Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. Картина Ильи Репина Портрет художника В. И. Сурикова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Художник не выдумал своего героя. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Пленный перс тоскует напротив атамана. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Портрет Н. Лескова, углубленный и трагически напряженный, о котором сын писателя сказал, что «безупречное, до жути острое сходство потрясает». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Это сделано мастерски. Мир нужды, бесправия и гнета -- такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Со товарищами строили Суриковы Красноярск, пахали землю, ловили рыбу, били зверя в тайге, бунтовали против царских воевод, берегли русские границы.
Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В 1891 году Суриков, окончив сцену из современного ему сибирского быта «Взятие снежного городка», приступает к осуществлению сокровенного замысла -- картины «Покорение Сибири Ермаком». Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Те же самые мучения изыскания и наконец, кропотливая работа над образами. Внимание художника тяготит их.
Так выполнены известные портреты художников А. И. уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, -- вот как у старых мастеров. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Словом, более близких отношений у меня не было ни с одним товарищем». Это всё сейчас хранится в музеях.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Художник не был революционером в жизни, с народниками его объединяла ненависть к деспотизму, самодержавию, официально-казенной церкви, однако программу и методы их борьбы он не разделял. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Художник был несправедлив к себе: его «мало» включало несовместимость со всякой неправдой и цинизмом, приспособленчеством, сделками с совестью, выспренними декларациями, «романтическим» позерством и богемой -- этим «мещанством навыворот». «Нет ничего интереснее истории, -- говорил Суриков.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Какого еще Вам свидетельства.
В. Суриков (1848-1916). Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. В движении нестройной толпы открывается целостный замысел художника, обладающего даром проницательного и ироничного наблюдателя и изобразителя жизни, не указующего назидательным перстом на язвы и пороки жизни, но воссоздающего ее во всей полнокрасочности и непредсказуемой многогранности и лишь ненавязчиво, деликатно направляющего зрителя к верным выводам и оценкам. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
С Меншиковым трое его детей. Землисто-серые и оливковые, зеленоватые тона воссоздают атмосферу места действия, придают изображенной сцене драматизм и эмоциональную взволнованность. Большие исторические полотна.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Нерасторжимое единство идеи и образов картины, сюжета и композиции, колорита и всех других выразительных средств ставит «Боярыню Морозову» в число шедевров русской реалистической живописи. Кто не помнит его полотна такие как «Утро стрелецкой казни» или же «Боярыня Морозова».
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Репин дважды подавал прошения об отставке. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Но ведь всё-таки приняли. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
И тут на подмогу пришла любовь дочерей. Существует несколько портретов А. И. Емельяновой.
Но неясны пути крестьянской революции. как бы соприкасались два жанра – портретный и бытовой. Художественное исследование исторических противоборств приводит Сурикова к его творческой вершине -- «Боярыне Морозовой». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Битва в разгаре. Это портрет-памятник, портрет-монумент, произведение, можно сказать, героического звучания. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Художник иной эпохи, Суриков ищет решения «проклятых» вопросов не в философии евангельских легенд, а в самой жизни. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Такие же сложности были и с полотном «Покорение Сибири Ермаком». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Скупо запачканная красками палитра. Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок. Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства она же дала мне и дух и силу и здоровье». 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Репин блестяще справился со всеми трудностями композиционного и живописного решения картины избежав ложной помпезности. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, -- писал И. Грабарь.
Как писал один из исследователей, «живопись обусловлена характеристикой, характеристика достигнута живописью». И он вернулся и вернулся триумфально. Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое». Он и раньше писал портреты, но в основном это были исторические портреты. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий.
Вот лохмотья. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Рассмотрим "ближний круг".
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. И все это на дивном фоне великих шедевров (конечно, в воображении. ), которые окружали нас излюбленные, бессмертные, вечные.
Портретов кисти В. Серова много, около двухсот. Художника увлекала героическая эпопея казачьей дружины, сокрушившей громадное ханство Кучума. «Крестьянин с уздечкой» (1883).
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Эти портреты очень разные. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Морозова, конечно, главный герой картины, но и другие -- отнюдь не второстепенные.
Валентин Серов был одарен сверх меры. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» -- нелегального органа русского революционного народничества.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. «В нем был не столько художник, сколько искатель истины», -- утверждал К. Коровин. Так случилось и с портретом московского купца и промышленника М. А.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева.
Художник создал впечатляющий жизненный образ. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Это случилось сразу после того, как он внезапно потерял жену.
Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Лучшими из них были, как правило, портреты близких друзей, художников, писателей, артистов -- К. Коровина, И. Левитана, Н. Лескова, М. Горького, И. Остроухова, А. Мазини, Ф. Таманьо, Ф. Шаляпина, М. Ермоловой, Г. Федотовой, И. Репина, К. Станиславского, жены и детей художника. Она умерла настолько неожиданно, что для него это оказалось ударом и неожиданной потерью. -- Давно уже нет на свете той девушки-подростка с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Серов говорил, что «нужно, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое». В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Наступает кабала портретиста, кабала до самой смерти. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Гоголя, Л. Н.
Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. Не менее очевидны и различия между ними. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Художник новой эпохи, он открыл историю русского рисунка XX века. Исторический жанр в живописи всегда был и остается очень важным.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. «Но в обывательских кругах постоянно твердили о тайном соперничестве Репина с Суриковым, о той зависти, которую они будто бы питают друг к другу.
Баталист. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Она умерла в 1914 году в Локарно, завещав, чтобы пожизненным владельцем усадьбы стал Илья Ефимович. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. «Строгая жизнь», – отзовется Репин о суриковских квартирах. через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л. Н. Толстого» (1873) и «Н. А. Некрасова» (1877 ГТГ). «Впечатление от картины, -- писал И. Репин, -- столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». Я как-то написал об этом Репину.
— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Решил Василий Суриков учиться в Академии художеств – добрался до Петербурга. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Значительно искусство Сурикова-портретиста.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Как художник, существовавший лишь своим трудом, Серов, по словам его ученика, со временем поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей». Поэма Минского была не причиной, но лишь поводом к созданию «Отказа от исповеди».
Возница с трудом пробивает путь через запрудившую улицу плотную толпу. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. «Отказ от исповеди» он подарил поэту Н. Минскому, написавшему поэму. Эта большая историческая и нравственная проблема занимала в свое время Ал. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. С Суриковым мне всегда было интересно и весело. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». А к концу жизни Суриков неожиданно увлёкся портретами. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Знакомство это состоялось только в 1877 году в Москве. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. А ведь был период, когда он абсолютно отошёл от живописи и не прикасался к краскам. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
-- говорил он. -- Конечно, это нужно, это необходимо, но этого недостаточно. Здесь уже нужна была не столько прямота, сколько талант царедворца: и нынешнему царю угодить и будущего не обидеть. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Волошинский портрет очень точен.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветами тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. «Не мог же я, -- добавляет художник, -- писать этот портрет с любовью и нежностью». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Он ушёл, они остались.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Возрождая традиции русской живописи XVIII века, художник в последние годы жизни создает тип импозантного парадного портрета-картины «большого стиля», настойчиво ищет выразительности цельных и плавных линий», разнообразных и содержательных композиционных решений, включавших нередко сложную обстановку интерьеров, отражения в зеркалах и так далее. Суриков долго искал позы, долго искал, как изобразить этого народного героя. И, наконец, цвет, его гармония и диссонансы, контрасты и оттенки. Ист живопись, портрет. Да и брат Глеб не оплошал – жену взял с соседнего кремлевского двора князей Сицких.
Максимилиан Волошин писал, что «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках русской истории». Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Америка—Франция—Россия.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот. Должны были. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Он плакал, рассказывая о смерти своей жены, слегка положив руку на мое плечо. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия Илья Репин так отзывался о Василии Сурикове: «Я был уже на выезде за границу, когда Суриков стал выдвигаться и готовился быть «конкурентом». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Критика это полотно оценила много позже, публика ещё позже.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Дружинники не суетятся, нет ни лихой бравады, ни показной храбрости, тем более нет страха. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. В его глазах читается печаль, тоска. Можно представить каково это было, ему знаменитому, тому самому кто написал «Меньшиков в Берёзове», да ту же «Боярыню Морозову» Депрессия в самой тяжёлой форме захлестнула мастера.
В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» – картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным».
Но Сурикова интересовал не только исторический жанр, он прекрасно работал и как пейзажист. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» -- это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.
Впрочем, сходство -- одно, но не главное качество полотен Серова. Борьба революционеров с царизмом явилась выражением лучших качеств русского народа и его национального характера--свободолюбия, патриотизма, мужества, готовности к смерти и мукам во имя правды, добра и справедливости, -- и потому Репин не мог пройти мимо нее, потому он написал свои картины, ставшие его творческим и гражданским подвигом. «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы», -- говорил Суриков. Это далеко не единственные его работы, просто перечислять бессмысленно.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. 62, 5 x 54 см. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. столько вообще неколоритных живописцев.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Правда, с опалой Романовых, которых обвинил царь Борис Годунов, будто решили они извести колдовскими корешками всю его царскую семью, с того самого страшного 1600 года многое изменилось. Далеко не всегда Серову доводилось писать такие модели.
