Слева – ни о чём не подозревающие спящие ученики Христа. Но пока Иисус читал троекратную молитву, ученики уснули, опечалив тем самым Христа. (Мф. 26, 53).
416 предположительно Леандро), Национальной галерее, Парма (инв. 8:26). Мысль о том, что неведомый им Бог, Сыном Которого называет Себя Иисус, будет мстить за Сына, невольно должна была привести в трепет суеверных язычников.
Хотя отряд не знал, за кем послан, но в нем находились старейшины народа (члены синедриона), пришедшие, быть может, для того, чтобы наблюдать и за Иудой, как он исполнит секретное поручение, не обманет ли он. Оно подчёркивает духовный сон учеников. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878) нет изображения лица Христа.
Она оживляет мир и дает ему господство разума. Иуда не сказал воинам, за кем они идут. Иисус Христос, "находясь в борении, прилежнее молился и был пот Его, как капли крови, падающие на землю" (Лк. – спросил Он у сыновей Зеведеевых (Мк. 10, 38).
«Сергий Строитель» — самосильно работает. – ответили: Иисуса Назорея (Ин. 18, 4–5). Собственно первосвященником (первым из священников) мог быть только один священник но называли первосвященниками не только состоящего в этой должности, но и всех отставных первосвященников отставных же в то время было много, так как после присоединения Иудеи к Римской империи утверждение и смена первосвященников зависели от римских правителей, которые часто сменяли их, назначая угодных себе и вообще не любили, чтобы на этой должности долго оставалось одно и то же лицо. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. Такая осторожность со стороны первосвященников требовалась по двум причинам: посланные могли встретить случайно бодрствующих из народа, проболтаться им, за Кем идут и тем привлечь толпу, которая могла бы и освободить задержанного Пророка своего к тому же, был уже случай, когда стража храма и слуги первосвященников, посланные взять Иисуса, не посмели задержать Его (Ин. 7, 45–46). У третьего ангела — колонна, символ Страстей Господних.
Евангелист Лука повествует, что Иисус отошел от Апостолов на расстояние вержения камня (Лк. 22, 41), то есть на такое расстояние, на какое обыкновенно долетает брошенный камень. А так как, по сказаниям Евангелистов Матфея и Марка (Мф. 26, 39 Мк. 14, 35), Иисус немного отошел от Петра, Иакова и Иоанна, то следует признать, что на вержение камня Иисус отошел с тремя Апостолами от остальных. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников.
Боже Мой. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. А что из этого сделали люди. Лунный свет ночи. Его взор обращён к небесам. Но верующие всегда узнают ее по характерной изобразительной композиции. Но чаще Христос на ней один.
Возле них три что-то грызущих кролика. 22:44). все возможно Тебе пронеси чашу сию мимо Меня, – воскликнул Он (Мк. 14, 36). Он просил учеников побыть с ним и бодрствовать, пока он молится. Он молится, повернувшись направо и обратив свой взор куда-то вдаль. Молиться нужно прилежно и бодрствовать и тогда Господь обязательно поможет просящему.
Низкий горизонт открывает огромное пространство неба. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. Не получив ответа на эту молитву, Он начинает вторую уже прямым изъявлением покорности воле Божией: если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, то да будет воля Твоя (Мф. 26, 42).
Моление о чаше дает людям надежду на скорую помощь в самых трудных и неразрешимых случаях. 2263 Мастерская Бассано). Цветовые тона (ярко-красное одеяние Христа с синей накидкой и блистающие золотистые одежды Ангела) призваны подчеркнуть основные смысловые акценты картины. Моление о чаше один из наиболее часто используемых иконописцами сюжетов. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики.
Каждый из них, по словам Н. О. 329) в каталоге музея приписывается Леандро (Magagnato, Passamani 1978, p. 36) того же мнения ранее придерживался и Арслан (Arslan 1931, р. 276), позднее принявший авторство Франческо Бассано (Arslan 1960, I, p. 214). Всем христианам хорошо известны последние часы земной жизни Иисуса. И как люди, долго сидящие в темной комнате, не выносят света неожиданно внесенного светильника и стремятся поскорее погасить его, так и мир иудейский (и языческий) озлобленно восстал против Проповедника самоотверженной любви и воздаяния добром за зло. На высоком полусухом дереве сидит пеликан — символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов.
Сон — символ духовной смерти. 1901г. «Матерь Мира». 18.
Он же сказал им: "Что вы так боязливы, маловерные. Авва Отче. Бруни 1830г. Таково же и свойство исходящей из них совершенной истины.
