. В. И. Ленина (ГБЛ ныне — Российская государственная библиотека), а впоследствии разделены.
А на «вторниках» в его доме на rue de Rome, служившем, по словам В. С. Сделаны они по рисункам А. Беземана, А. Девериа, К. Брюллова, П. Каратыгина (гравюра И. Пожалостина, 1884). Из трёх фотографий с автографами на двух дарственные надписи (на французском языке) – знакомому Тургенева дипломату А. Н. Он застает Чижова, сидящем в кресле за столом.
Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе».
Лескова (1953), рассказывающие о создании книги «Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям» и о проблемах затянувшегося издания рукописи. Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Если посмотреть на даты смерти детей Крамского, это легенду легко опровергнуть. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. На стене висят его портреты и рукописи, а также письма мадам Виардо о даре музею его утвари.
Свербееву (1864) и мадам Энгельмейер (начало 1890-х). Судьбы детей Репина сложились по-разному. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Младший сын Марк умер в 1876 году задолго до написания Незнакомки. В их числе переписанное Лесковым посвященное ему стихотворение Я. П.
Значительный интерес представляют письма А. Н. Обстановка подлинная, музейная. Конец XVIII века уже ознаменован интересом общества не только к представителям императорской фамилии, высшего духовенства и военной элиты, в это время появляются портреты деятелей культуры и науки – архитекторов (портреты А. Ф. Кокоринова, 1769, ГРМ Н. А. Львова, 1780, ГРМ кисти Д. Г. Левицкого), артистов (портрет актера Ф. Г. Волкова. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Лескова «Жизнь Николая Лескова» (это относится и к книжным автографам). Собрание Анны Григорьевны, а также материалы, в разные годы полученные от родственников Ф. М. Достоевского (прежде всего от потомков брата писателя — Андрея Михайловича), составили основу фонда Достоевского в Государственном литературном музее. 2. Если картина никому не будет нужна теперь, она не лишняя в школе русской живописи вообще. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Но история начинается в Париже в 1874 году. Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. Федор Васильевич Чижов скончался 26 ноября 1877 года в Москве.
Известна драматическая история написания этого портрета. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова. Портрет Якова Тургенева.
В 1906 году, по желанию самой Анны Григорьевны и сына писателя Фёдора Фёдоровича Достоевского, эта коллекция официально вошла в состав Исторического музея как «Музей памяти Ф. М. Достоевского в Императорском Российском Историческом музее имени Императора Александра III в. Москве». Смерть Федора Васильевича Чижова. Фёдор Васильевич Чижов (1811 – 1877) – русский промышленник, общественный деятель, учёный. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Этот шаг был продиктован тем, что энергетическое поле иконы убивает персонал музея.
Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. Ханенко стихотворение М. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски», переписанное рукой Белинского списки письма к Гоголю (1899) переписка А. Н. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. По-моему, строгим и глубоким критиком и знатоком искусства Тургенев никогда не был». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Она вызывала и вызывает восхищённое удивление у всех, кто знал её или читал о ней. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. «Примите от меня эту трагическую картину в дар, если она не лишняя в русской живописи и найдёт место в вашей галерее» – писал художник. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Надписи и комментарии Андрея Николаевича на обороте изображений сами по себе могут составить набросок общей картины жизни Лескова (начиная с дома, в котором писатель родился, кончая его фотографией на смертном одре). Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В центре этой непроизвольно и органично сложившейся картины крупным планом выступает личность Тургенева (в его портретах), рядом с ним Полина Виардо, а вокруг, будто магнитом притянутые рукописями и книгами с автографами, располагаются многочисленные персонажи – знаменитые или скромные – с их судьбами и характерами. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Они сохранились благодаря Наталье Викторовне Резниковой (1902–1992) — переводчице, помощнице, доверенному лицу и душеприказчице Ремизова, ухаживавшей за ним в последние годы его жизни. По одной из версий, прототипом «символа аристократичности» стала крестьянка по имени Матрёна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. В глубине комнаты, слева, за портьерой (не за портьерой-декорацией, а портьерой – обычным и малозаметным предметом обстановки) приоткрыта дверь и там – тоже пустота, необыкновенно выразительная, узкая, высокая пустота, пронизанная тускло-красным пламенем восковых свечей (все, что осталось от светового эффекта) – писал критик Владимир Порудоминский. Эскиз картиныКрамской передал картину в дар галерее Третьякова. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось.
