Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина».
Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета.
Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Но зима еще цепляется и не хочет уступать ей место. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург.
В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. История в другом.
Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками. Коровин, И. Е. На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль.
Это портреты артиста в жизни. Еще одна из его работ, несколько лет назад лишь «мелькнула» дома: я про картину «Гопак», которую Репин писал в 1927 году. И то на компьютерах. Недавно, в мае 2009 года и это перестало быть загадкой. Не курят их теперь».
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища».
Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». Первоначальное название картины — «Новый город». Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361.
После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным.
Репин и сам был недоволен результатом работы. После революции Репин больше ни разу не был в России. Потом появились русские покупатели Я был вместе с искусствоведами в одной частной московской галерее, чтобы взглянуть на эту картину, которую одна из исследователей когда-то описала как «плохо прорисованную и слабую по композиции». В январе 1913 г. картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» зверски изрезал фанатик-сектант. Впрочем, приехав в Питер, пойду к нему сам».
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Жду и буду ожидать всякий час. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. А вчера.
Эмоциональный накал трагедии, выраженный средствами живописи, с новой силой звучал переведенный на язык театра. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1. Он очень рад и будет писать с меня портрет».
Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен». Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Низ имеет большое пространство.
Прежде считалось, что Репин или уничтожил или «записал» не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина. В. Калмыкова (М., 2010) и другие. Через пять лет, в 1944-м, отцовская усадьба и стоявший рядом с ней дом Юрия, сгорят. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Сделалось очень больно и стыдно.
Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки.
Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.
Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Вельможа екатерининских времен.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. И чтобы не поскользнуться и упасть на скользкой дороге, певцу приходиться облокачиваться на трость, выполненную из ценного дерева.
и поступь. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз.
«Беседуя с Репиным, — пишет автор воспоминаний, — Шаляпин не спускает с него глаз, с глубоким уважением задает ему вопрос за вопросом». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Невольными заложниками новой геополитической ситуации оказались многие русские имевшие дачи в Финляндии. Спасибо, спасибо, спасибо.
Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. Дальше сошлемся на материалы чешской прессы. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Стоит, как вылитый, по несколько часов». В нижнем левом углу на втором плане видны три фигуры в чёрном: дочери Шаляпина Марина и Марфа, сопровождаемые на прогулку большим другом и личным секретарём артиста, тенором Исаем Дворищиным.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. Хвалебные отзывы слышны крайне редко.
За широкой спиной Шаляпина развернулась картина народного празднества, гуляний, торговли и веселья, в общем встречи и празднования весны— масленица в самом разгаре с разноцветными балаганами, цирком, каруселью, лихими катаниями на разукрашенных санях и русских тройках прямо на ярмарочной площади с лотками и прилавками, которые уже тогда начали уходить в прошлое. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14.
В своей автобиографической книге Маска и душа знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». Репины покинули «Пенаты» лишь в дни советско-финской войны в 1939-м, оставив в доме все, как было когда-то при Илье Ефимовиче.
Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным.
Вы можете увидеть на холсте и современные нравы и старинный роскошный декор и ироничность барской шубы и пафос рубинового перстня с тростью и философские мотивы и жизнерадостность лубочного жанра. Эту картину художник исполнил дважды в 1921г и 1922г. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве.
До последних дней его жизни портрет висел в кабинете над большим камином из резного дерева в парижской квартире певца в доме 22 на авеню дЭйло. В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов.
Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым. В собственном имении. Об этом говорят страницы шаляпинских мемуаров и последние письма Репина. Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Как драгоценнейшее достояние, я храню в моем парижском кабинете мой знаменитый портрет его работы и все его изумительные эскизы к Вражьей Силе»62. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Серов, Л. О. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка.
были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Это любимая композиция художника.
Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль5362324445463339474849. Пошел в магазин.
В 1977 году он экспонировался на выставке русского и советского искусства в музее Метрополитен в Нью-Йорке63. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. И сейчас же, как услышал пение этого феноменального юноши, сейчас же стал лепить его бюст.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. У Кустодиева нет места народным страданиям или философским размышлениям – вы видите ясно-морозные зимы с веселым людом на санях, балаганы, карусели, красочные чаепития, трактиры, торговые ряды. В репинский юбилей. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27. И даже ученик Коровина – Б. В. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции. Фотография известна, не раз публиковалась, есть она и в «Пенатах». Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа.
Уже в следующих «Берегах». Какая силища, какая мощь. когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. (Он живет в Куоккале. ) Пробуду у него несколько дней. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды.
Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. Источник назвали «Колодец Посейдона». Репин, как видно из его телеграммы Шаляпину, ликовал, узнав о скором приезде артиста.
Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров. Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко. ». На картинах Бориса Кустодиева перед зрителем предстают изумительные зимы с веселым катанием на санях, балаганами, каруселями, праздничными народными гуляниями, яркость и красочность, которая противопоставлена серости и скуке прозаической жизни.
Чудеса. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. В результате, на полотне отчетливо проступило лицо Шаляпина. Главная ценность картины – ее живописность. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию.
И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. К. И. Чуковский вспоминал, что «Шаляпин приветствовал Репина с почтительной сыновней любовью». Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время».
Прямое противопоставление серой и скучной жизни. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. А «Пенаты» восстановят к 1962 году. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Вот, например, бурка.
Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни. Афиша о его концерте внизу холма. А началась история в феврале 1914 года, когда Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в «Пенаты» попозировать.
Серов изобразил открытое лицо певца. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. 1912 — 1914 гг. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать.
Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Все больше и больше распоясывается хулиган — эко чертово отродье. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении.
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Картина Репина, увиденная в Третьяковской галерее, помогла ему осознать подмеченное в жизни, дала ключ к психологии Варлаама. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Впечатления от них и от молодого Шаляпина не потускнели у него и через тридцать лет.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. В нижнем правом углу у ног Шаляпина сидит его любимый пёс— белый с чёрной отметиной французский бульдог Ройка изображённый в натуральную величину и смотрящий преданно на своего хозяина, который держит его на поводке. Это заметно по заснеженным сугробам. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902). Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И.
Точнее, дебют этот не состоялся. На руках у Марины обезьянка. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе».
Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Таков в его изображении Федор Шаляпин. Кустодиев, будучи малоподвижным человеком, с готовностью и без колебаний согласился на предложение Шаляпина о создании декораций1718. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли. «Ни на что на земле непохожий.
Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы.
Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха». Общественность начала сбор пожертвований. Я давно обещал ему позировать.
Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Для Кустодиева Шаляпин был кумиром с юных лет и другом.
У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. И такая осанка. да. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула. Вот был сюрприз. Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года.
Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920.
Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Видно, что его одежда сшита из бобрового меха. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту.
В нем Репин с искренностью великого художника говорит о своей любви к Шаляпину. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет». В конце 1912 г. Шаляпин и Репин встретились в Москве. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен.
А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость.
За исключением имущества, доставшегося его дочерям. Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро».
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». И. М. Гофман (М., 1981).
Коровин ценился далеко не всегда. «Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета.
Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. А порой и просто удивительных совпадений. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Но в Куоккалу мы еще вернемся, как недавно сделал это знаменитый Тонино Гуэрра. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Какими дарами награжден человек.
Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма.
однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Предложили мне выбрать.
Уменьшенный портрет хранится в Русском музее176, куда был передан в 1927 году из Государственной Третьяковской галереи43. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Взгляните на знаменитых «Запорожцев» и сразу ее узнаете. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле).
Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Пастернак, К. А. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Дворищина.
А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921». Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Обладал Шаляпин и литературным даром. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Как и некоторые из атрибутов использованных когда-то Репиным в своих картинах. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции. Абсолютно подавленный ушел я из галереи. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина.
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. М. В. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Коровин был превосходным театральным декоратором, театр принес ему славу и доход, но он оставался верен станковой живописи. Кустодиев не смог её посетить и довольствовался отзывами знакомых, которые не всегда оказывались объективными, как в случае Кузьмы Петрова-Водкина, посетившего художника в те дни. Как он лежал на софе. С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. Певец родился в ветреном и морозном феврале хилым и болезненным, ничто не предвещало, что впоследствии из этой крохи вырастет богатырь.
Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Однако этот город и знаком ему – по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. «Пенаты» стали его малой родиной. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
Об одной из их встреч рассказал художник М. Ф. Шемякин. Все прислушивались к идущему между ними разговору об искусстве. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Также он пробовал себя и в скульптуре.
Вот Вы лежите на софе в халате. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.
Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест. Какая силища, какая мощь. А рядом с ним стоит веселый мопс. Вскоре я лично познакомился с этим огромным художником и с радостью убедился, что Репин и не мог написать никакого владыку-тирана – иначе, как с человеческой душой, так как сам он, этот дорогой нам всем маэстро, человек огромной души и сердца, полного любви к людям. С этим новым уменьшенным вариантом картины Кустодиев не расставался до самой своей кончины в 1927 году14.
Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Говорил немногословно и вдумчиво, перемежая свои восклицания долгими паузами: — Откуда у него эти гордые жесты. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Недаром Федор Шаляпин говорил:.
Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.
