По слухам здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу. Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Более точный способ определить, сколько стоят картины Репина, заключается в экспертной оценке конкретного полотна. Как и другие полотна великого Репина, она очень реалистично и правдиво передает все происходящее.
Репин создал полотна с невероятным драматическим содержанием. В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Кстати, по слухамздоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу. В 1930-х годах картина висела на выставке рядом с полотнами Ильи Репина. Первое полотно Репина на историческую тему.
Три года Илья Репин трудился над полотном «Крестный ход в Курской губернии». Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Известно, что в создании полотна Репину помогали его ученики: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой – Иван Куликов. Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было заказано Репину правительством. «бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» — всемирно известные шедевры Репина и этапные полотна в развитии художественной мысли в России. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна. Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было заказано Репину Правительством.
Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Этюд получился превосходный. Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом: Ты – шайтан турецький, проклятого чорта брат и товарыщ и самого люциперя секретарь. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом.
Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Но, ни приведи бог, еще не вечер. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Репин считал сам эту картину красивой. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
Публике картина понравилась. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Для своей картины Репин сделал ряд блестящих портретов, писанных с натуры в этюдном порядке. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
1. В эту минуту в комнату вошел Христос. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Историчен лишь мастерски написанный антураж. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
В итоге: порезы на картине в трех местах, повреждена рама. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Ирония иронией, но вопрос в другом – что делать с проблемой вандализма в принципе. В «Запорожцах» живописная манера Репина отличается особой сочностью, фигуры людей пластичны, лица экспрессивны, красочные одежды написаны ярко и звучно. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Пятый факт. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Репин стал очевидцем казни народовольцев. В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва).
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Комната небогатой интеллигентной семьи. Много учился на написании портретов близких и друзей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году». К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Все заняты. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Она была закончена только в 1891 году. Л. Н. Толстого».
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Репин имел сложный характер.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Через секунду сорвется со стула и бросится к отцу мальчик, на губах которого играет радостно-удивленная улыбка. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Работал весь день, не замечая времени. И вот уже перед нами не царь, а отец. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Перед окном ее кельи, в назидание непокорной сестре, Петр приказал повесить стрельцов. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Америка—Франция—Россия.
«Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В своих композициях он создал живописную эпопею русской жизни конца XIX столетия.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном.
Он отказывался пояснять что-либо по поводу созданных им произведений. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. К обоим Репин относился сочувственно. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
влекущую к себе силу. Там – жизнь, борьба здесь – смерть, увядание. И картина крови имела большой успех. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. 2.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. В живописи его таланты проявились также широко. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы».
Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
На моих друзей она производила то же впечатление. Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Как и в других своих работах исторической направленности, Репин использовал при создании картины образы своих современников. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В понедельник директор созывает всех на брифинг для СМИ. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
Он создал эскизы костюмов обоих персонажей. В-третьих из-за наводнения рынка большим количеством подделок работ столь известного живописца, экспертиза картин Репина требует значительного опыта специалиста. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) гасит болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира – эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Тургенев не был удовлетворен этим портретом, да и самому Репину портрет не нравился, о чем художник откровенно сказал Третьякову, принял на себя этот «грех» и утешался надеждой, что когда-нибудь поправит эту, «почти непроизвольную» ошибку. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». А вот другой портрет, написанный Репиным в Москве. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Так ли это – судить зрителям. Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883). И характерно, что когда бы впоследствии Репин ни принимался писать Тургенева, его ожидала очередная неудача. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Рядом, схватившись за живот руками, хохочет могучий седоусый запорожец в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Мусоргский был изображен художником уже во время болезни, о чем свидетельствует больничный халат, в который и облачен композитор. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. 1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Третьяков»109. В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Историк Игорь Ерохов определил, что из народников в начале 1880-х по царскому помилованию мог быть досрочно освобожден не революционер, а сочувствующий из тех, кто присутствовал на сходках, но в акциях не участвовал: серьезных заговорщиков того периода если и амнистировали, то не раньше 1896 года. Трагедия личности в произведении Репина становится общечеловеческой, приобретает размах шекспировской трагедии. А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре».
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Вечером в пятницу, перед самым закрытием основной экспозиции Третьяковки что в Лаврушинском, вандал (37-летний приезжий из Воронежа) начал металлической стойкой ограждения бить по известной картине «Иван Грозный и сын его Иван».
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Что позволило Репину достоверно изобразить костюмы и реквизит того времени. М. Бунакову. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Евреинов и художник Ю. Анненков. Там он и скончался. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Мне минутами становилось страшно. Она недоступна женской слабости.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Вот таким образом в своих работах он меньше интересовался игрой тонов, мазков, но максимально уделял внимание эмоциям героев, драматизму ситуации.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Бывший арестант. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Пока вандальные выходки носят, по счастью, разовый, «сумасшедший» характер, статистику здесь подводить сложно, но это точно не чаще одного случая на пять-десять-двадцать лет. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин забыл о конкурсе, об Академии. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Он, дескать, счел исторический сюжет убиения сына неправдоподобным. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. У меня в это время сидели режиссёр Н. Н.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Изумлением светятся широко раскрытые глаза сидящей за роялем жены, еще мгновение — и она узнает его. Это сделано мастерски. Стасов присылает ему все, что он просит.
Поленовым и В. М. Васнецовым. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить. В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши.
Убийство свершилось. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Это, по определению Игоря Грабаря, своего рода физиология смеха. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Здесь также изображен очень больной человек – писатель Алексей Феофилактович Писемский. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Он не всегда мог договориться с покупателями о цене картин. В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Кажется, что Софья играет перед зрителями. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Общение с прежними друзьями было только заочным. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета».
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
За окном летний день. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Одутловатое лицо, круги под глазами, такие же взъерошенные волосы. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Если известный русский художник И. И. «Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. «Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Не доносчик ли. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 -- 1891, ГРМ) Репин работал более 12 лет. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. Картина "Садко". Единственная «сказочная» картина Репина – «Садко» («Садко в подводном царстве») – написана в 1876 году по заказу великого князя Александра (будущего императора Александра III).
Горе отца затмевает страдания умирающего сына. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году.
Каждый персонаж переживает что-то своё. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Страшно было подходить – не сдобровать. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва).
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Казалось, она спит.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»).
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Чувства были перегружены ужасами современности.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Он идет прямо к матери.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Эта история получила название «бунт 14». Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося перед лицом вечности, наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое сословное амплуа.
Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Репин никуда не делся. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Брифинг – вещь правильная. Бельгийская пианистка Луиза де Мерси-Аржанто умерла от рака в год написания своего портрета Ильей Репиным. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Репин встречал их по средам.
Репин Илья Ефимович – великий русский художник. О чем эта история. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача.
Пестрые, звучные оттенки колорита подчеркивают впечатление озорного веселья, смелости, молодечества запорожцев. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Мы перечислили лишь некоторые репинские портреты, выполненные им в Москве. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Сюжет полотна «Садко» Репин взял из одноименной новгородской былины.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Берег Волги. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Постараемся разобраться в ситуации.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Спустя 10 дней Мусоргский скончался.
Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения». В этом сюжете Репина привлекал образ самой царевны. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева».
В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Каждая картина Репина--прекрасная глава этой эпопеи: «Бурлаки», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Сходка», «Проводы новобранца», «Арест пропагандиста», «Протодьякон», «Вечерницы» и многие другие. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Первый факт. Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина.
Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м. Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней». «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет.