Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Сходство черт лица и выражение поразительны. Некоторые критики писали, что в глазах композитора на этом портретезвучит его музыка – неукротимая и мощная. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. «Искусство», 1946, стр. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. И. Суриков.
Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета. Письма».
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. То-то вот: народ хочется сделать: сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью – мерещится мне он, он один цельный, большой неподкрашенный и без сусального.
И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. На этом лице живыми остались лишь глаза. Сходство черт лица и выражение поразительны. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета.
Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней.
Так-то, коренник. В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета. Мусоргского (1839–1881) для потомков. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Неужели это он. создает образ большой жизненности и впечатляемости.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Портрет принадлежит к числу лучших портретов Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. «Искусство», 1948, стр.
В 1881 году И. Репин жил в Москве. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались.
Неужели это он. А 28 марта композитор скончался. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года.
Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. Именно эти признаки придают картине драматичность. Мусоргского. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Глядя на этот проникновенный портрет, сразу можно догадаться, что Мусоргский нездоров.
Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этогопортрета – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь внешний облик Мусоргского». И. Его поместили в больницу. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. 154–155).
Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Мусорянин» (3).
Ведь Мусоргский — один из самых крупных русских музыкантов, человек, которого, по всей справедливости, надо было похоронить на кладбище Александро-Невской лавры, вблизи от Глинки и Даргомыжского. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Как это случилось.
Ведь об освобождении узников родных оповещали. так удавались портреты творческих людей. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. 47).
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя.
Впрочем, так ли. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Голенищева-Кутузова.
Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
«Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Ему 17 лет. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда.
Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. аль сам надорвешься. Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин показывает нам его таким, какой он стоял перед художником, без всякой предвзятости и лести к известному человеку. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее.
63). Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Они уже давно были знакомы через Стасова. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Это 1856 год. Среди его учеников, . Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Ведь он не думал о смерти.
Репин. Среди его учеников, . Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Я счастлив, что видел эту сцену.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. » Крамской, правда, тоже умел передавать » задумчиво глядящие» глаза. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Но главным для художника была жизненная правда. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность.
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Посмотрите эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят.
Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: «Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Переписка с П. М. Третьяковым». Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). В них, помимо нездорового блеска, видна ясная глубина души и, кажется, в ней продолжает звучать чудесная музыка, преодолевая глубокую печаль. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Среди его учеников, . Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар.
В 1881 году у него случился приступ белой горячки. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Печально есть.
Среди его учеников, . В этих своих качествах портрет Мусоргского, написанный в самом начале 1880-х годов, значительно опередил (как то было в предшествующее десятилетие с Бурлаками) современное ему состояние русской живописи, предвосхищая то, что ближе к концу десятилетия появилось в ранних портретах Валентина Серова и Константина Коровина. «Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер, с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист вскоре оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа » бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем.
Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному. Действительный член Академии художеств с 1903. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. ». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка».
Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Е. Репин и В. В. Стасов.
Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Модест Петрович больше не служил. Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый» — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. И он сразу становится таким понятным, осязаемым, сразу находишь в себе силы и возможность прочитать прославленному музыканту нотации, покачать головой, пожалеть. Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Портрет был выполнен за четыре дня — 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Репин. Портрет Мусоргского писан в Петербурге, в феврале 1881 года, в четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, в Николаевском военном госпитале, где тот находился. На фотографии слева – офицер лейб-гвардии.
Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Однако для художника нет важнее такого объекта, как глаза. Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета.
Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) » гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.