Редкая выносливость, поразительное терпение. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Мастеру приходилось просить усаживать кошку на возвышение, чтобы мопс, глядя на нее мог «позировать» художнику. В этом довольно парадном портрете Кустодиев со свойственной себе долей лукавства отметил некоторую самовлюблённость Шаляпина, его стремление щегольнуть дорогими нарядами, создав поистине хрестоматийный образ артиста, этакого вальяжного русского барина или зажиточного купца23350474948.
Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. На руках у Марины обезьянка. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. Везде стоят лотки и ярмарочные прилавки.
Первый план картины укрупненный. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Экий я мерзавец — буржуй. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское.
Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Чем нарушил этикет.
Трудная это была задача для меня в то время. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Жалко Илью Ефимова. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ).
Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. На портрете надпись: «Ф. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл замечательным и бессмертным. кто бы мог подумать.
Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков. Но Репин этого уже не увидел: Илья Ефимович умер в 1930 году и был похоронен прямо в усадьбе Сейчас, как и раньше, простой деревянный крест – его памятник. Говорят, что тот приезд Шаляпина сопровождался большим шумом. Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он еще учился в Академии художеств в Петербурге.
Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь. А ведь пролетарий, казанский сапожник. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.
Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже.
Жалко, что нет старинной трубки.
Альбом «Александр Головин», авт. -сост. В нижнем правом углу у ног Шаляпина сидит его любимый пёс— белый с чёрной отметиной французский бульдог Ройка изображённый в натуральную величину и смотрящий преданно на своего хозяина, который держит его на поводке. Картину, ставшую одной из частей его «украинского» цикла, в который, кстати, вошли и знаменитые «Запорожцы» Так вот, «Гопак» по наследству перешел когда-то Вере Репиной, а после ее смерти в 1948 году достался финскому коллекционеру.
Его Портрет художника И. Я. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался.
И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.
Может быть, сказался и возраст — Репину было уже семьдесят лет. В историческую, русскую его часть. Терещенко, чем огорчил Шаляпина.
На пальце— перстень.
По задумке автора знаменитый бас Федор Шаляпин прибывает на гастроли в незнакомый провинциальный городок. Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. С тех пор тут музей, а картины Юрия – среди его экспонатов.
Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Отлично помню и я юного гениального певца. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Таким образом, Коровина ругают все: те, кто любит – за безыдейность, набросочность работ те, кто завидуют славе или не понимают его – за широкую манеру письма, опять же за безыдейность.
Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Пройти в ложу короля можно было только через зал, что Шаляпин и сделал прямо в гриме и костюме только что сходившего с ума царя Бориса. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. А потом отправимся в Хельсинки.
Сегодня, кстати, этот колодец вновь заработал, как прежде. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23.
И не только композицию. «Барином хочу я Вас написать, Федор Иванович», — говорит Репин. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Писать с натуры эту удивительно красочную Русь во всей щедрости и довольстве Борис Кустодиев не мог. Как и «Автопортрет» самого Ильи Ефимовича, последний, прижизненный, живописный, 1920 года. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева. Около камина.
Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. И он рисовал, рисовал много. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
Художник позволил себе долю лукавства и показал самовлюбленность известного певца. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом. Долгожданная весна уже не за горами.
Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Но в театре приняли условия русского баса. «Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. В отличие от живописного прообраза, шаляпинский Варлаам не «огнедышащая гора», а, как описал его артист, одутловатый, малокровный, с сизо-красным носом и всклокоченной седой бородой, расходящейся на конце штопором. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении.
Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки». Персонаж одет в распахнутую шубу, хотя на улице еще морозно.
Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. «Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Видно, как группа людей весело катаются на санях. Я полон восторга и восхищения до небес Досифеем. Причем отношение к ним было достаточно враждебное.
А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Художник радовался, что наконец исполнится его давнишнее желание сделать портрет певца: «. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.
Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. В письме, адресованном в начале 1909 г. Остроухову, Репин делится своими впечатлениями от шаляпинского исполнения роли Олоферна: «Не так давно в «Олоферне» я слышал и видел Шаляпина. Народ вывалил на улицу для встречи весны.
Так оно и было в действительности. Все же несколько прописав портрет, он показал его на сорок третьей выставке передвижников. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
Его «Портрет художника И. Я. Вершиной творчества художника Кустодиева является Портрет Федора Шаляпина. Сохранились его работы Автопортрет, десятки портретов, рисунков, карикатур. Он пробовал себя и в скульптуре (скульптурный автопортрет).
Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил остался только его Булька, так и пропал большой труд». Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. От портрета Шаляпина на нем остались его собака Булька и подпись: дата с левой стороны: «Ил. Ръпин 1914».
Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается. XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт.