Картина Ильи Репина Портрет академика И. П. Павлова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В послереволюционный период в новых условиях существования творческие усилия художника сосредотачиваются на портретной живописи. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Репин встречал их по средам. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Период обучения для него закончился в 1874 году. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Рассмотрим "ближний круг". Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191.
Несколько изданий пережила написанная им книга воспоминаний Далекое близкое. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Наиболее известными считаются работы «Портрет Нади Репиной» (1881, Государственный художественный музей им. Она ушла из жизни в 1931 году55.
У Репина учились Бродский, Грабарь, Кустодиев и многие другие выдающиеся художники. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Илья Репин дал потомкам неподражаемый пример огромной работоспособности и умения преодолевать многие невзгоды.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В каждом из этих портретов художник стремился отразить и подчеркнуть индивидуальные черты каждого из своих персонажей.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В 1866 году Репин присутствовал на казни Каракозова и даже сделал несколько рисунков. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
Картины Репина по праву считаются вершиной русского реализма в живописи. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Они вместе читали книги, ходили в оперу, а в конце 1900 года Репин поселился в имении Нордман в Финляндии, в Куоккале, которое и стало знаменитыми репинскими Пенатами. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Публике картина понравилась. Репин дважды подавал прошения об отставке.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. (Цитата из заметки Е. Аникеева "Хотьковский вестник" 12 1992). Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Где там. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Весьма интересен образ горбуна, в описании самого художника: – "Горбун. Несмотря на одобрение учёного и окружающих художник был не удовлетворен портретом. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Репин Илья Ефимович (1844 — 1930) — один из самых известных русских художников. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.
Созданный тогда портрет представляет академика читающим на веранде на фоне окна. Переехав в Петербург, Репин начал часто принимать гостей – знаменитых писателей, ученых, художников. Репин писал и своих дочерей. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». К моменту создания портрета М. В. Нестеров был уже известным и немолодым художником. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. То вегетарианство, то благотворительность, то самообслуживание.
Разумеется, не последней была асептическая роль чистых белых халатов. Надя — девочка с большими темными глазами и по-детски пухлыми губами. Большую роль в передаче авторского замысла играет колорит картины, основанный на противопоставлении темной фигуры Павлова, одетого в серый костюм, со светлым фоном (скатерть, цветы на столе, стена террасы).
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. ». Буду считать это моим успехом за прошедший год. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм».
На этом характерном жесте художник и построил композицию нового портрета. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе.
В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Л. Н. Толстого».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Первый факт. Он подметил, что во время беседы академик часто ударял кулаками по столу. В Пенатах стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. А они, к сожалению, не всегда понимали его. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В своих воспоминаниях Нестеров пишет: «Я едва усадил его за стол.
Ах, я несчастный. ». Пятый факт. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Репиным. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Впрочем, так ли. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. У реалиста И. Е. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Репина они точнее (на много процентов), нежели у абстракционистов импрессионистов и тем более, авангардистов (с попыткой иронии пишу я эту фразу.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Это, действительно, не всегда удаётся. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Пусть грозит глупцам и невеждам».
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
С наибольшей глубиной этот идеал был воплощён в произведениях М. В. Нестерова». Ну, я так и написал его с кулаками. Восстанавливать картину пригласили из Куоккалы автора.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Представителя творческого труда в процессе работы изображает еще одна известная картина Нестерова — «Портрет скульптора В. И. Мухиной» (1940, Третьяковская галерея, Москва), написанный в последние годы жизни художника. Начальное представление о приемах живописи дал начинающему художнику А. М. Волков. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Особенно хороша изумрудная зелень травы и крыш за окном. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Яков Минченков, познакомившийся с художником во время работы передвижной выставки 1898 года, вспоминал, что увидел перед собой невысокого сухощавого человека с вьющимися волосами и острой бородкой. Ее портрет висел у него на даче в Пенатах. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Ему было всего 42 года. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Но вместо забвения Илью Репина ждала огромная слава.
Кто из жителей России, да и всего бывшего СССР, не знает его страстных, психологически достоверных полотен, посвященных истории, - картин Царевна Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), его изумительных женских портретов. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Третьяков»109. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Современные хирурги скажут: «Репин все наврал, так хирурги не работают. » — но будут правы лишь отчасти: сейчас так действительно не работают.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Приехав в галерею через несколько месяцев, художник не заметил «дерзкого поступка» своих коллег. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Как все почти горбатые, он необыкновенно умен и скрытен". Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Всё бы ему кипеть и бурлить.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он религиозен по-своему и порядочный, честный юноша.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Художник показал его читающим книгу. Путь художника он начал, расписывая церкви в своем родном Чугуеве. Светлые тона зелени оживляют картину, но в целом композиция статична. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Его интересовали творческие люди изображенные в активном действии.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III. Якобы, перед кончиной он произнёс слова: – «Все кончено.