Ангел несет её Христу, чтобы он добровольно испил из неё. Они тогда не взяли Его и, вернувшись к пославшим их, сказали: Никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7, 46). 2.
Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста. Это очень отважный поступок, потому как Иисус знал, что своей смертью искупит грехи людей и возьмет ответственность за будущие прегрешения. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Не надо забывать, что Иисус как Человек подвергался искушениям. Так было и в случае с бесноватым.
Каждый день бывал Я с вами в храме и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22, 52–53). Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль Знамена Востока (1924), состоящий из 19 произведений. Неожиданность такого ответа, сила духа, проявленная при этом Иисусом, произвели на стражников необычайное действие: они отступили назад и пали на землю85. По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею Знамен Востока.
И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Душевное смятение читается в идеально прекрасных чертах лица Иисуса Христа на картине «Моление о чаше».
Впрочем, Я знаю, что должно совершиться не то, чего Я хочу, а чего хочешь Ты« (Мк. 14, 36). 26:38). Холст, масло.
«Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне. Если это были те самые служители и шли за Иудой не зная, кого им предстоит взять, то несомненно, что, увидев Иисуса и услышав Его кроткий ответ, они не только могли, но должны были прийти в величайшее смущение невольный страх перед Иисусом, слову Которого повиновались даже и бесы, должен был потрясти их настолько, что они отступили назад и пали на землю (Ин. 18, 6).
Грустно было видеть, как сам Петр, за час перед тем обещавший положить душу свою за Учителя, не устоял против обыкновенной слабости. 393, 395), Эрмитаже, Санкт-Петербург (инв. В третий раз Иисус повторил вторую молитву, выражая смирение. Вот почему отряду было приказано взять Того, на Кого укажет Иуда. И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Но при сравнении, например, картин "Моление о чаше" Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами.
Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. Картина из собрания ГМИИ восходит к подписной композиции Франческо Бассано (Художественный музей Ринглинг, Сарасота Arslan 1960, I, p. 222), относящейся к циклу Страстей Христовых, выполненному в середине 1580-х годов для церкви Сант Антонио в Брешии. Второй молитвой он выразил свою готовность к принятию грядущего, покорность Божией воле. Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи.
У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Куинджи А. И. Обычно художники очень точно соблюдают евангельское описание этой сцены. если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. Но Христос освещен ярким светом исходящим с небес.
Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Картина «Моление о чаше». Нет, напротив, он возвел его в ранг космически значимого явления. 11. И только взор, полный отчаянной мольбы, выдает внутреннее волнение и страх.
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Здесь нет ни крылатых амурчиков, ни блистательных башен и роскошных одежд. Воины эти были язычники. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую. «Цзонхапа». «Дозор Гималаев» в ледниках.
Сюжет моления говорит о двойственной природе Христа. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель.
Туда, в высшие сферы устремлен и лик Христа. Но кто же может утверждать, что Иисус ужасался, скорбел и тосковал от страха ожидавших Его мучений. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Что надо ещё говорить, о чём спорить. С другой стороны, другими молитвами Иисус выражает стремление покориться Божией воли и принять все тяготы.
С неба к Христу спускается ангел с чашей в руках. " (Мф. В то же время нельзя сказать, что художник принизил происходящее до обыденности. Подле молящегося Иисуса спят трое его учеников. Совершенные существа выражают то же.
Сон символ духовной смерти. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). Трагическое одиночество – главная тема картины «Моление о чаше» Фёдора Антоновича Бруни (1801-1875), одного из крупнейших представителей русской академической школы I половины XIX столетия. "Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики — символ робости и плотских похотей. «Чаша Христа» — великий Учитель в Гефсиманском саду, среди оливковых деревьев, преклонив колена, возносит моление о Чаше, которая столь необычно мерцает в зелено-фиолетовой дымке темной южной ночи. Обратиться к молитве во время Великого поста или Страстной недели будет очень символично.
Уже в музее: 13. 22:42).
Чаша является символом страданий и смерти. «Змий Древний». Мост, соединяющий два берега, символизирует переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия.
Наряду с «Медным змием» картина последней молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду были самыми популярными произведениями Бруни в дореволюционное время. И они, в страхе, отступили назад и пали на землю. Некоторые из них приписываются Леандро, но чаще – мастерской Бассано.
«Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. Увидя их, Иисус сказал: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. 3.
