В целом глядя на данный портрет, мы можем себе представить, как выглядел Тургенев, чем занимался по жизни и насколько сильно был увлечен своей работой. Репин писал о Мусоргском: «Какая глубина души изящество мысли и добродушие в поступках. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Дальнейший шаг на пути овладения формой.
Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков». Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). 183-184.
Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. 108. А. «Художественный журнал» отмечал: «Общее внимание привлекает портрет И. С. Аксакова, написанный И. Репиным. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа.
90), 1893. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Но вот портрет окончен. Можете ли вообразить его в весеннюю пору, вечером, в слякоть, в его блузе, без шапки, бегущим по аллее сада, шлепая туфлями, отыскивая экипаж, в котором вы к нему приехали.
Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. Тогда же Репин, по заказу Третьякова, написал портрет Антона Рубинштейна. Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. На первый план выступает тот Мусоргский, который говорил про себя: «. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами.
Мне везловславе» 20. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза. 261. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). 113. А.
Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». Рисунок уверенный, лепка твердая. Слишком мало времени мог уделить Антон Рубинштейн на сеансы, да и позировал Рубинштейн «скверно».
«Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Репин восхищался музыкой Мусоргского, композитор преклонялся перед кистью Репина. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. «Первый сеанс был так удачен, – говорил Репин, – что И. С. торжествовал мой успех».
И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». Такой обобщенности и связанной с нею упрощенности форм не приобрела, однако, голова, наименее свободно трактованная часть портрета. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции. Рассмотренные кратко истории о том, как писал портрет Тургенева Репин, показывают нам простую жизненную мораль о том, что следует доверять своему видению ситуации, если уж ты взялся за творческое видение мира. Н. и С. А. Толстые (II, стр. Было от чего прийти в отчаяние.
87), 1891. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. Очень слабо нарисованы руки. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31.
Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Репин очень точно изобразил, характер И. С. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге.
Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. – Сколько говорилось там глубокого, правдивого, человеческого. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Отсутствовали приветливость и обаятельность, столь часто отмечавшиеся посетителями Ясной Поляны и та детская простота, о которой говорил в своем отчете о XVI Передвижной 1888 г. А. С. К. Сютаев, крестьянинВесьегонского уезда Тверской губернии, основатель евангельской секты, 1882.
Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала.
И всегда, был ли он за границей или жил в Москве вдали от композитора, ему вспоминался «Мусорянин», как называли Модеста Петровича Репин и Стасов: «Нас вечно восхищающий, здоровый, как лев, полный сил и таланта, до такой степени своеобразного и чисто русского, что я внутренне приседал до полу или подскакивал до потолка от его неожиданных и, как гром, сильных творений». 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). Суворин. 37), 1884. «Мужичок из робких», 1877. Это было сказано по поводу моих же грехов.
галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Лучший репинский женский портрет. Может быть он поступит в вашу галерею, когда меня уже не будет в живых».
180), 1913. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Темные осенние дни оставили печатьмрачности на колорите портрета, лучшая часть которого —голова.
Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд». Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Репин не согласен: он считает портрет удачным. Гр. Репин изобразил И, С Тургенева в основном в тёмных тонах, что свидетельствует о серьёзности характера.
Если это случилось с Репиным, стольисключительныммастеромкакраз руки, то это одно уже может служить свидетельствомхудожественногооскудения, обозначившегося в творчестве Репина около середины 1900-х годов. 55), 1888. А какое чутье Руси. Так его и изобразил Репин, писавший свой портрет, хотя и по фотографиям, но в зале Дворянского собрания, с подысканного им человека, нескольконапоминавшегофигуройзнаменитого композитора. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году.
47). А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете». В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. в Цветковской галерее.
75. В. 37. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. Уже тогда Чижов высказывал пожелание, чтобы Репин и Поленов написали его портрет.
Не в том дело, что он мне понадобится, а он бывает нужен мне очень часто. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Поколенный.
Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. 77. П. Через пять лет Репин вернулся к нему, но написал Рубинштейна дирижирующим. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина.
Руки очень нравились самому Тургеневу. Писан в 1894 г. в Неаполе. Он взят силуэтом на фоне белой стены, что еще усиливает жизненность всей фигурыиособенновоспаленныхглаз, сжелтыми белками. В портрете Писемского Репин отказался от чисто живописной линии, характерной для его портретов конца 70-х годов и впервые дал максимально объективный образ. Репин писал его долго, вынужденный не выходить из квартиры Куинджи, гдеоностановился и где его одолевали жестокие приступы малярии. 7). Этюд красив по живописииизященпо фактуре.
А это бывает. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. Сейчас в Толстовском музее в Москве. Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон.
Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. «Поимейте в виду, чтобы голова вышла не темна и не красна на всех портретах, кроме характера и колорит его не верен. В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства.
Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. 56. А. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно. В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева».