Америка—Франция—Россия. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Это качество портрета в полной мере воплотилось в работах М. В. Нестерова.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. А. Н. Радищева, Саратов) и «Стрекоза».
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Создается такое впечатление, что Надя даже не позировала художнику, а он сам выбрал момент и запомнил позу, выражение лица и т. д.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. На крестных ходах с помощью костыля этот молодец несколько раз успевает обогнать процессию и забежать вперед для собирания милостыни. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
«Надя Репина» чем-то напоминает этюд, настолько точно, непосредственно и реалистично Репин изобразил просыпающуюся девочку. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Он прожил долгую интересную жизнь, окруженный семьей, друзьями и учениками. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Возвращается в Россию летом 1876 года.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В его взгляде осуждение и тревога. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Хотя они были выхвачены из жизни в разные её периоды или даже мгновения, но для Репина важно было сохранить не только портретное сходство с человеком, но и ухватить наиболее типичный взгляд, выражение лица, манеру, позу в момент написания портрета.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Присутствие толпы в операционной и работа без масок и перчаток (даже у хирурга. ) кажется дикостью. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Тогда художник ввел в композицию маленькую скульптуру бога северного ветра Борея использованную Мухиной в работе над памятником челюскинцам.
Первый портрет академика был написан в 1930 году. Вся центральная часть написана самим Репиным. В Пенатах, например, висели плакаты Не ждите прислуги, ее нет и Все делайте сами. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Нестеров сосредоточил свое внимание на красивом, строгом и одухотворенном лице женщины. Спорит с ним, грозя очами, негодует.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Наталья Нордман была одержима разными идеями. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а через год перебирается оттуда в Москву. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Долго и мучительно любил он еще одну девушку – молодую художницу Е. Званцеву. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. В 1930-е годы художник, несмотря на возраст, переживает новый творческий подъём создавая серию портретов, являющуюся одними из лучших его работ. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. И. Е.
В это время он уже перебрался с семьей в Петербург. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Она была закончена только в 1891 году. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Как ударит кулаком об стол. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. У него тонкий голосок, но много характера и энергии. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Наконец уговоры достигли цели, было получено и согласие академика. Об этом его пристрастии знали многоопытные врачи госпиталя. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. М. Бунакову. Внимание художника тяготит их.
Одним из лучших считается Отдых. Здесь он познакомился с художниками-передвижниками, писателями и критиками, чьи сочинения публиковались в демократическом издании «Отечественные записки». Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. А иметь своё мнение.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Первый успех мастеру принесла созданная в этом году картина «Невский проспект ночью» (погибла во время Второй мировой войны). Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. А в XIX веке такого количества требований к организации этого процесса просто не было.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Именно эстетика революционных демократов оказала наибольшее влияние на формирование его мировоззрения. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Сначала Нестеров хотел изобразить Мухину рядом с большим бюстом на огромном постаменте, но, по его словам, бюст-«истукан» занял все пространство картины.
В творчестве Ярошенко существует целый ряд психологически точных портретов. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Рисовал Репин и своих горячо любимых детей.
Репин искал вдохновения, мечтал встретить женщину, способную захватить его целиком. Вегетарианцем стал и сам Репин. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Реставраторы и художники Третьяковки, в частности И. Грабарь, с «заплатой» Репина не согласились, стёрли её и восстановили картину в тех красках и манере, в которой она была первично написана самим И. Е. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Этот мужчина слыл в городе колдуном.
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Но занимаемая ею площадь значительно больше, нежели то количество крови, которое может истечь даже из самой большой раны ещё живого человека. Сходство черт лица и выражение поразительны. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Ну, думаю, будет спокойно сидеть. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Художнику было тогда 68 лет, а академику 81 год.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Портрет производит яркое и сильное впечатление. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Одна из первых подобных работ — портрет учителя Ярошенко, И. Н. Крамского (1876). Мягкие, округлые линии придают портрету музыкальную гармонию. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. На него можно положиться, он не болтлив и сдержит данное слово. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Наконец сел за стол, раскрыл книжку иностранного журнала. Страницу не листает, а рвёт.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В его глазах читается печаль, тоска. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Ему это было по плечу. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Кажется, что свежий воздух ранней осени наполняет помещение, в котором находится ученый. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Художник писал, что с первой встречи его мнение о ученом абсолютно изменилось. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Глаза ясные и добрые. Благодарю за отмеченное Вами 100-ое попадание, как в тему, так и в её отражение. Вместо ответа – длящийся вопрос и время словно замедляется у порога, перестает быть жанровым временем. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. Они словно противопоставлены друг другу. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Галерея созданных им образов — это «портрет» эпохи. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Очень выразительно лицо Павлова: высокий открытый лоб с глубокими морщинами, серьезный, умный взгляд сквозь очки, белизна седых волос и бороды. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Преодолевать во имя творчества саму судьбу. Неуёмный старик сидеть не любил.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.