Лосенко, 1763, ГРМ), писателей (портрет И. И. Дмитриева. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В рукописном фонде хранятся четыре автографа Лескова. Д. Г. Левицкий, 1790-е, ГТГ портрет А. П. Сумарокова. Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Все фотографии, поступившие от А. Лескова, сопровождаются его пояснениями на обороте и неизменной подписью-монограммой «А. Л» с указанием даты (с большей или меньшей степенью точности: год иногда время года или месяц и даже число), мста и имени фотографа в случае отсутствия фирменного бланка.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Но Репин не успел приступить даже к работе. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Подробные сведения об адресатах автографов писателя находим в книге А. Н. И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже.
Одни лишились постов и званий, другие и вовсе поплатились жизнью: министр В. К. Художник спешит к Чижову, захватив с собой альюом и кароандаши. Соловьёва и троюродным братом Блока). Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. За время службы в Чугуевском уланском полку Ефим Васильевич успел поучаствовать в трёх военных кампаниях имел награды3.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Она ушла из жизни в 1931 году55.
Никакого профессора не было, а вся история – гениальный флэшмоб. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Станкевича» (рисунок тушью неизвестного художника начала 1830-х) «В московской гостиной 1840-х годов» (хромолитография с картины Б. Кустодиева, 1912), «Белинский читает свою драму «Дмитрий Калинин» в кружке студентов» (акварель В. Милашевского, 1938). Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Автор материал – Елиференко Елена Николаевна Введение2015 год в России официально объявлен Годом литературы. – Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте». Боткиной, очень редкая любительская фотография (1912) дома Фета в Степановке, его бывшем имении, 2 фотографии дома Ап.
Как-то Репину заказали огромное монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Документы, находящиеся в ГЛМ в настоящее время, поступили от разных лиц в 1951–1979. Достоевского). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Но как только их кресла были перемещены в другие места, все неприятности прекратились. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. Полонского. Его организатором и несменяемым руководителем была Евдоксия Фёдоровна Никитина (1891–1973), в дореволюционную пору — выпускница московских высших женских курсов, учительница в годы революций и Гражданской войны — жена отставного министра внутренних дел во Временном правительстве, в послереволюционную эпоху — литературовед, преподаватель различных ВУЗов, ответственный работник Союза советских писателей, а в 1922–1931 годах — ещё и глава кооперативного издательства «Никитинские субботники», за 10 лет существования выпустившего более двухсот книг общим тиражом свыше миллиона экземпляров. Собранный огромный архив Е. Ф. Никитина передала Государственному литературному музею. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Грустное, скорбное выражение лица контрастирует с торжественной позой.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Санкт-Петербург. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Маковских, К. Лебедева, Ел. Никакого признака нет, а профессор специально «развел» студентов, чтобы лекции не прогуливали. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. М. Бунакову. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Написав картину «Мужик с дурным глазом», Репин подхватил лихорадку. Едва он закончил работу, как Столыпин был застрелен в Киеве. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре.
