Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Но, несмотря на тяжелую жизнь, мать И. Е. Репина, будучи образованной женщиной, смогла приобщить детей к книгам. Берег Волги. Репин никуда не делся.
Репин встречал их по средам. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. 1877Холст, масло, 125. 5 x 97. 5Государственная Третьяковская галерея».
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Много учился на написании портретов близких и друзей. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» (ГРМ) сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Илья Репин любил писать портреты не только именитых людей, но и своих близких. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
В его глазах читается печаль, тоска. Но уже тогда, еще будучи в Академии, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге, которое сразу поставило молодого художника в один ряд с прославленными русскими мастерами. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. Мне минутами становилось страшно». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Не случайно здесь нет главных или второстепенных персонажей, ведь равенство и братство, наряду со свободой, столь значимы для пишущих письмо турецкому султану людей. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась.
Публике картина понравилась. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом. Первое полотно Репина, сюжет которого взят из русской истории, – «Царевну Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре в 1698 году» (1879, ГТГ). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Мы не видим самих лиц слушателей, они слиты в одну массу. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца.
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Черты пореформенной России, несбывшиеся чаяния и надежды русской интеллигенции отразились в искусстве и литературе в ставшей популярной теме социального неравенства, критике общественного и политического строя страны.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Изображение исполнено большого, естественного очарования. В годы реакции, разгромившей революционно-народническое движение, появляется картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Какая-то кровавая полоса прошла через этот год. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Далее по часовой стрелке – казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Потому такую остроту приобретает динамика в его портретах. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – писал Крамской о портрете Мусоргского (1881, ГТГ). Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Созданная Репиным портретная галерея чрезвычайно разнообразна. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Он идет прямо к матери.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. Это придаёт фигуре некую возвышенность, но в то же время лёгкость. Несмотря на то, что Репин был одним из самых ярых сторонников реализма и отхода от академического стиля, навязываемого Академией художеств, автопортрет выполнен по всем канонам.
Этюд получился превосходный. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Наиболее известным является полотно, созданное в 1878 году. Рассматриваемая работа относится к последней категории портретов-жанров.
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова, композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана – писателя Гаршина и художника В. К. Менка. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление.
В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. художественный музей им. В его взгляде осуждение и тревога. Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея» (1882) или с портретом его дочери, В. И. Репиной, на фоне осеннего пейзажа – «Осенний букетОсенний букет. Сходство черт лица и выражение поразительны. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Среди его учеников, .
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. За свою творческую жизнь Илья Ефимович Репин создал ряд автопортретов. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения.
Не доносчик ли. Так ли это – судить зрителям. Иногда же «состояние» портретируемого, его поза, жест, действие приобретают в той или иной мере самостоятельное значение и портрет в конце концов перерастает в жанровое изображение. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.
Светлые на полотне только руки и голова – таким образом Репин уравновешивает композицию. Репин вспоминает: «Кровавое событие 1 марта всех взволновало. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Однако с портрета на нас смотрит усталый мужчина, взгляд задумчивый и полон беспокойства. Поза, запечатленный жест, глаза— всё отражает порывистый, сильный характер музыканта.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Вся центральная часть написана самим Репиным. Одухотворенность, темпераментность П. А. Стрепетовой (1882, ГТГ) ярко показаны в напряженном взгляде затененных глаз, в мимике, в пересохших губах. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Внимание художника тяготит их. За окном летний день. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой.
Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. И вот уже перед нами не царь, а отец. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Нордман, как говорят современники, была довольно самовлюбленной женщиной и не очень хорошо повлияла на творчество Репина. Жил в Италии и Франции (1873–1876). В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
А. Н. Радищева), «Стрекоза» (1884, ГТГ), «Осенний букет» (1892, ГТГ). Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Они словно противопоставлены друг другу.
можно разделить на две категории: собственно портреты и портреты-жанры. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4.
Возвращается в Россию летом 1876 года. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве».
В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь.
Так, пронизывающий, пытливый взгляд хирурга Пирогова (1881, ГТГ) выражает натуру беспокойную ищущую, волевую. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Все заняты. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Что за людская мозаика со всех концов России», – писал Стасов. Таковы В. В. Стасов (1883, ГРМ), Лев Толстой (1887, ГТГ), Антон Рубинштейн (1881, ГТГ). Одним из таких портретов является портрет его дочери Веры под названием «Стрекоза». Портрет был написан на любимой даче художника в пенатах, где он отдыхал с семьёй. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках.
я работал завороженный. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. При ближайшем рассмотрении вы увидите мазки терракотого на стене или мягкие золотые рисунки на стуле. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Репин считал сам эту картину красивой.
Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Убийство свершилось. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель.
Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Зал полон. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. О картине появилось много статей в периодической печати.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. В эту минуту в комнату вошел Христос. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
Не случайно обер-прокурор синода Победоносцев злобно докладывал царю о картине: «Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма, с тенденцией критики и обличения». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Комната небогатой интеллигентной семьи. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
О чем эта история. Здесь и народная удаль, безудержные веселые танцы украинских крестьян в картине «Вечорницi» (1881, ГТГ) и будто хлынувшая на дорогу «пореформенная Россия», с социальными контрастами, глубокими жизненными противоречиями, так ярко показанными в многофигурной композиции «Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883, ГТГ). Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Она была закончена только в 1891 году. Имя Репина стало широко известным.
Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Среди его учеников, . После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. здесь привлекает та лирическая тема сна, об интересе к которой художника говорилось выше. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Рассмотрим "ближний круг".
Здесь близкие художнику друзья, родственники и дети: «Надя» (1881, Саратовский гос. Подобная трактовка образа определила особенности изобразительного языка, характерность живописной пластики художника. 1892Холст, масло, 114 x 67Государственная Третьяковская галерея» (1892). Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой).
Казалось, она спит. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Каждый персонаж переживает что-то своё. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Этот сиюминутный образ ребёнка связывает картину с нотками импрессионизма. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868, ГРМ), невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой (1869, ГРМ). Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей16. Стасов присылает ему все, что он просит. Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто.
Другой «академией» для Репина в эти годы была знаменитая Артель Крамского, возникшая в 1865 году в Петербурге и сыгравшая большую роль в формировании и развитии художника. Во всем образе художника читается сильная страсть к творчеству, желание творить и создавать. Крепость и ясность композиции подчеркивается плавным ритмом линий тела и складок подушки.
Работал весь день, не замечая времени. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану.
Угодливо склонился над приставом сыщик, за ним другой – с торжеством протягивает руку со связкой книг. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. На тот момент живописцу исполнилось 34 года. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Есть указания, что наибольшее сходство с Гаршиным было в одном из промежуточных вариантов картины141516.
На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В этот первый момент возвращения фигура матери служит связующим звеном между её сыном, который пока ещё кажется чужим в этом светлом интерьере и остальными членами семьи. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Глаза ясные и добрые. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет.
О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.