Именно действуют, предопределяя исход того или иного исторического события. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Человек для них -- не безликий статист на подмостках истории, а действующее лицо, наделенное неповторимой индивидуальностью и социальной природой, большими страстями, яркими чувствами, внутренней значительностью.
Морозова (1902). К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм. Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816), Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777) в архитектуре – Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым (1738-1812) в живописи – Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858) – авторами соответственно таких известных полотен, как "Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу". Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Сундук. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В.
К тому же Сицкие продолжали родниться с Романовыми. О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Кидаешься ты на врагов, как лев».
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Но он вернулся к краскам и на свет явилось полотно «Исцеление слепорождённого Иисусом». Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов.
Но заботы о двух дочерях и работа над полотнами, можно сказать придало ему сил. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные. Но был один художник, преданно любимый Суриковым, -- Александр Иванов. Похоже.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Одни откровенно радуются и глумятся над опальной раскольницей, другими движет лишь равнодушное по существу любопытство, третьи всматриваются в боярыню недоверчиво, с подозрением или страхом. «Портрет художника В. И. Сурикова» (1877). Чистый, не замутненный примесями цвет сливается в гармонию, в которой слышатся и сильные, точно расставленные красочные акценты, живая игра ярких солнечных пятен и глубоких теней и вариации колористических тем.
Работа над картиной, длившаяся около четырех лет, потребовала от художника тщательного изучения летописей и других исторических источников, множества зарисовок, неоднократных поездок в Сибирь и на Дон, где он писал пейзажи и этюды казаков. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Холст, масло. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Были моменты, когда он даже плакал (человек сентиментальный сказал бы: «на моей груди»).
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. Репин не забыл того впечатления, которое произвела на него «Последняя исповедь». В основе его -- глубоко эстетическое отношение к жизни.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Конечно, же при создании полотен делались этюды, зарисовки. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В его взгляде осуждение и тревога. Большое место в творчестве Серова принадлежит светским женским портретам. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Вся центральная часть написана самим Репиным. Суриковы -- старинный казачий род.
Герой произведений – русский народ. Сейчас «Последняя исповедь» известна лишь немногим, полузабыт и Минский, а картина Репина осталась жить как одно из самых волнующих произведений художника. В многодневной битве под Искером на Иртыше в октябре 1582 года войско неприятеля было разбито, русским землепроходцам открывалась дорога к Великому океану.
«Полесовщика» (1874, ГТГ). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Морозова (1868), И. И. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». «Каждый портрет для меня целая болезнь», --признавался художник.
Он перестал писать. Кроме того, он написал достаточно много эскизов ко многим своим полотнам. Самое сильное и интенсивное пятно -- лицо актрисы. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. «Сходство.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Илья Репин. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Суриков за «Морозову» ограничился пятнадцатью. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. На втором плане справа тяжело груженная барка с фигуркой хозяина или приказчика на борту, а через всю картину, справа налево, -- ватага бурлаков, натужно из последних сил тянущих судно. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П.
Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников. Тяжкую думу думает атаман. «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Нравственная оценка событий и человека – основной нерв искусства мастера. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Нужно что-то еще. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Наконец, неповторимый дар угадывания истории, не столько буквы, сколько ее духа, правды давно минувших веков. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Коровина», написанного в 1891 году и до «К. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. Гаршина.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении. Перовым и И. Н. А с двух сторон эта благородная публика оцеплена конными полицейскими и сотскими с бляхами на груди.
Крамским. а из сторон не выходит победительницей. Вскоре после этого он вместе со своим братом совершил сибирское путешествие и там снова родился шедевр «Взятие снежного городка».
Замечательные портреты-типы были написаны И. Е. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, по-детски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем» -- задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Свистят стрелы, гремят выстрелы -- есть уже и раненые и убитые. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880 -- 1883).
Как он долго готовился к его разработке, как он мучился в поисках главного героя. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). -- Только читая историю, понимаешь настоящее». А его полотно «Степан Разин». Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Если дело ограничивалось сходством, то художник раздраженно называл работу «Портрет Портретычем».
Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. » И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику». Крит реализм. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В. Г. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Толстого, В. М. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшается здоровье художника.