9. Да и символика изображённого становится яснее при построении композиции на основе антитезы: сон как символ духовной смерти человека и бодрствование как работа над совершенствованием души. Повторял знаменитую композицию и сам Бруни. Это одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста Куинджи. Эти-то старейшины, на вопрос Иисуса – кого ищете.
И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой. Серия «Знамена Востока» сложилась. Картина горизонтального формата на холсте из Городского музея в Бассано дель Граппа (инв.
Он знал, что лучше бросить на благоприятную почву хоть одно горчичное зерно, чем разбросать все семена на обширном каменистом поле. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие». С неба Ему являются ангелы.
– сказал Господь, – не мог ты бодрствовать один час. 1. Хотя рассмотренные четыре картины по-разному изображают одно и то же евангельское событие их объединяет одна общая поразительная деталь: художники на переднем плане размещают трёх крепко спящих апостолов, прежде всего обращая внимание зрителей именно на их беспробудный сон. – русский художник итальянского происхождения. и ты спишь.
В прозрачном и сияющем облаке к нему спускается чудесный Ангел с чашей в руке. А язычники того времени, утратив веру в своих самодельных богов, были крайне суеверны.
В иконописи очень часто используют этот сюжет. Другие варианты этой темы находятся в Галерее Эстензе, Модена (инв. 22:42). 17:20). Иногда на иконах изображают Иерусалим, вид на который открывается из сада. Человеческая же находилась в страхе перед мученической смертью на кресте.
16. Крещением должен Я креститься и как Я томлюсь, пока сие совершится. Как еще слаба твоя вера. «Лао-цзы». «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония).
У третьего ангела колонна, символ Страстей Господних. «Чаша». Аминь. Симон.
(Ин. 18, 11). «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. Такие-то первосвященники и начальники храма и вмешались в толпу отправленных за Иисусом стражников.
Неужели ты думаешь, что они могут взять Меня против Моей воли. Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. В толпе, пришедшей взять Иисуса, были, между прочим и служители от первосвященников. Этого никто не знает и если мы говорим об этом, то лишь предполагая, что диавол перестал бы быть диаволом, если бы не попытался возобновить свои искушения в такую скорбную Для Христа минуту. Ночной сумрак охватывает и человека.
А Иуда, строго храня тайну данного ему поручения, ограничился одним лишь указанием: Кого я поцелую, Тот и есть, за Кем мы идем возьмите Его и ведите осторожно. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. ". Встаньте, пойдем (Мк. 14, 41–42).
Данная икона имеет множество версий изображения. (Мк. 15, 34). Он сам сказал – "Я есть Путь, Истинна и Жизнь. Он так усердно молится, что по его лицу бежит кровавый пот. В сравнении с пышным великолепием итальянских полотен здесь всё просто, даже аскетично.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. 4. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. «Падмасамбхава». Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. 14. «Знаки Христа».
Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и абсолютно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти. Не те ли это служители, которых первосвященники как-то посылали взять Иисуса. Придя после Тайной вечери в Гефсиманский сад со Своими учениками, чтобы помолиться там, Иисус отошёл вместе с Петром, Иоанном и Иаковом и «начал ужасаться и тосковать» (Мар. 5.
В это время к саду приближался Иуда со стражей, намеревающейся схватить Христа. 14:33). В картине В. Г. Иногда на иконе изображают и ангелов рядом с Иисусом.
"Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами. И теперь толпа, пришедшая с мечами и дрекольями, чтобы взять какого-то важного преступника, пораженная той же силой, отступила и в испуге припала на землю. Художник неизвестен. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. Копия с картины Ф. А.
Руки, безвольно положенные на камень, говорят о смирении.
Вся проблема христиан, да и наверное всех людей, в том, что все они, независимо от направлений, определяют Христа как сущность, не важно, как человека ли, как сына Божьего, как Господа или как самого Бога (Я и Отец – одно). Христос в Гефсиманском саду.
Справа – неумолимо приближаются стражники с мечами и копьями. А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы. Джованни Беллини отталкивался при создании своей картины "Моление о чаше" от разобранного выше произведения Андреа Мантеньи.
Христос не был сущностью и это надо осознать, Он – воплощение пути. 26:38). Трудно предполагать, что прибывшие с отрядом старейшины не узнали Иисуса скорее можно думать, что они притворились не узнавшими Его, любопытствуя видеть, что Он при таких обстоятельствах предпримет. С неба Ему являются ангелы.
В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие. Потом усмирил бурю. Разработка может быть использована на уроках МХК, ОРКСЭ, на тематических классных часах, во внеурочной работе (в кружке по Основам православной культуры, для бесед в группе прдленного дня). Презентауия содержит большой иллюстративный материал по представленной теме. Душа Его мечется, скорбит и страдает.