Крамскому также не удался портрет Репина, которого он мечтал сделать давно: он вышел незначительным обывателем, совсем не художником и всего менее большим мастером, каким тогда был. МертвыйФ. 32. Изображен сидя на стуле, опираясь правой рукой на его спинку и держась большим и указательным пальцами этой руки за подбородок. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12.
«Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. иоконченв1883г.
Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. 114. К. Чуковскому.
Робость его на самом деле только кажущаяся. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Репин сидел, глядя снизу вверх на огромного стоявшего перед ним Остроухова, отчего получился плафонныйтип рисункаичувствуетсябольшой рост изображенного человека. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева.
Я реалист и никогда не прикрашивал и не скрывал натуры. 110. Е. Так как я жил недалеко, то Ив.
115. М. О. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. Ф. Писемский, писатель, 1880. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. 100. Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача.
Репин знал произведения Тургенева, читал и перечитывал каждый новый его роман и повесть. «И, о глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный яркий подмалевок (который не надо было трогать) головой вниз и начал с другого поворота. 59), 1890. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр.
16. Читающая девушка, 1870. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. Он до жуткости похож и до жуткости живой. Репин изобразил его стариком (незадолго до смерти), со старчески сложенными на груди руками, со стариковским, плотно сжатым ртом, с сильно прищуренным глазом (один глаз у Пирогова почти не видел), но над этим, уже отжившим, уже близким к смерти, угасающим обликом старика высится изумительная, полная энергии, глубокой мудрости, страсти борца – голова. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция.
На все он имел свой оригинальный взгляд. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Д. Спасович, юрист (II, стр.
Абсолютно живой человек, но взятый фотографическиузкоивообщеблизконапоминающий всей своей установкой фотографию с натуры. Вдовершение иллюзиидажекронштейн, на который опирается Герард, взят целикомизпавильоннойпрактикифотографов-профессионалов. Поколенный, стояукруглогостолика-кронштейна, опираясь на последний левой рукой, нафоне желто-красной драпировки. Вэтомпортрете Репин делает еще один шаг в направлениикнатурализмуиобъективнойиллюзорности. 215), 1907. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Справана фоне цветы. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. Как ни убеждал художник Тургенева, что из этого ничего не выйдет, – не помогло.
Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием. Это — единственный портрет «стриженого Репина». 107. Я.
91. Г. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. В этом быстро сделанном од-носеансном наброске схвачено нечто большее, чем удается передать в обычном этюде: Репину удалось уловить здесь то большое, трагическое выражение, которое было неотделимо от личности знаменитой актрисы, которое составляло основную черту ее существа, не покидавшую ее и вне театра. 87. В. Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю.
Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Таким образом И. Е. Задача верхнего света, сложная и трудная, разрешена здесь прекрасно именно верхний свет помогнесколькосмягчитьизлишнююматериальность костюма, получившего благодаря ему некоторую обобщенность складок, уничтожающую фотографичность.
207). 40). В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя. Однако портрет «вышел» и не один, а два погрудных – прямо и сбоку. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально.
217), 1901. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. 195). Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд.
101. «Пахарь» (II, стр. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Большой эффектный портрет на холсте, углем. 53), 1888.
Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16.
Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. Портрет принадлежал проф. В. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. «И.
Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов. Третьяков выполнил просьбу Репина. 195. «С черным вороном», 1901. Увы, портрет вышел сух и скучен».
Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. 61).
Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. Здесь даже и не соблюдено сходство. В репинских письмах постоянно фигурируют тургеневские цитаты и образы. 132. В.
Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет. Репин познакомился с ним еще во Франции, когда Чижов приезжал туда и бывал у В. Д. Поленова. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона».
Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Но история начинается в Париже в 1874 году. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Тяжко глядеть, чувствуется – ему остаются считанные часы жизни.
Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. 127.
И. Маслов был в Москве для Тургенева даровая квартира, где его обожали, – вспоминал Репин. Вернувшись из Парижа в Россию, недовольный всей своей заграничной поездкой, которая ему казалась никчемной, только непроизводительной затратой денег и, главное, времени, он не знал, что предпринять, с чего начать. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр.
20. Глубокая любовь связывала Репина с Мусоргским. 46) — написаносенью того же года известная картинка Третьяковской галереи изображающая Толстого за сохой.
«Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый. Был приобретен в 1913 г. О. Д. 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890.
В. Чижов, 1877. М. Фофанов, поэт (II, стр. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью.
Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. 47. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». 62. Н. Герард, юрист (II, стр. Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами.
Когда смотришь на них, забываешь, что они построены только на черном и белом: в воспоминании остаетсявпечатлениевиденного живогочеловекасовсемиегоположительными признаками — внешними и внутренними. 28. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр.
Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта. Написаннаяпопамяти, картина несколько фальшива в тоне, как и другая портретная картинка, написанная через 4 года, в 1891 г., во вторую поездку в Ясную Поляну. 46.
Припоминается случай с Иваном Сергеевичем Аксаковым. Но перед вторым сеансом Репин получил «длинную» и «беспокойную» записку Тургенева, в которой тот резко изменил свое первоначальное мнение о начатом портрете (это «совсем неудачное начало») и просил художника начать снова на другом холсте. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе. Начинаю писать его, он мне и говорит: «Вот что, Илья Ефимович, если вы хотите писать меня, как следует, убавьте мне лицо, рожи у меня много. » Действительно, лицо у Ивана Сергеевича Аксакова было красное, мясистое и массивное.
Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Н. Н. Ге, художник. На художнике куртка, без воротника. 140. В.
Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Репин боялся, что портрет не получится.
Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах. У него были драгоценные перлы искусства. Бородинобычностоял, опершисьоколонну.
Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. Академический сторож Ефимов, 1871. Стасов обещает написать об этом портрете и в газете «Голос» появляется его статья «Портрет Мусоргского». 73. Е. Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Авторегоне оченьценил, ноонтемне менее значительнаявехавеготворчестве. ЭтопервыйобстановочныйпортретРепина, какие вслед за тем. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г.
145), 1913. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Первый портрет поступил в Третьяковскую галерею (где находится и ныне), второй же, не совсем законченный, остался у Репина. 22.
Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Метко и зло характеризован. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя.
Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. 9), 1882. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. И. Введенский, критик 1888.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Слабее всего написана фигура, лучше всего — голова, кусок виднеющегося справа белого кресла с красной обивкой и фрагмент сидящей в нем женской фигуры, срезанной рамой. 228—229. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.
По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. 71. «Отдых». После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». Так, художник отказался продать его Третьякову для галереи, ответив, что портрет актрисы, «этюд», как называл Репин это абсолютное свое произведение, «останется у меня еще долгое и, может быть, очень долгое время.
Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям. Написан в два сеанса на небольшой дощечке. По живописи они довольно слабы и черноваты. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Окружающий фигуру полумрак с едва пробивающимися отблесками заставляет акцентировать все внимание только на ней, то есть Репин не пишет ничего лишнего.
Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Он так же хорош по форме, как и по живописи.
По разносторонности своей натуры, он увлекался всем и был всегда независим в своих увлечениях и ценил новизну. Так, узнав, что Репин пишет в Париже картину «Садко», Чижов, через Поленова, рекомендует Репину съездить в Неаполь, посмотреть и сделать этюды с самого большого аквариума в мире, так как это для Репина «клад» и предлагает Репину для поездки деньги, обещает художнику великолепный прием в Неаполе, так как директором этого аквариума является приятель Чижова. Тип портрета, писанного исключительно из-заошеломившего авторапрекрасного живописного впечатления. Репинписал его издали, не на сильном свету, а в глуби не мастерской, где игра света и теней наряднее итоньше. Ужепослепервогосеансапортрет был вобщемготов. Стасовпришел от него в неистовый восторг, рекомендуя Третьякову немедленно приобрестиегодлягалереи. Начатый в конце 1887 г., портрет был дописан только в 1888 г., когда его и купил Третьяков.
И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». 147. Автопортрет в куртке (II, стр. Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». Но чувство неприязни, возникшее еще при первом знакомстве в 1871 году в Петербурге и усиленное затем при последующих встречах – в Москве в 1872 году, когда Репин писал картину «Славянские композиторы» и в 1874 году в Париже, – осталось у Репина на всю его жизнь. 234. Д. И. Менделеев, знаменитыйхимик, 1907. Писанпофотографическимматериалам, после смерти Менделеева.
И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Серг. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны.
«Сютаев» уже был куплен 13. Они высоко ценили талант друг друга. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. «Это тип, а не портрет», как точно определил Третьяков. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят».
Мерси дАржанто (II, стр. и я убийственно страдал. 225. Л. Портрет был. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой.
Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. 95).
«Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. На столе книги и серая шляпка. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина.
17. Неоднократно пишет он об этом Поленову, просит уговорить Репина съездить в Неаполь. 12.
Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. 36. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы». Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. 14. 17), 1881.
Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Когда будущий писатель учился в Германии, то направо и налево тратил родительские деньги, жрицы любви и попойки были для него в порядке вещей. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). 84.
Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. 60. «Интересная голова, на льва похожа», – говорил художник. «Это самое большое торжество образованного человечества. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом.
В. А. Серов (II, стр. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. 39. 21. – восклицал Репин. Ведь какой взгляд.
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Хорошо написана голова и рука. Его глаза полны тоски, грусти и усталости.
206), 1907. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. 255. В. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». Он хорошо относился к Репину, давал ему дружеские советы и предлагал свою помощь.
И. Е. Забелин, археолог.