А отзыв Тургенева сыграл решающую роль в приобретении Третьяковым картин «Туркестанской» серии В. Верещагина. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Незнакомка вернулась в родную деревню, где вскоре скончалась. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
А посему простым людям постоянно лицезреть ее довольно опасно. Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». Она включает два портрета в оригинальной технике конца XIX в. – малоизвестную пастель П. Боклевского (предположительно конца 1880-х), впервые за много лет выставленную на юбилейной экспозиции музея «Взгляд на русскую литературу» к 200-летию критика в 2011 и масляный этюд лучшего портретиста Белинского – И. Астафьева литографии, гравюры и фототипии почти со всех существующих оригинальных работ: Н. Мартынова (воспитанника Константиновского Межевого института, 1838), К. Горбунова (1843 и 1848), И. Астафьева (1881 и 1890-е) и небольшого рисунка Е. Языковой (май 1848, за несколько дней до смерти). Александрову К. Леонтьевым. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Соловьевым-младшим (внуком историка, племянником философа Вл. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Иванов был классический деятель, полный глубокомыслия Тургенев хотел от него блеска красок, движения фигур, но это не была задача, какую взял для исполнения художник Никто меня не может осудить, что я не был рьяный поклонник и обожатель покойного Ивана Сергеевича. Она оказывала на мужчин удивительное магическое влияние.
1690 г. Государственный Русский музей. Блока (двоюродного брата поэта) и сопроводительным письмом, подаренные им Литературному музею. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Бог послал ему легкий конец – он умер на руках у друзей и учеников от аневризма аорты.
Но самая трагическая история с портретом Федора Васильевича Чижова. Илья Ефимович Репин. ИТ Чижов не раз просил обоих художников написать свой портрет.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Желание закончить полотно переросло в одержимость. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Баженова «Больные писатели и патологическое творчество» (1898), в которой анализируется рассказ Гаршина «Красный цветок» письмо С. Н. Боголюбов вспоминал: «Радостная весть, что Плевна пала, что война шла к концу, нас ободрила и мы порешили в день ее взятия основать в Париже «Общество взаимного вспомоществования русских художников.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Над Полиной портрет ее мужа. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Ведь именно любовь к шаржам – искренним, веселым и не всегда дружелюбным, смогла изменить всю последующую судьбу художника. Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Благородный Третьяков принял картину и настойчиво вручил гонорар Крамскому. Глаза были полузакрыты, как и рот. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают.
Игра лунного света на картине просто очаровывает зрителя. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. И сделано это совсем молодым человеком, бедным, как церковная крыса, болезненным, который начал заниматься ваянием только в двадцать два года, до этого он был рабочим В этом бедном болезненном юноше есть, несомненно, гениальность Зовут его Антокольский вот имя, которое не умрет».
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Многолетние исследования того, «кто же изображен на картине Крамского», не дали результатов. Впервые – после написания в 1883 году, она считалась воплощением аристократизма и была очень популярна у искушённой петербургской публики. Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Врубель продолжал дописывать картину даже когда ее отправили на выставку.
Детские годы Тургенева прошли в имении Спасское-Лутовино, принадлежавшем его матери, богатой помещице. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. «Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Широкоплечая фигура лишена объемности и занимает почти все пространство холста. Серовой, «центром всему русскому художественному мирку в Париже», собирались художники и писатели, артисты и музыканты, общественные и политические деятели В «Портрете Якова Тургенева», выполненном неизвестным художником, заметны не только черты парсунной живописи, но и новая техника изображения.
Он бросился на батюшку, а тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. И не случайно поленовские пейзажи «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад» нам так напоминают «тургеневскую лирику», выплеснутую на холст. Невозможно было представить эти вторники без Ивана Сергеевича Тургенева. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Н. Н. Ге. Первый визит в Академию художеств разочаровал Репина: конференц-секретарь Академии Ф. Ф. Львов, ознакомившись с рисунками девятнадцатилетнего юноши, сообщил, что тот не владеет тушёвкой, не умеет создавать штрихи и тени13. Надеюсь, что этим выбором моим вы останетесь довольны ибо я не видел ни одной картины Репина в такой силе красок и простоте». Остается прощаться с друзьями».
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Такой чести никто еще не доживал из русских людей.
21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
На форзаце книги акростих, сочинённый Фетом по просьбе Леонтьева и переписанный его рукой, – посвящение другу К. Н. Леонтьева Ан. А. Александрову издателю и редактору в 1892–1898 журнала «Русское обозрение», где по его инициативе впервые печатались мемуары Фета «Ранние годы моей жизни».