Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, однако все помещения создавались по рабочей необходимости. Великая Октябрьская революция застала Репина в «Пенатах». В 1994 году— после реставрационных работ в Пенатах памятник был заменён красивым деревянным крестом, как и было ранее до 1940 года. До 1939 года Вера Ильинична жила в «Пенатах».
Княгиня догадывалась, что лекарь не дорожит своим положением в доме и готов в любую минуту сменить нимб святого на камердинерскую ливрею в пенатах и потому строжайше наказала всем жителям своего государства не спускать с Гаврилы глаз ни днем ни ночью. В «Пенатах», где Репин жил в 1899-1930, дом, парк с могилой художника, парковые постройки. Ранее в «Пенатах» находились произведения учеников Репина, но они были утрачены во время войны. Реставрационные работы в «Пенатах» были начаты в 1955 году.
Беседка «Шахерезада» в Пенатах была восстановлена в 1960 году, с 1969 года ремонтировалась ежегодно и вносится в план ремонта по настоящее время, оставаясь в опасном состоянии для посетителей. Тогда же в «Пенатах» впервые побывали гости: 24 июля 1904 года по старому стилю Репину исполнилось 60 лет и его навестил В. В. Репина в «Пенатах».
В Пенатах, где Репин жил в 1899-1930, дом, парк с могилой художника, парковые постройки. В "Пенатах", где Репин жил в 1899-1930, дом, парк с могилой художника, парковые постройки. В Пенатах, где Репин жил в 1899-1930, дом, парк с могилой художника, парковые постройки.
В Пенатах, где Репин жил в 1899-1930, дом, парк с могилой художника, парковые постройки. А я в своих пенатах так и живу.
(Penates) — y древних римлян боги домашнего продовольствия или кладовой (penus съестные припасы). Когда говорят или пишут в кавычках и с заглавной буквы слово «Пенаты», становится понятным, что речь идет именно об усадьбе Ильи Репина. Для футуриста ростом в сажень — это не дело». В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Общий запас лексики (от греч.
В парке строились деревянные домики и беседки. На ее территории существовали свои законы. В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. тем, что, очень непритязательный в своем домашнем обиходе, Репин не заказывал мебели, а большей частью покупал ее в магазинах.
Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. В Элее находился храм Пенатов, по легенде, привезённых Энеем из Трои его украшали статуи двух юношей с копьями. Считается, что слово penates происходит от penus (кладовой), где хранились съестные припасы. Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина.
Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. Благодаря великому живописцу название его усадьбы обрело собственную жизнь. Когда о покинутой усадьбе сообщили в Ленинград, правительством было принято решение о том, чтобы возложить заботу о «Пенатах» и задачи учета и сохранения художественных ценностей на Всероссийскую академию художеств.
Уже отмечалось, что культ Пенатов отождествлялся с обожествлением предков. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно.
Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Но то был лишь конец повести. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия.
Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. «Пенаты», музей-усадьба И. Е. Репина в поселке Репино (бывший Куоккала), вблизи Ленинграда. В трудные 20-е годы в парке был огород. В Пенатах стояли два дома. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. Различные мнения римских авторов о Пенатах приводятся в труде «Против язычников» Арнобия и в «Сатурналиях» Макробия. Свои заботы о семье они разделяли с ларами (см. ): участвовали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастьях, покровительствовали всей семье и каждому ее члену в отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и довольство. Судьба же решила иначе.
Принимал И. Репин по средам, в остальные дни он работал. Он был голубой и поднимался по средам над домом. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Необыкновенный живописный дар в соединении с большой гражданской чуткостью сделал Репина тем художником, который, по словам его ученика И. Э. Грабаря, стал героем своего времени. Чтобы осушить и привести в порядок заброшенный участок, самые сырые места решено было углубить и превратить в пруды (всего было вырыто пять соединенных протоками прудов). Сейчас есть и агентство недвижимости под названием «Родные пенаты». К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). Обслуживание кого-либо строго запрещалось. Сама картина в Русском музее.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Подробнее об усадебном парке «Пенатов» читайте тут. Была сделана опись имущества (основные художественные ценности были найдены в доме сына художника, Юрия: это была его часть наследства). Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах.
Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. В то трагическое для России время в дачную Куоккалу переместился в какой-то мере центр общественной жизни. Большинство ее творений выходили весьма скромными тиражами и лишь «Поваренная книга для голодающих» шла нарасхват и выдержала четыре издания. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Репин учился снимать. После войны усадьба была полностью отреставрирована и новый музей открылся в 1964 году.
Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Поднявшись из зимней мастерской по одной из лесенок, можно попасть в следующую комнату, окна которой выходят на север.
За мольбертом он проводил большую часть дня. Репин был тогда в зените славы. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаки на Волге» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке.
Цицерон допускал образование названия от слова penitus – живущий внутри. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Началась Великая Отечественная война. По преданию второй царь Рима Нума Помпилий выстроил в городе первый храм богини Весты. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Персонажи картины в процессе работы сильно изменялись, менялось положение отдельных групп их взаимодействие. Бродского, на котором изображен большой желтый камин в мастерской усадьбы).
Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». В письме к И. Н. Крамскому 14 февраля 1878 года Репин просил баллотировать его кандидатуру в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Репинские среды были известны обеим столицам, гости съезжались в имение после 3-х часов. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Jer. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Из гостиной дверь ведёт в столовую. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
На самом деле все было проще. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским.
Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Все оттенки выражения человеческой трагедии были представлены Репиным – от лихой удали до тихого отчаяния и обреченности. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями». Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". В 1899 году, будучи уже знаменитым живописцем, И. Репин покупает в 50 км от Санкт-Петербурга участок земли, возводит дом и тщательно обустраивает территорию. В итоге вокруг усадьбы получился небольшой, но насыщенный «затеями» парк с живописными группами дикого камня, цветущими клумбами, мощеными дорожками, прудами, деревянными мостиками, скамейками, беседками, березами, елями и яблонями. Кроме частных П., были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, также стоявшие в связи с культом Весты. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо.
Поселок Куоккала был переименован в Репино и сейчас там находится известный каждому россиянину музей «Пенаты», который был основан в 1940 году. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus— ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus) и по этой причине поэты называют их также Penetrales».
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Картины и архив упаковали и сложили в отдельной комнате, дом опечатали. В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Литературные произведения Нордман (в основном посвященные теме судьбы свободных женщин) отличались умеренными достоинствами, однако ее воспоминания, письма и статьи представляют немалый исторический интерес.
Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Карельский перешеек стал ареной военных действий. Печь в столовой видна на многих фотографиях.
Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Пенаты (лат.
Так, от дома шла засаженная елями «Аллея Пушкина», пересекавшая лужайку, получившую название «Площадь Гомера». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. К сожалению, во время войны дом выгорел полностью, пострадало все имение. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом.
Di Penates, Penates) — в древнеримской мифологии боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares), а затем и всего римского народа (Penates Publici Populi Romani). Ошибочно употреблять выражение «вернуться в пенаты». Художник лишь сделал небольшой набросок. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности.
От дома остались только фундамент и остовы печей. Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным. По преданию, П. Лавинии — те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Перебравшись в «Пенаты», Репин жил здесь до конца жизни и не прекращал работать. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Число П. (как и ларов) на каждом очаге было два они изображались в виде сидящих юношей с копьями в руках.
Отличалась простотой своего убранства. Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой». Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной.
Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой». В значении «вернуться домой, к домашнему очагу, родному дому» используется выражение «вернуться к своим пенатам». В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Во времена Репина камни укрепляли цементом.
Вполне допустима теория о происхождении названия богов именно от сердца храма Весты. В целом экскурсия удалась. У окна стоит старый деревянный сундук. Больше они уже не увиделись. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Когда восстанавливали печь в столовой, в качестве образца использовали куски кафеля, подобранные в 1944 году на развалинах дома. Ему хотелось глубины и наполненности. Репин зарисовал Горького читающим только что написанную драму Дети Солнца, а рядом слушающих Стасова и Н. Гарина-Михайловского.
Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. Прислуживание считалось недопустимым. Горку, которая отделяла участок от соседнего поля, Репин назвал Чугуевской (Чугуевой) горой, в память о своей родине.
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. При восстановлении печей и каминов «Пенатов» были использованы фотографии, а также рисунки и картины Репина и других художников (например известен портрет Репина кисти И. И. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки.
Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. В ней по средам собирались гости. В углу самодельные трости и заступ. Пенаты-хранители принадлежат другому времени, другой культуре. Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. В 1906 году был отстроен второй этаж дома.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Места за столом определялись по жребию. Обеды в Пенатах были не совсем обычными, они приготовлялись только из растительных продуктов. Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. В это время имя художника знала уже вся Россия. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Здесь проходили обеды по средам. Надо было бы рассказывать предысторию. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Вот и стол для гостей был двухъярусным и вращающимся.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Зимою больше времени проводили в городе. Освещение получилось прекрасное. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты.
Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария. Сокровенная центральная его часть называется Пен (от penetralia – внутреннее потайное отделение дома или храма).
На портрете рыжебородого мужчины в синем халате изображён квартирный хозяин Репина в его первой комнатке на Васильевском острове— архитектора Петрова Александра Дмитриевича. Здесь всегда стоял рояль. Решения Нордман он не изменил и позже, когда в конце 1917 года Финляндия получила независимость и в апреле 1918 года граница с советской Россией закрылась. Швейцара здесь не было. M ller, De diis Romanorum Laribus et Penatibus (1811) Jaekel, De diis domesticis priscorum Italorum (Берлин, 1830) Klausen, Aeneas und die Penaten Hertzberg, De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione et cultu (Галле, 1840). В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман.
«Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Кустодиева и И. С. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени.
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Ср. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Неужели сложно предложить бахилы. Как и в большинстве случаев, точной трактовки происхождения термина нет. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. Он был очень знаменит по множеству портретов и таким картинам, как «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы». Атмосфера была очень приятной. И. Репин дожил здесь до самой своей смерти, которая случилась 29 сентября 1930 года.
В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Эти демократические отношения, без барственности, делали репинские «Пенаты» особенно привлекательными. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Оно стало синонимом отчего дома.
Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. Многие смеялись над этой непривлекательной и фанатичной женщиной, называя ее чудачкой, писали о неблаготворном влиянии Натальи Борисовны на Репина, упрекали, что ей было не по нраву «служить славе» гениального художника, припоминали ей пресловутые «котлеты из сена» (подробнее о ритуале вегетарианских обедов в «Пенатах» читайте тут).
К тому времени художник уже приближался к шестидесятилетию и находился в зените славы. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. описание и план парка). Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латинян, но вообще у всех италиков. Однако музею не суждено было долго просуществовать.
Кроме того, он внес на счет Академии художеств около 40 тысяч рублей на будущее содержание усадьбы (поскольку иначе Совет Академии просто не желал принимать этот дар). Стоящую рядом на пригорке деревянную беседку стали именовать «Храмом Озириса и Изиды». Остроумно и просто решена была задача осушения. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и даже перешли в область христианских религиозных представлений. Домашние хранители, пекущиеся о благополучии семьи, были они умершими родителями или просто изготовленными идолами, все объединялись под понятным названием «родные Пенаты». В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Уже к осени первое озерцо наполнилось водой.
Первое время Репин часто приезжал в «Пенаты», но жить оставался в Петербурге (в профессорской квартире Академии художеств). В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Правда иногда найти аналогичные предметы обстановки было трудно: например, чтобы найти письменный стол для кабинета пришлось пересмотреть более 20 вариантов, пока не удалось подобрать точно такой, как был у Репина. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках).
Многое из обстановки делалось по эскизам художника. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска). Это был настоящий дом художника, он любил здесь каждый уголок и каждый уголок имел свое название. П. разделялись на домашних и государственных. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
За лопату нередко брался и сам Репин. Для нарушавших установленный порядок предусматривалось наказание в виде публичного выступления с осуждением своего поступка. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Летом того же 1903 года Репин, закончивший работу над полотном «Торжественное заседание Государственного совета», окончательно переехал жить в Куоккалу из Петербурга, а картины переместились из мастерской в Академии художеств в маленький дом усадьбы (в Академии Репин еще продолжал профессорствовать до 1907 года). Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы.
Самопомощь— это девиз репинского дома. В экспозиции «П» материалы о жизни и творчестве Репина, более 100 его произведений, а также работы Б. М. Кустодиева, Ф. А. Малявина и др. В «П» художник жил в 18991930 здесь бывали М. Горький, В. Г. Короленко, А. И. Куприн, В. В. Маяковский, В. В. Стасов, К. И. Чуковский и др.
Многие из этих вещей изображены на картинах. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Дата окончания работы – 1919 год. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти.