А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. Хотя публика, для которой он писал, не всегда благосклонно принимала его труд. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Они создали свой, особый тип портретного изобр. В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. В «Портрете С. М. Боткиной» (1899) Серов любуется смелым и изысканным контрастом желтого платья, синей обивки дивана и потемневшей позолоты в то же время зоркость реалиста подсказала ему своеобразную композицию этого парадного портрета, в котором фигура сдвинута на край дивана, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Общение с прежними друзьями было только заочным. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин был величайшим реалистом. В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Она ушла из жизни в 1931 году55. Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют.
Его последними словами перед смертью были слова: «Я исчезаю». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. «Франческо Таманьо» -- словно вспышка бурного, огненного темперамента, пронизывающего и образ итальянского «короля певцов», его горделивую осанку с поднятой головой и горячий красновато-коричневый колорит и сам мазок, нервный, торопливый, энергичный.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Перепелкина. Глаза ясные и добрые.
Но этот портрет был абсолютно новым явлением в русском живописном искусстве. Глубокий психологизм, т. е. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). Классицизм (от лат. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В конечном итоге Репин должен был написать ее, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие свои картины, посвященные революционно-освободительному движению 1870 -- 1880-х годов. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Я уже тогда написал «Бурлаков» и «Дочь Иаира» и явно демонстративный взгляд мне, столь известному тогда не только в академическом коридоре, но и дальше его, показался обидным.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Холод. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. У типичного портрета передвижника появляются свои, новые герои: угнетенное крестьянство интеллигенты-разночинцы, борцы за счастье народа.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Этого еще недостаточно. Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. То же «Взятие снежного городка» по началу просто не поняли и всячески осуждали. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Правда исторической панорамы становится откровением. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Художество нужно, да, да, художество». В числе этих портретов встречаются и интимные портреты, например овальный портрет Е. П. Олив (1909), захватывающий изяществом формы и рисунка, утонченными вариациями серо-голубоватых тонов. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Иванова, но В. Суриков решает ее на ином материале и ином уровне. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку, с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров».
Запечатленное угнетение бедных являло собой призыв к милосердию по отношению к простому человеку. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Все равно добились Романовы власти, а добившись, не забыли и пострадавшей за них родни.
«Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В. Л. Н. Толстого». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Кошелева (1866) все – в ГРМ.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Но главное он работал. Художник не писал их на заказ. Чистякова (1861), Н. А.
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ». А картины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Поставленная перед художником задача была очень трудной. Зайдет солнце и снова взойдет, а битва еще не кончится, но исход ее предрешен. Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Воспитание венценосцев – дело непростое. Но картина Репина -- не живописная иллюстрация к поэме. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины. » – как писал он впоследствии К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Они словно противопоставлены друг другу. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Одаренность Серова проявилась рано. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Творческое наследие И. Е. Не случайно эта картина пользовалась такой популярностью в среде русских революционеров. М. Бунакову. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Они свидетели его таланта, свидетели его любви к Родине.
Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887 обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Небо, вода, песок -- и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, -- дымок парохода). Картины эти -- не иллюстрации к русской истории. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.
Таким синтезом исканий художника стал портрет великой драматической актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905). «Я хочу, хочу отрадного. », писал он двадцатилетним юношей. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Ни одной мастерской за всю свою жизнь он не имел. Третьяков»109.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Мы все его полотна помним и знаем. Крамской И. Егопортреты – портреты-обобщение, в кот. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный».
В итоге получилось нечто потрясающее. «Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
В своих полотнах художники запечатлели практически все события истории России, начиная с глубокой древности. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями. Приблизились. Стасов. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Султан турецкий Мехмед IV. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Искусство Серова -- это единство и гармония этих двух начал.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Одухотворенность модели и драматизм события художник великолепно передавал через эффекты светотени, когда пространство словно тонет в тени, в золотистых сумерках, а луч света выделяет отдельные фигуры людей их лица, жесты и движения. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Идея произведения выступает в картине Сурикова не в роли «режиссера», по воле которого действующие лица образуют заранее предрешенную мизансцену, а в образах предельно достоверных и убедительных, живущих и действующих словно независимо от художника.
Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ 1915, ГРМ) Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов. Но именно этот «аполитичный» художник в годы первой русской революции писал портрет Максима Горького, рисовал карикатуры на царя и его приспешников, писал композиции «Солдатушки, бравы ребятушки. » и «Похороны Баумана», в знак протеста против расстрела 9-го января вышел из Академии художеств, отказался от должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, когда его руководство не разрешило «политически неблагонадежной» А. Голубкиной работать в мастерской училища. Поленов получил за «Христа и грешницу» двадцать четыре тысячи рублей. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).