Таким образом, полотно делится надве смысловые части, какбы олицетворяющие добро изло. Репину, К. Ф. Перову, И. Е. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Третьяков для своей галереи с 1872 по 1886 год. 23 В начале 1880-х собиратель получил резкий отказ И. Е.
Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Крамскому (последние два – отказались). Серов еще не писал в это время портретов. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя.
Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны. Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы.
П. М. Серова исполненного И. П. Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе.
Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Даже домашние непредставляли, сколько таких пальто ишляп пришлось заказать портным. Сегодня очевидно – это всем известные живописные шедевры исполненные выдающимися русскими художниками Перовым, Крамским, Репиным, Серовым с замечательных представителей отечественной культуры Достоевского, Толстого, Мусоргского, Левитана.
Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П.
Одним из первых был заказан живописный портрет А. С. Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Раздосадованный Третьяков писал: «Что заблажь. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Алябьева или А. Л. Серова (1870), А. С. Это портреты А. Н. Он сидит, осторожно облокотившись на мягкую спинку стула.
Даргомыжского (1869), Ф. И. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Пукирев отблагодарил приятеля заидею изобразив его справа заспиной невесты.
Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности. Причем друг Пукирева всилу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать натом неприятном для себя венчании именно вкачестве шафера. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной».
Павел Третьяков жил размеренной испокойной жизнью. Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Первую значимую картину набиблейский сюжет Александр Иванов написал в1834 году. Глинки (1869), И. А. В его глазах читается печаль, тоска.
В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные. Павел Михайлович задумчив, спокоен, он глубоко ушел в себя. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Заказы портретов становятся единичными. И живопись этого этюда находили непонятной.
Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Майкова (1871), А. Ф. Всю свою жизнь онносил двубортный сюртук сбелым галстуком-бантом (делая исключения для фрака поособо торжественным случаям). «Портрета В. М.
Рассмотрим "ближний круг". В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины.
И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Но не это главное.
Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2. Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю.
«Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Вставал ровно вшесть. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Толстого (1874), П. А. Тютчева (1873), А. К. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4.
Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Третьяков оставляет впечатление несколько замкнутого человека.
Кроскоши Павел Михайлович был равнодушен. Тогда Пукирев инаписал себя вместо него. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Вся центральная часть написана самим Репиным. И все же Крамской не просто любил и уважал, но и глубже многих понимал Третьякова. Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28. Ровно в12 завтракал.
Это полотно многих поразило, художник стал известен на весь мир. Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими. «В 1883 году в Харькове портрет хористки.
Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Браз. Об этом достаточно сказано в литературе. Они словно противопоставлены друг другу. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Грабарь широко использует эту переписку. Третьяков дальнейший вектор развития галереи. В его взгляде осуждение и тревога.
Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М.
Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. В 1912 году на выставке «Мира искусств» была представлена картина Кузьмы Петрова—Водкина — «Купание красного коня«. Горавскому, В. Г. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Даргомыжского11. Фон – стены любимой им галереи картин.
Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Третьяков всякий раз радовался верному выбору. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926). Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
«Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. Внимание художника тяготит их. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Чехова». После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. Погодин, наряду с ним Ф. И.
Эти произведения (будь то знаменитый «Балаган» или «Масленица») раскрывают русский характер, они чрезвычайно декоративны, полны веселья и очень зрелищны. Ныне многие работы Бориса Кустодиева находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу.
Вот таким образом, можно предположить, что художник, когда писал портрет, ориентировался не только на внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Крамской работал над портретом Л. Н. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13.
Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора.
Иуже через три года, в1837-м, онприступил ксозданию главного произведения своей жизни— эпохального полотна «Явление Христа народу». Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. Строгих правил или канона не существовало.
Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Е. Репин», увидевшая свет в 1937 г. Причины этой длительной эволюции — от альбома репродукций с кратким вступительным текстом, задуманного в 1906 г., до двухтомного исследования — достаточно сложны. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
Аксаков. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи.
Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Келеру-Вилианди, А. Г. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта.
Пил кофе. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Островского (1871), В. И. Превосходно написана рука коллекционера – с красивыми длинными пальцами, лежащими на драпе купеческого сюртука. Современники считали портрет очень удачным и находили не только внешнее, но и глубокое внутреннее сходство. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О.
Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова. Погодина (1872) и других.
Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей.
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Он требовал большего. Присутствует накартине исам художник: оннаписал себя впрофиль вобразе шафера невесты соскрещенными руками.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Писемского (1869), М. П. Когда И. Н.
Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. Ровно вшесть ужинал. Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи. Перебирая в памяти имена людей, увековеченных Третьяковым в галерее национального искусства, мы не удивляемся набору имен – они всем нам знакомы с детских лет: Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Некрасов, Шевченко, Грибоедов, Чехов и многие-многие другие.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Достоевского (1872), А. Н. Стернина, «довольно специфического состава» 21.
Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками». Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Художник работал над картиной втечение 20 лет вИталии. Анненковым.
Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Глаза ясные и добрые. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве.
Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Некрасова сатирика М. Е. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу». Сихры и С. Н. Он несколько суховат, написан как бы равнодушно, а ведь Репин любил П. М. Третьякова, высоко его ценил и понимал моральную высоту его личности. Гуну, И. Н.
Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. Впрочем, так ли. Д. И. Портрет не был исполнен. Померкам людей его достатка, это был едвали спартанский образ жизни.
Верещагину, И. П. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Константин Коровин». Онбыл человеком традиции или, если хотите, привычки. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М.
Вяземского (1874) и других деятелей культуры. Несмотря нато, что сумма была солидная изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал нагораздо больший гонорар, но, ксожалению, неуспел получить даже эти деньги. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876).
Однажды, когда Павел Михайлович был заграницей, жена (Третьяков был женат наВере Мамонтовой— двоюродной сестре небезызвестного Саввы Мамонтова) отпустила дочь Любовь погостить ктетке вПариж. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Даля (1871), Ф. М. Центральная группа словно недовольна своей ролью. 1898).
Возглавляемые Н. Г. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. «Портрет А. П. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям.
Это было еще в 1880 году. 19 век и начало 20 века подарили нам множество превосходных художников—портретистов. На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами.
Гончарова (1869), А. Н. Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Практически спозднего младенчества онисповедовал принцип: «наживать для того, чтобы нажитое отобщества вернулосьбы также обществу». Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Погодин, а после его смерти – И. С. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. В таких его работах, как «Купчиха» или портрет Шаляпина, личность оказывалась связанной с окружающим миром или «живым интерьером». Но Кустодиев был не только портретистом. Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П.
Размер портрета обычно приближен к натуре. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам.
Келером-Вилианди в 1870 году. Причем священник оказывается настороне зла. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. Говорят, что лучше идешевле, аяговорю— платите захудшую вещь дороже дадома».
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Однако была идругая, куда более веская причина. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства.
Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Другой дочери— Александре— онкак-то писал: «Мне, например, ужасно непонравилось увас желание иметь американский инструмент, хотя янежалел расходов навашу обмеблировку инебуду жалеть, если увас что-нибудь недоделано можно желать иностранную вещь совсем унас непроизводимую, нокогда сотни тысяч богатых людей ездят врусских экипажах икогда даже такие виртуозы как Рубинштейн играют нарусских инструментах, тоодинаково неразумно иметь, как парижские кареты, так иамериканские инструменты». Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым.
Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. На этом портрете Репин изобразил еще молодого мудреца, задумавшегося о чем-то старом, как мир.
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Салтыкова-Щедрина.
Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. А. В.
То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. ».
У Третьякова было несколько графических портретов М. И. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации».
Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. В образе красного коня любители искусства увидели глубокую символику: кто – предчувствие грядущего обновления, очищения человечества, а кто—то – метафору революционной эпохи и наступающего хаоса. В 1914 году картину отправили в Швецию на «Балтийскую выставку», где художника наградили медалью и грамотой из рук короля Швеции. Сходство черт лица и выражение поразительны.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Впроцессе создания полотна онсделал более 500 этюдов иэскизов.
Глинки12. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Работа над картиной была начата на даче в Мартышкино под Санкт-Петербургом, а позировали художнику члены его семьи и другие знакомые3.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века.