Покидая усадьбу, многие говорят о возникшем у них ощущении присутствия в доме самого хозяина, тем более, что показываемые в конце экскурсии кадры кинохроники помогают вживую представить себе жесты, мимику, походку Репина. Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги.
В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Завещал свою легендарную усадьбу художник родной Академии.
Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Дом открыт в сторону парка. Репину помогали его ученики.
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой). Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. О нем можно рассказывать очень долго.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Это дочери Репина. Некоторые из них предполагали, что «Пенаты являются теми богами, благодаря которым мы можем дышать, благодаря которым мы имеем тело, благодаря которым мы обладаем разумной душой». Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. В то время Куоккала была финской территорией. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Музей «П» (открыт в 1940 сгорел в 1944 после Великой Отечественной войны 194145 восстановлен и заново открыт в 1962) включает в себя дом художника, парковые сооружения (с 1900) и парк, где находится могила И. Е. Репина. В качестве П. использовали деревянные или мраморные фигурки великих богов (Юпитера, Весты, Меркурия, Юноны, Минервы и др. ), атакже предметы, считавшиеся священными.
В дальнейшем охрану усадьбы обеспечивала местная военная часть, а в Академии художеств приняли решение об открытии в «Пенатах» музея. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Их 15-летний брак, точнее «дружеское сожитие» (эмансипе Нордман всегда подчеркивала, что не является женой Репина), не был безоблачным.
Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
Усадьба Репина «Пенаты» полностью оправдала свое название. Сейчас он является федеральным памятником архитектуры. Остался дуб, посаженный сразу после похорон. Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем.
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Цицерон писал, что оно «произведено либо от penus — ведь так называют все, чем питаются люди, либо от того, что они обитают внутри (penitus) и по этой причине поэты называют их также Penetrales (Проникающие)». Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В начале 1903 года Репин показал на Передвижной выставке картину «Какой простор. », построенную исключительно на впечатлениях от пребывания в Куоккале. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Репин был уникальным человеком, уникальна и его усадьба «Пенаты».
На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
Все самые знаменитые и лучшие люди того времени побывали в усадьбе художника.
Восторг перед красотой и силой природы передавал ощущения самого художника в ту пору. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»)., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Новая картина Репина была посвящена запорожцам, но в отличие от прежней, где казаки изображены смеющимися, здесь они погружены в тяжелые раздумья. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Пенаты – это домашние божества, входящие в свиту богини Весты – хранительницы очага. В этом нет мистики. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Своих детей у них с Репиным не было (в год знакомства (1898), когда Репину было уже за 50, а Нордман — за 30, Наталья Борисовна забеременела, но родившаяся девочка скончалась в младенческом возрасте впоследствии Нордман утверждала, что материнство — это крест и отстаивала право женщин на самореализацию помимо материнства). Кроме того, один из художников (Ю. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма.
Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Фест указывал, что слово penus обозначает «скрытое место в храме Весты, окружённое занавесями».
Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Ему было 86 лет. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты.
30 счастливых лет прожил здесь великий художник. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Их и не восстанавливали.
В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Но и на бытовом уровне домашние божки были любимы и почитаемы.
Таковы портреты Л. Толстого, Мусоргского, Сурикова, Стасова, Стрепетовой, Глазунова и многих других. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. музея АХ СССР. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году. Стасов писал: «. И выражение «родные пенаты» перестало олицетворять богов-хранителей.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Только ранняя кончина Наталии Борисовны остановила полный разрыв между ними. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В это же время граница с Финляндией закрылась, «Пенаты» стали для самого Репина и многих русских в этой стране кусочком Родины. Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. В ней поддерживался вечный огонь и хранились государственные Пенаты.
Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Здесь хорошо работалось летом. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Считается, что слово penates происходит от penus, где хранились съестные припасы. Согласно его просьбе он был похоронен здесь же, в имении, рядом с домом и Чугуевой горкой. (рим. ) — древнеримские божества-хранители. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла.
Задача облегчалась тем, что Репин был непритязателен в домашнем обиходе и мебель обычно не заказывал специально, а покупал в магазинах. В конце «Аллеи Пушкина» выстроили 12-метровую ажурную «Башенку Шехерезады», располагавшую смотровой площадкой с видом на залив. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Филиал Ленинградского научно-исследовательского. Куликова) Репин писал огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета», ставшее одним из высочайших достижений русской живописи.