В таком-то положении находился Христос, когда стал тосковать, войдя в Гефсиманский сад. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. На ней изображен сам Господь, молящийся Богу и окутанный небесным светом. На заднем плане часто можно разглядеть приближающегося со стражей предателя Иуду.
Он — сын и посланец Бога, но он и человек, рожденный земной женщиной. Ответа не было. для чего Ты Меня оставил.
Популярная икона Моление о чаше передает важный библейский урок. 6. С ним были Пётр и братья Заведеевы Иоанн и Иаков. Они успокаивают и помогают найти духовные силы для выхода из кризиса. На бесплодной скале рядом с учениками видны ростки новой жизни: растёт молодое деревце и местами пробивается травка сквозь камни. На высоком полусухом дереве сидит пеликан символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа.
По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики символ робости и плотских похотей. В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. Скала бесплодна. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. «Будда Победитель» перед источником жизни.
И если Пилат убоялся, когда первосвященники стали обвинять Иисуса в том, что Он сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19, 7–8), то и римские воины, приведенные Иудой в Гефсиманский сад, зная, в чем первосвященники и фарисеи обвиняют Иисуса, не только могли, но должны были испугаться, когда узнали, что пришли арестовать известного Чудотворца именующего Себя Сыном Божиим. Христос сказал им: "Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся.
И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Какое-то ослепительное, непостижимое видение» Иероним Ясинский. 22:44).
Вихревые потоки ветра пригнули к самой земле небольшие деревья и кустарники. Вариант из Галереи Палатина в Палаццо Питти во Флоренции (инв. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. С ним были Пётр и братья Заведеевы — Иоанн и Иаков.
Везде пролегли глубокие, прозрачно написанные тени. 12. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Почему им так важно изображение такого сна.
Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. Иисус знал о предстоящих испытаниях, о предательстве Иуды. о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. Мрачное грозовое небо. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба.
10. Гигантское полотно Бруни «Медный змий» (565 852 см самая большая картина в русской исторической живописи. ) и «Последний день Помпеи» Брюллова называли «колоссами русской живописи». Свой первоначальный замысел Рерих воплотил в карандашном эскизе в экспедиционном блокноте.
Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Всё это происходит на фоне Гефсиманского сада. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. 8. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. Не подвергнут ли и их, как Его соучастников, одинаковой с Ним участи. 443 Arslan 1960, I, p. 216) не имеет подписи, но по манере письма считается близким к произведениям Франческо Бассано.
Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. 17.
Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея). Исповедую едино крещение во оставление грехов. Войдя в сад, Иисус остановил Апостолов и сказал им: посидите тут, пока Я пойду помолюсь там (Мф. 26, 36). (Мк. 14, 37). Христос сказал им: "Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф.
Тогда говорит им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. (Федор Антовович Бруни 1799-1875 гг. Неужели возможно Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец.
Евангелист Марк говорит, что этот сад был в селении, называемом Гефсимания (Мк. 14, 32) вот таким образом, от названия селения и самый сад назывался Гефсиманским. А когда проснулись Иаков и Иоанн, которые незадолго перед тем хвалились, что могут пить ту чашу страданий, какая предстоит их Учителю и креститься тем крещением, каким Он будет креститься, когда они теперь пробудились от одолевшего их сна, Христос с грустью посмотрел на них и сказал: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мк. 14, 38). Его монументальная фигура, выделенная потоком света на фоне темного пейзажа, видится спокойной и величественной. Возле них три что-то грызущих кролика. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь.
Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. Земное и небесное сосуществуют в нем, вызывая жесточайшие душевные муки. ХХ век. Предатель знал, что Иисус любил этот сад.
о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. 15. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). 7. Евангелисты рассказывают, что после Тайной вечери Христос с тремя учениками ушёл в Гефсиманский сад молиться. Кроме того, первосвященником называли и первого в священнической чреде.
Искушение Христа (1933). 476 предположительно Франческо), Галерее Академии, Венеция (инв. И воскресшаго в третий день по Писанием. А если им предстоит такая борьба, то не спать им теперь надлежало, а бодрствовать и молиться, чтобы бодрствующий дух победил немощную плоть.
Можете ли пить чашу, которую Я пью и креститься крещением, которым Я крещусь. В Евангелии нередко говорится о первосвященниках. 19. – сказал Он при другом случае всем Апостолам (Лк. 12, 50).
Но когда на вопрос Иисуса – кого ищете.